Цепляева Виктория Александровна
Цепляева В.А. Подписчиков: 242
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 299

Предусмотрена ли административная ответственность за заражение другого человека коронавирусом

174 дочитывания
6 комментариев
Эта публикация уже заработала 8,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Заражение другого человека коронавирусной инфекцией в зависимости от обстоятельств правонарушения может повлечь административную или уголовную ответственность.

При введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации невыполнение гражданами правил поведения, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, по общему правилу грозит наложением административного штрафа в размере от 15 000 до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Что говорит закон?

Такие правила, установленные Правительством РФ, содержат, в частности, запрет для граждан при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществлять действия, создающие угрозу жизни и здоровью иных лиц. Дополнительные правила могут быть также установлены региональными органами государственной власти при введении на территории конкретного субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие нормативные акты в области защиты населения и территорий в связи с распространением коронавирусной инфекции 2019-nCoV приняты, например, в Москве и в Московской области (пп. "а.2" ст. 10, пп. "ф" п. 1 ст. 11 Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ; пп. "в", "г" п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417; Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ; п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ; Постановление Губернатора МО от 12.03.2020 N 108-ПГ).

Обратите внимание!
Полная или частичная отмена регионального НПА, содержащего правила поведения при введении режима повышенной готовности, является основанием для прекращения производства по делу о соответствующем административном правонарушении либо отмены состоявшегося по такому делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (ч. 2 ст. 1.7, п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ; вопрос 22 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).

Нарушение гражданами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (в том числе коронавирусной инфекции 2019-nCoV), повлекшее причинение вреда здоровью человека, если соответствующие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб. (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ; п. 16 Перечня заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).

Если же нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в том числе лицом, инфицированным COVID-19 или контактировавшим с таким лицом) повлекло по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека либо создало угрозу наступления таких последствий, то виновный может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 236 УК РФ; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).

Вопрос: Какая установлена административная ответственность для граждан за нарушение правил, установленных в связи с коронавирусной инфекцией?

Ответ: Нарушение правил поведения, установленных в связи с коронавирусной инфекцией, влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа, размер которого зависит от обстоятельств правонарушения.

В связи с распространением коронавирусной инфекции за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, а также за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена, в частности, административная ответственность.

Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, как правило, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Такие правила, установленные Правительством РФ, содержат, в частности, положение о запрете гражданам при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также безопасности, жизни и здоровью иных лиц.

Кроме того, дополнительные правила могут быть установлены региональными органами государственной власти при введении на территории конкретного субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. "а.2" ст. 10, пп. "ф" п. 1 ст. 11 Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ; пп. "в", "г" п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417).

Так, в г. Москве указанная административная ответственность предусмотрена для граждан, в частности, за несоблюдение социальной дистанции (не менее 1,5 м от других граждан) (п. 12.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ; п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ; вопрос 17 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

Полагаем, что такую же ответственность влечет нарушение обязанности граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), в частности, в магазинах, в общественном транспорте, такси (п. п. 1, 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31; п. 9.4 Указа Мэра Москвы N 12-УМ; п. 2.6 Указа Мэра Москвы N 68-УМ).

Обязанность надевать маску и перчатки во время пребывания на улице в настоящее время не установлена в Москве, за исключением ношения маски в местах массового пребывания людей, в том числе на улицах. До 10.11.2020 в Москве было рекомендовано гражданам использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении на улице (п. 7.1 Указа Мэра Москвы N 68-УМ; п. 1 Указа Мэра Москвы от 10.11.2020 N 107-УМ; п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 31; Информация Роспотребнадзора).

Кроме того, в г. Москве, в частности, невыполнение гражданами требований законодательства, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 000 руб., при повторном правонарушении - 5 000 руб. (ч. 2, 3 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

При этом невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу, по общему правилу влечет наложение административного штрафа на граждан в повышенном размере - от 15 000 до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Обратите внимание! Полная или частичная отмена регионального НПА, содержащего правила поведения при введении режима повышенной готовности, является основанием для прекращения производства по делу о соответствующем административном правонарушении либо отмены состоявшегося по такому делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (ч. 2 ст. 1.7, п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ; вопрос 22 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).

Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Наложение административного штрафа в увеличенном размере - от 15 000 до 40 000 руб. - предусмотрено за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (в том числе коронавирусной инфекции 2019-nCoV) (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ; п. 16 Перечня заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715).

Указанное правонарушение, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если соответствующие действия (бездействие) виновного лица не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 150 000 до 300 000 руб. (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).

Такая ответственность предусмотрена, в частности, для лица, находившегося в контакте с больным COVID-19, в случае его отказа от изоляции и медицинского наблюдения, что указывается также в уведомлении о соблюдении таким лицом режима изоляции (Письмо Роспотребнадзора от 18.11.2020 N 02/23670-2020-32).

