Финансовая грамотность: вводится обучение правильному обращению с деньгами

Финансовая грамотность
Возросший вал возможностей различных финансовых операций, а к ним и мошеннических схем заставляет всерьез задуматься о том, что пора видимо начать системно подходить к вопросу финансовой грамотности населения. Чтобы избегать тех негативных последствий, которые сейчас преследуют многих.
Уроки финансовой грамотности для 1–9 классов войдут в обязательную школьную программу через год — с 1 сентября 2022 года.
Это будет сделано в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, которые были утверждены этим летом. Однако по согласованию с родителями программу можно изменить уже с 1 сентября нынешнего года, сообщает Банк России. В отдельный предмет финансовую грамотность не выделят, она будет интегрирована в некоторые общешкольные предметы. Но многие школы уже и ранее обучали — и продолжают обучать — финансовой грамотности, подчеркивают эксперты.
Через год, но можно и сейчас
Финансовая грамотность, согласно ФГОС, не будет выделена в отдельный предмет. В начальной школе элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир», а в 5–9 классах финграмотность будет составной частью математики, обществознания и географии.
— Элементы финансовой грамотности также добавлены в состав универсальных учебных действий (УУД), — рассказал директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Вениамин Каганов.
Банк России подтверждает, что финансовая грамотность уже активно изучается. Согласно данным мониторинга, проведенного по его заказу в 2020 году, по итогам 2019–2020 учебного года 85% школ уже изучали финансовую грамотность в том или ином формате, а каждая пятая школа — в обязательном режиме.
Уже обучают
— В большинстве это практические занятия, деловые игры, проектная деятельность и онлайн-уроки, — рассказали в Банке России.
По данным регулятора, за два последние года число образовательных организаций, где в программы уже включена финансовая грамотность, выросло с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финграмотность преподается как отдельный предмет, увеличилось почти вдвое — с 4472 до 7946. Онлайн-уроками для старшеклассников, разработанными Банком, в 2020–2021 учебном году, воспользовались 15 927 школ.
— На конкурс программно-методических комплексов, проводимый в этом году при поддержке Банка России, Минпросвещения и Всероссийского центра художественного творчества, было подано более 2 тыс. заявок. Это значит, что педагоги готовы делиться своими наработками с коллегами по всей стране, — подчеркнул директор Ассоциации развития финансовой грамотности.
Оценить и рассчитать
В начальной школе на уроках по математике и окружающему миру учащимся будут прививать «навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций», а также научат «анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план». Затем в 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Кроме того, часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия, разъяснили в Банке России.
Встраивание обучения финграмотности в другие курсы,— правильное решение. Так школьники будут получать прикладные знания вместе с теоретическими. К примеру, на уроках математики обучают сложным процентам. Но не все школьники способны эти знания потом применить к кредитам и заработку на депозитах, — отметил эксперт.
Есть мнение, что вообще давать азы финансовой грамотности с первого класса — слишком рано.
— Мой ребенок пойдет во второй класс. Да, он ходит в магазин за хлебом, но обучать его управлять финансами еще рано. Пусть хотя бы научится хорошо считать, освоит дроби, проценты. Такие уроки нужно вводить хотя бы с четвертого класса, — рассуждает учитель математики. По ее мнению, в 6–9 лет объяснять детям, как распоряжаться карманными деньгами, должны родители и классные руководители.
Научить учителя
В 2020 году Банк России подготовил для преподавания новой дисциплины 2674 педагога, а за первую половину 2021 года — 3046 человек.
По мнению педагога, финграмотность нужно выделить в отдельный предмет.
— Ребята изучают семейный бюджет, страхование, кредитование. Вне уроков мы проводим встречи со специалистами банков. Они раскрывают такие темы: «Как узнать полную стоимость кредита?», «Как сравнить кредитное предложение?», «Низкий процент по кредиту: обман или удача?» — говорит учитель.
Марина Шарапова призналась, что многое из того, о чем узнала от специалистов, она сама применяет в жизни.
— Важно, чтобы учителя знали, как обращаться со своими финансами, имели навыки финансово безопасного поведения. Не секрет, что личные, в том числе финансовые, проблемы могут негативно сказаться и на рабочих процессах, — сказал директор АРФГ Вениамин Каганов.
Однако обладание знаниями о финансах не всегда приводит к правильному финансовому поведению как детей, так и взрослых,
— Опыт показал, что детей нужно ловить за руку, когда они принимают финансовое решение. Когда у них появляется выбор, куда потратить деньги — на депозит положить или пойти купить смартфон, именно в момент принятия решения нужно помочь советом, как приумножить состояние, а не спустить его. Но именно такое обучение невозможно включить в школьную программу. Поэтому школьный курс всё же не сделает из детей экспертов в области личных финансов, — отметил Олег Шибанов.
При этом появление новой дисциплины, по его мнению, — все-таки эффективный способ дать детям базовые знания о финансовой грамотности.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
И где эти деньги брать ?
Финансовой грамотности можно в семье научиться и самообразоваться. Нужна она тем, у-кого появились лишние деньги, для этого их сначала заработать надо. Сейчас учатся 6 дней, по 6 уроков. В принципе это неплохо, детей жалко, итак перегружены.