Новые штрафы за скорость
Депутаты Мосгордумы предложили внести значительные изменения в КоАП. Разработанный проект поправок в федеральное законодательство подразумевает увеличение размера штрафов, отмену скидки при быстрой оплате и радикальное снижение нештрафуемого порога скорости, который сейчас составляет 20 км/ч.
Всё это происходит на фоне позиции МВД и Министерства юстиции, которые работают над проектом нового КоАП и которые не раз заявляли, что штрафы увеличивать не будут, а от погрешности не откажутся. Разбираемся, есть ли у столичных предложений шанс воплотиться в жизнь и сможет ли Москва ввести собственные ограничения.
Какие штрафы могут повысить в Москве
Нововведения предполагают пересмотр и ужесточение многих действующих норм, в том числе снижение нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 5 км/ч. За превышение скорости на 5–10 км/ч хотят ввести штраф в размере 500 рублей (сейчас за такое нарушение нет наказания), на 10–20 км/ч — 1000 рублей, на 20–40 км/ч — 2500 рублей (сейчас 500 рублей), на 40–60 км/ч — 10 000 рублей или обязательные работы на 25–35 часов (сейчас 1500 рублей).
При более грубых нарушениях предлагается уже лишать водителя права управлять транспортным средством. За превышение скорости на 60–80 км/ч — обязательные работы сроком 40–60 часов с лишением прав на шесть месяцев или штраф 15–20 тысяч рублей с лишением прав на шесть месяцев (сейчас 2500 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев). А при повторном нарушении — обязательные работы на 60–80 часов или административный арест на 8–12 суток. Наконец, за превышение более чем на 80 км/ч предложен административный арест на 10–15 суток с изъятием прав на год (сейчас штраф 5000 рублей или лишение прав на полгода).
Автор поправок — депутат от партии «Яблоко» Дарья Беседина. Она уточнила, что из-за значительной разницы в доходах россиян для одних штраф в размере десяти тысяч рублей не будет эффективен, а для других окажется разорительным. Поэтому Беседина предложила отказаться от повторной ответственности за такие нарушения, но при этом добавить в основные виды наказаний исправительные работы или административный арест. Чтобы те, кто готов платить за быстрый проезд, лишились такой возможности.
Материал по теме: Штрафы за среднюю скорость отменили: почему и что будет дальше
Что будет с 50-процентной скидкой на оплату штрафа
От скидки 50% для водителей, которые оплатят штрафы в течение 20 дней, предложено отказаться. Сейчас дисконт действует на минимальные нарушения и не затрагивает грубые виды проступков, например, повторные проезд на красный свет или превышение скорости на 40–60 км/ч, выезд на встречку или пьяную езду.
Как объяснила Беседина, благодаря дисконту водители воспринимают штрафы как плату за возможность ездить быстрее. «Уровень общественной опасности превышения скорости на 39 км/ч, например, езда в населённом пункте со скоростью 99 км/ч, никак не может соответствовать 250 рублям штрафа, которые должен будет уплатить нарушитель», – говорится в тексте пояснительной записки к документу.
Скидка на оплату штрафа действует с 2016 года: её ввели, чтобы упростить работу судебных приставов и поднять собираемость штрафов. То, что скидка положительно повлияла на собираемость, подтверждали в ГИБДД и в службе судебных приставов. К примеру, в первой половине 2018 года 87% штрафов водители оплатили с дисконтом. Это позволило ведомствам сосредоточиться на работе со злостными нарушителями и неплательщиками.
К чему могут привести изменения в КоАП
Превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью её последствий, говорится в пояснительной записке. Например, повышение средней скорости движения на 1% увеличивает риск ДТП со смертельным исходом на 4%, а опасность серьёзных аварий — на 3%. Риск смерти пешеходов, сбитых машиной при скорости 65 км/ч, в 4,5 раза больше, чем аналогичный показатель при скорости 50 км/ч. А вероятность гибели водителя и пассажиров в результате боковых ударов машин на скорости 65 км/ч составляет 85%.