Аналогичным образом квалифицируют действия граждан РФ, прибывших в РФ, если до прибытия на территорию РФ они не заполнили соответствующую анкету и в течение установленного срока не прошли лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, не разместили соответствующую информацию о нем в ЕПГУ и до получения результатов исследования не соблюдали режим изоляции (п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7; Решение Московского городского суда от 16.12.2020 по делу N 7-15278/2020).

Обратите внимание! Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в том числе лицом, инфицированным COVID-19 или контактировавшим с таким лицом), повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека либо создавшее угрозу наступления такого последствия, влечет уголовную ответственность (ст. 236 УК РФ; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021; вопросы 14, 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).

Обжалование штрафа за нарушение режима самоизоляции

В случае вынесения уполномоченным органом (например, Объединением административно-технических инспекций г. Москвы) постановления об административном правонарушении и наложения штрафа за нарушение режима самоизоляции гражданин, в отношении которого такое постановление вынесено, имеет право его обжаловать (п. 18 ч. 5, ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ; ч. 2 ст. 3.18.1, п. 4 ст. 16.3 КоАП г. Москвы; п. 4.2.16 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП).

Обжаловать штраф возможно в течение десяти дней с даты получения такого постановления, направив жалобу в письменном виде в районный суд либо в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление (ч. 1 ст. 30.1, ст. 30.2, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

В Москве реализована также возможность подачи жалобы на постановление о вынесении штрафа в электронном виде (для зарегистрированных пользователей, с проверенными паспортными данными).

В жалобе необходимо указать ваши Ф.И.О. (отчество - при наличии), паспортные данные, место жительства, реквизиты обжалуемого постановления, несогласие с наложенным штрафом за нарушение режима самоизоляции и привести причины (обоснование) такого несогласия (например, фиксация нарушения при закрытом больничном). При наличии документов, подтверждающих отсутствие нарушений, рекомендуем приложить их к жалобе (например, закрытый больничный лист, фотографии, сделанные с пометкой геолокации) (ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Отметим, что одной из особенностей данной категории дел является, в частности, их рассмотрение без составления протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу об административном правонарушении без участия виновного лица в случае фиксации нарушения режима самоизоляции посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина (ч. 1.1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы; ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Предусмотрена ли административная ответственность за заражение другого человека коронавирусной инфекцией?

Заражение другого человека коронавирусной инфекцией в зависимости от обстоятельств правонарушения может повлечь административную или уголовную ответственность.

При введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации невыполнение гражданами правил поведения, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, по общему правилу грозит наложением административного штрафа в размере от 15 000 до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Такие правила, установленные Правительством РФ, содержат, в частности, запрет для граждан при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществлять действия, создающие угрозу жизни и здоровью иных лиц. Дополнительные правила могут быть также установлены региональными органами государственной власти при введении на территории конкретного субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие нормативные акты в области защиты населения и территорий в связи с распространением коронавирусной инфекции 2019-nCoV приняты, например, в Москве и в Московской области (пп. "а.2" ст. 10, пп. "ф" п. 1 ст. 11 Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ; пп. "в", "г" п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417; Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ; п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ; Постановление Губернатора МО от 12.03.2020 N 108-ПГ).

Обратите внимание! Полная или частичная отмена регионального НПА, содержащего правила поведения при введении режима повышенной готовности, является основанием для прекращения производства по делу о соответствующем административном правонарушении либо отмены состоявшегося по такому делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (ч. 2 ст. 1.7, п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ; вопрос 22 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).

Нарушение гражданами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (в том числе коронавирусной инфекции 2019-nCoV), повлекшее причинение вреда здоровью человека, если соответствующие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб. (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ; п. 16 Перечня заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).

Если же нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в том числе лицом, инфицированным COVID-19 или контактировавшим с таким лицом) повлекло по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека либо создало угрозу наступления таких последствий, то виновный может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 236 УК РФ; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021; вопрос 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).

В чем отличие карантина от режима самоизоляции граждан в связи с COVID-19?

Карантин - ограничительные мероприятия в связи с распространением инфекционных заболеваний, в том числе в отношении передвижения населения, транспортных средств и др. Режим самоизоляции при COVID-2019 предполагает преимущественное нахождение граждан дома.

Карантин (ограничительные мероприятия)

Карантином признаются ограничительные мероприятия (в том числе в отношении передвижения населения и транспортных средств) в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Такие мероприятия вводятся, в частности, решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ на основании предписания Главного государственного санитарного врача (ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

Руководствуясь данным положением, ввиду распространения коронавирусной инфекции (далее также COVID-2019) Главный государственный санитарный врач постановил высшим должностным лицам субъектов РФ в том числе обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции (п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9).

