
Распространение ислама на Северном Кавказе
В Чечне на распространение христианства влияли греки, европейцы и грузины, о чем свидетельствует огромное количество находимых на территории Чечни железных и каменных погребальных крестов, а также памятники, посвященные христианским святым.
У ингушей к распространенным исламским верованиям относятся в первую очередь верования языческие, такие, как анимизм, тотемизм, культ домашнего очага, культ солнца. Дальнейшие попытки христианизации Ингушетии принимали как Грузия, так и Византия.
Дагестан, благодаря своему географическому расположению, чаще других подвергался попыткам христианизации - вновь благодаря Грузии и Византии, но также и Армении, и Албании, являющейся на тот момент Кавказской. Миссионерская деятельность в данном регионе была наиболее активной из всех территорий Северного Кавказа. Распространенным в Дагестане был и иудаизм, пришедший в регион вместе с переселенцами из Ирана, однако, данная религия не смогла получить широкого распространения, так как в первую очередь была религией элиты и отвечала ее потребностям, а не религией масс, в отличие от ислама.
Распространение ислама в Дагестане началось в VII веке и было прежде всего связано с военными успехами арабов, которые вытеснили Хазарский каганат на север - в нижнее Поволжье.
Становление ислама в Дагестане заняло долгое время, растянувшись на несколько веков. Распространение религии происходило с юга, где располагался исламский мир, на север.
В числе первых в VII-IX веках ислам приняли лезгины, табасаранцы, рутульцы, в XI-XIII вв. мусульманами стали агулы и лакцы, к концу XIV веке даргинцы, и ногайцы, в XIII-XVвв. — к исламу обратились кумыки и аварцы, к концу 15 в. — к ним присоединились также чеченцы-аккинцы и андоцезские народы.
Позже всего, приблизительно в XV-XVII веках, ислам утвердился и в западной части горного Дагестана.
В Чечню ислам стал проникать и распространяться чуть позже, чем в Дагестане, в XV веке, однако, впервые стал известен на данной территории еще с VIII века, о чем свидетельствует ряд археологических памятников.
Согласно некоторым данным археологических и письменных источников, в распространении ислама в Чечне можно выделить несколько этапов: VIII – IX века – это был период арабо-хазарских войн; XI – XII века – проникновение ислама благодаря половцам, господствующие верхи которых исповедали ислам; XIII – XIV века – период Золотой Орды и активного проникновения ислама; конец 14 века – нашествие войск Тимура; конец XV – первая половина XVI века – проникновение ислама из Дагестана, Ирана, Крымского ханства и Османской империи. XV век явился для ислама самым «плодотворным», так как теперь не вражеские набеги способствовали распространению данной религии, а пример соседей. В особенности повлиял на распространение ислама в Чечне пример Дагестана и Османской империи, которая росла на глазах, и становилась могущественнее.
В Ингушетию ислам начал свое проникновение со стороны Дагестана, Кабарды, и Чечни, возможно уже в XIV-XV веках. Исламизация данного региона продолжалась достаточно долго, до XIX века, среди народов Северного Кавказа ингуши были одними из последних, принявших ислам, в то время, как в Чечне, и, тем более, в Дагестане, данная религия уже укоренилась. Конечным этапом исламизации Чечни можно считать становление учения шейха Кунта-Хаджи во второй половине XIX веке. С этих пор ислам суфийского толка стал своего рода народной религией ингушей.