Украина не Россия. В ожидании чуда или конец иллюзий о братском народе.
Центром Разумкова провел социологический опрос в июне 2021 года в рамках исследовательского проекта «Украина: 30 лет на пути в Европу», финансируемого Представительством Фонда Конрада Аденауэра в Украине. Было опрошено 2018 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины, за исключением территорий Донецкой и Луганской народных республик по выборке, представляющей взрослое население по основным социально-демографическим показателям. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3% с вероятностью 0,95.
Недавно заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал статью «Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством», в которой обосновывает обозначенную им в заголовке тезис. В частности, одним из основных посылов в аргументации невозможности каких-либо переговоров с нынешним президентом Украины является то, что он — «человек, имеющий определенные этнические корни, ... по сути — отказался от своей идентичности. Начал истово служит оголтелым националистическим силам Украины».
Однако, Медведев отнюдь не первый российский политик, который в последнее время развивает тему «украинско-еврейского заговора». Еще в мае 2019 года тогдашний советник президента России, академик Сергей Глазьев в статье «Оккупация» писал: «Возможно, ставка на Зеленского, сделанная задолго до этих выборов, связана с общим креном администрации Трампа в сторону крайне правых сил в Израиле. Вероятно, они поставят перед обновленным киевским режимом новые задачи. Я не исключаю, например, возможности массового переезда на “зачищенные” от русского населения земли Юго-востока Украины уставших от перманентной войны на Ближнем Востоке жителей Земли обетованной».
Несмотря на стилистические различия, статьи Медведева и Глазьева заканчиваются практически одинаковым выводом: Медведев, отвечая на «извечный и главный вопрос: что делать в этой ситуации?", заявляет: "А ничего. Дождаться появления на Украине вменяемого руководства», а Глазьев выражает надежду на «чудесное преображение власти» (имея в виду украинскую власть).
Однако, есть ли основания у нынешнего российского руководства надеяться на такое «волшебное превращение» украинской власти, несмотря на то, что власть выбирают граждане и в своей политике она отражает общественные настроения.
Исследование, проведенное недавно Центром Разумкова, показывает, в каком направлении меняется общественное мнение и идентичность граждан Украины в течение последних лет.
Эти изменения прежде всего можно охарактеризовать как процесс преодоления стереотипов сознания, которые были сформированы в период пребывания Украины, как в составе Советского Союза, так и в составе Российской империи. В частности, в политике как российской, так и советской власти в отношении Украины и украинцев прослеживалась тенденция противопоставления разных частей украинского этноса, одна из которых трактовалась как «лояльная», «пророссийская», другая — сепаратистская или националистическая.
В свое время как таковая «сепаратистская» часть украинского этноса рассматривалось казачество, вплоть до того, что казаков могли вовсе не относить к украинцам (малороссиянам), а рассматривать как отдельное «славяно-татарское» племя.
Позже такой "стигматизированной « (с точки зрения нелояльности к России) группой стали» западные украинцы" (прежде всего галичане). В частности, российский историк Николай Ульянов писал: «Не только по именам, а и по крови, по вере, по культуре, Галиция и Украина менее близки между собой, чем Украина и Белоруссия, чем Украина и Великороссия... Язык ее совсем не тот, что в Надднепрянщине. Даже наспех созданная «литерацка мова», объявленная общеукраинской, не способна скрыть существования двух языков, объединенных только орфографией». Общая тенденция в представлении образа «западных украинцев» — они более «испорченные» иностранным влиянием, но рано или поздно все равно «вернутся» к России, хотя их путь в этом направлении будет тяжелее и длиннее, чем у других украинцев.
Подобный пропагандистский влияние имел следствием «идеологическую стигматизацию» жителей западных областей Украины, что наблюдалась не только в СССР, но под влиянием сложившихся в СССР стереотипов — еще долгое время после обретения Украиной независимости. Это в частности, проявилось в социальном дистанцировании от них жителей других регионов Украины.
Во время опроса, проводимого социологической службой Центра Разумкова в мае 2006 года, оценивая насколько жители разных регионов Украины и некоторых соседних стран близки к ним по характеру, обычаям, традициям, в целом граждане Украины оценивали близость к ним жителей западных регионов страны (Галиции, Буковины, Волыни, Закарпатья) ниже, чем жителей других регионов Украины, а жители Южного и Восточного региона даже значительно ниже, чем жителей России. Оценка производилась по шкале от 0 до 10, где „0” означает, что жители этого региона или страны не имеют ничего общего с респондентом в характере, обычаях, традициях, „10” — что жители этого региона или страны в максимально похожи на респондента с характером, обычаями, традициями. Так, жители Южного региона оценивали собственную близость с жителями Галичины 4,3 баллами по шкале от 0 до 10, тогда как близость с жителями России — 7,3 баллами, а жители Восточного региона — соответственно 4,4 и 8,4 баллами.
Однако, если сравнивали результаты, полученные в 2021 году, по результатам 2006 года, то можем констатировать в Восточном регионе рост самооценки культурной близости с западными регионами страны (например, оценка близости с Галичиной выросла с 4,4 до 5,1 балла). В Южном регионе наблюдается рост самооценки культурной близости с большинством западных регионов, Центральным регионом, Слобожанщиной.