В связи с COVID-2019 временно ограничен въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, за некоторым исключением. Иностранцам при въезде в РФ необходимо иметь при себе, в частности, актуальный медицинский документ об отсутствии COVID-19 и анкету для прибывающих в РФ для пересечения границы. Также для сбора информации о состоянии здоровья пассажира разработана форма самодекларации (п. п. 1, 2, 2 (1), 5 (1) Распоряжения Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р; п. п. 1, 2 Распоряжения Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р; п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7; п. 4 Приложения к Рекомендациям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.01.2021 N 3; Информация Росавиации (вместе с Письмом ИКАО от 01.09.2020 N ЕС 6/3-20/90)).

При этом граждане государств - членов ЕАЭС могут въезжать в РФ из Армении, Белоруссии и Киргизии через воздушные пункты пропуска через государственную границу РФ (по установленному перечню) при условии предъявления ими выявленных отрицательных результатов исследований на COVID-19 методом ПЦР, отображаемых в мобильном приложении "Путешествую без COVID-19" (пп. 14 п. 2 Распоряжения Правительства РФ N 635-р; п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 7).

В аэропортах РФ организуется проведение выборочного тестирования на COVID-19 прибывших иностранных граждан и лиц без гражданства (пп. 5.2 п. 5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7).

Кроме того, российские граждане, возвращающиеся на территорию РФ, обязаны заполнить на ЕПГУ до вылета в РФ (но не позднее регистрации на рейс) анкету прибывающего на территорию РФ. В течение трех календарных дней со дня прилета таким гражданам необходимо пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате такого исследования в ЕПГУ (до получения результатов они обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания)). В случае прибытия на территорию РФ из любых зарубежных стран необходимо пройти повторное лабораторное исследование в срок до пяти календарных дней со дня прилета, но с интервалом не менее суток с первого исследования (п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 7).

6 комментариев
Понравилась публикация?
0 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Цепляева Виктория Александровна
Комментарии: 6
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Программист Гость_8415538
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 72
04.08.2021, 21:21
Тукумс

Как определить, что именно этот субъект заразил другого субъекта. Про сифилис, всё понятно, хотя он и бытовым способом может распостранятся. А короно.... Прежде чем вводить нормы, надо продумать как их применять. А так, это просто раздражает граждан.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

ну и бред! как можно доказать факт заражения от конкретного человека?

понятно если с самолетов какую гадость сыпят и то будет сложно доказать

Доказательством послужит следующее - если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.) и вследствие таких нарушений создает реальную угрозу наступления последствий в виде массового заболевания людей, то в свете новеллы уголовного закона он совершает уголовное преступление.Суды квалифицируют по ч. 1 ст. 236 УК РФ.

0
Ответить
DELETE

Бред! Но хотя куда мы движемся, это становится нормой!

Война это мир, рабство это свобода, черное это белое, здравствуй "новый мировой порядок"!

Видимо это еще цветочки! Скоро и цак в нос и желтые штаны и ку..... ну а если ку не сделал кто. то ч.1 ст.ххх, а если не сделал ку повторно, то ч.4..

и смешно и страшно

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

это второй бред, после принудительно-добровольной вакцинации

+1 / 0
картой
Ответить

Обоснуйте!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Можно ли праздновать Хэллоуин в России: на чём стоит остановиться, чтобы не нарушить закон

С приближением 31 октября всё чаще возникает вопрос: насколько законно отмечать Хэллоуин в России и какие костюмы могут повлечь административную ответственность? Напоминаем, что согласно части 1 статьи 20.

Юридическая консультация по выезду из Российской Федерации гражданином с двойным гражданством

Ситуация, когда гражданин Российской Федерации также имеет гражданство другого государства, является достаточно распространенной, и в связи с этим возникает множество вопросов относительно того,...

Порядок возмещения своих расходов при незаконном привлечении к административной ответственности водителя ТС: полезная информация

Краткое содержание:1. Введение.2. Обсуждение.Здравствуйте дорогие друзья и посетители сайта!Сегодня мы поговорим о том, как можно водителю, который необоснованно был привлечён к административной ответственности,...

Когда ты просишь о правосудии, но делаешь это без уважения, или преступление в суде ст. 297 УК РФ.

Представитель Геласий (имя изменено), участвуя в судебных заседаниях, систематически высказывал свое мнение в отношении сторон, с использованием обсценной лексики (от лат. obscenus «непристойный,...

Что нельзя делать в интернете в России: как не попасть на административку или уголовку

Интернет — это как огромный торговый центр с тысячами дверей: в большинство можно заходить спокойно, но есть и такие, за которыми вас ждут штрафы, предупреждения или даже уголовная ответственность.

Крузак губернатора оштрафовали за превышение скорости - чиновники не смогли оспорить 500 рублей

Водитель и представители автобазы попытались оспорить штраф в размере 500 рублей, ссылаясь на то, что внедорожник следовал с включёнными спецсигналами: проблесковым маячком и сиреной. По их версии,...