В целом по стране в 2021 году наблюдается тенденция снижение уровня культурной близости с жителями России — с 6,8 балла в 2006 году она опустилась до 3,5 балла в 2021 году (ниже есть лишь показатель культурной близости с жителями Турции, который составляет 3,0 балла). Но в отличие от оценки близости с Россией, оценка близости с жителями Турции за последние годы выросла (в 2006 году она составляла лишь 1,6 балла).
По сравнению с 2006 годом снизилась самооценка культурной близости с жителями Белоруссии (с 6,0 до 4,6 балла), тогда как с жителями стран, граничащих с Украиной на Западе и Юго-западе (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдова) выросла. Самооценка культурной близости с Россией и Белорусью по сравнению с 2006 годом снизилась во всех без исключения регионах страны. Тогда как самооценка культурной близости к жителям Румынии, Молдовы и Турции выросла во всех регионах, а близости к жителям Польши, Словакии и Венгрии — в Центральном, Южном и Восточном регионах, приблизившись к показателям, которые фиксировались ранее и сейчас в Западном регионе.
Итак, можем констатировать на протяжении последних лет тенденцию смещения «вектора самооценки культурной близости» с востока на Запад — это касается как оценок культурной близости с жителями разных регионов страны, так и с жителями соседних стран.
Чем моложе респонденты, тем культурно ближе они ощущают себя к жителям западных регионов Украины, к жителям большинства западных и юго-западных стран-соседей Украины, и тем более культурно дистанцированными по отношению к жителям России и Белоруссии.
Давая ответ на вопрос, к какой культурной традиции они себя относят, в июне 2021 года респонденты чаще всего отвечали, что относят себя к украинской культурной традиции (73%). Доля таковых по сравнению с маем 2006 года существенно выросла (тогда она составляла 56%). С 7% до 10%, возросла также доля тех, кто относит себя к общеевропейской культурной традиции, и снизилась тех, кто относит себя к русской (с 11% до 3%) и советской (с 16% до 10%) культурных традиций
Следует отметить, что наиболее заметные изменения в культурной самоидентификации произошли в период между 2008 и концом 2013 года — за это время доля тех, кто относит себя к украинской культурной традиции выросло с 58% до 68%, а тех, кто относит себя к российской культурной традиции сократилась с 15,5% до 6%. Большую часть этого периода пришлась на время пребывания на посту Президента Украины. Януковича, который осуществлял пророссийскую политику, в том числе в культурной сфере, поэтому подобные изменения в массовом сознании никак нельзя считать результатом политики, проводимой властью. С другой стороны, они могли быть реакцией общества на политику тогдашней власти, следствием ее неприятие.
Если сравнивать данные за 2021 и 2006 годы, то рост числа тех, кто относит себя к украинской культурной традиции, состоялось во всех регионах, но в наибольшей степени — в Южном и Восточном. В Южном их доля выросла с 50% до 67,5%, а в Восточном — с 37% до 60%.
Отнесение к советской культурной традиции уменьшилась в Южном (с 24,5% до 14%) и Центральном (с 13% до 7%) регионах, в российской — в Восточном (с 20% до 6%).
Если среди этнических украинцев отнесение себя к украинской культурной традиции выросло с 66% до 76%, то среди этнических русских-граждан Украины отнесение себя к украинской культурной традиции выросло более заметно — с 21% до 49%, а в российской — уменьшилась с 35% до 18%. Итак, если среди этнических русских в 2006 г году относительное большинство относили себя к русской культурной традиции, то в 2021 году — к украинской.
Отнесение себя к украинской культурной традиции чаще проявляется в младшей и средней возрастных группах по сравнению со старшей (соответственно 76%, 78% и 67,5%). Чем моложе респонденты, тем чаще они относят себя к общеевропейской традиции (от 6% среди тех, кому 50 и более лет, до 15% среди тех, кому меньше 36-и) и тем реже — до советской (соответственно 17% и 2%).
Доля этнических русских-граждан Украины, которые отвечают, что по культурным и духовным ориентациям они в наибольшей степени связаны с Россией, по сравнению с 2007 годом уменьшилась с 40% до 15%, среди этнических украинцев — с 10% до 2%. Если в 2007 году доля тех этнических русских, которые связывали себя с Россией, более чем вдвое превышала долю тех, что связывали себя с Украиной, то теперь она почти в два раза меньше доля тех, кто связывает себя с Украиной.
Итак, несмотря на указанные тенденции изменения общественного сознания в Украине, российскому руководству вряд ли удастся дождаться, когда в Украине состоится ««чудесное преображение власти» и к власти придет «вменяемое руководство» в том смысле, как эту «вменяемость» понимают в Кремле.
Украину, как дружеское государство и как братский народ, мы, по видимому, потеряли окончательно в следствии близорукой политики в прошлом, в том числе во времена СССР, так и после его распада.
Источник см.
https://razumkov.org.ua/statti/ukraina-ne-rosiia-v-ochikuvanni-dyva
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись —
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днём —
Так рассуждать они пустилися вдвоём
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всём оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить
И в дружнем счастье всё своё блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело»,
«А что же? это дело! —
Барбос ответствует ему. —
Давно, Полканушка, мне больно самому.
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживём без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пёс дружества слывёт примером с давних дней,
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». —
«Явим же в ней пример мы в наши времена! —
Вскричал Полкан, – дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, —
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки!
1815
Пора забыть об Украине в имперском контексте. Всех, кто хочет, переселить в Россию. На Дальний Восток. Дать работу и ссуды на жильё.
Всё!