Кроме того, действующие штрафы несоразмерны реальным доходам населения. Автор документа привела сведения об ответственности за превышение скорости на 20 км/ч в семи городах, которые смогли снизить смертность на дорогах до рекордно низкого уровня. Это Токио, Стокгольм, Копенгаген, Осло, Хельсинки, Берлин и Минск. В Берлине штраф составляет 2,86% от средней зарплаты, в Минске и Токио — около 5%, в Стокгольме, Копенгагене и Хельсинки — 12,8%, в Осло — 28,75%. По расчётам Бесединой, штраф 2500 рублей составит около 6% от средней зарплаты в России.
Материал по теме: Транспортный налог 2021: сколько платить, когда и кому положены льготы
Неужели штрафы действительно могут вырасти?
Комиссия по законодательству рекомендовала рассмотреть законопроект в Мосгордуме на пленарном заседании. Если его одобрят, то документ отправят на рассмотрение в Госдуму. Правда, ещё при изучении законопроекта в комиссии у профильных ведомств возникли вопросы.
Так, замглавы дептранса Москвы Андрей Корнеев напомнил, что департамент намеревался снизить нештрафуемый лимит два года подряд — до 10 км/ч, но поддержки идея не получила. Корнеев отметил, что нынешний проект более радикален, и предположил, что снижение нештрафуемого порога до 5 км/ч вызовет проблемы как для водителей, так и для администрирующей стороны: фиксировать его будет сложнее. Оптимальным лимитом столичные власти по-прежнему считают 10 км/ч.
В свою очередь, начальник управления охраны общественного порядка МВД России по Москве Алексей Диокин напомнил, что сейчас проект нового КоАП находится в «серьёзной стадии разработки», поэтому предложения стоит отправлять напрямую в Минюст. При этом он напомнил о позиции МВД: «Прежде чем рассматривать вопрос о ликвидации нештрафуемого порога и повышении ответственности, необходимо привести в соответствие с нормами дороги России».
Как неоднократно заявляли в Минюсте, повышения штрафов за уже существующие нарушения ПДД не произойдёт. Изначально в проекте предусматривалась индексация штрафа за превышение на 20–40 км/ч с 500 до 3 тысяч рублей, а за превышение на 40–60 км/ч — с 1 тысячи до 4 тысяч рублей. Также была предложена балльная система, при которой за три серьёзных нарушения в течение года можно было лишиться прав на год. Однако эти меры вызвали критику со стороны правительства и премьера Михаила Мишустина.
«Подобные вопросы нужно рассматривать прежде всего с учётом платежеспособности населения, а также с позиций улучшения качества автоматизации и администрирования, а не идти по самому простому пути, просто кратно увеличивая штрафы», — говорил Мишустин. И эту позицию поддержали в МВД. Глава ведомства Владимир Колокольцев сказал, что МВД против отмены нештрафуемого порога скорости 20 км/ч, а также изменения размеров штрафов. По его словам, на безопасность больше влияет обустроенность дорожной инфраструктуры и дорог, чем манипуляции с «нештрафуемыми» километрами.
При этом проект нового КоАП, который сейчас оценивает Минюст, всё-таки содержит некоторые ужесточения: лишение прав за систематическое грубое нарушение Правил в течение года, повышение ответственности за нетрезвое вождение (лишение на три года вместо двух и штраф в размере 50 тысяч рублей, если в салоне были дети), а также штраф за опасное вождение (3000 рублей). Также документ предусматривает ответственность за брошенный на улицах автохлам, парковку на газонах и детских площадках.
Материал по теме: Автохлам: как избавиться от груды металлолома, занимающей ценное парковочное место во дворе
Может ли Москва самостоятельно ввести местные штрафы и лимиты
В Москве действует несколько локальных штрафов и оформляются они разными способами. Например, повышенные штрафы за нарушение правил остановки и стоянки напрямую прописаны в федеральном КоАП. Согласно статье 12.19, в Москве и Санкт-Петербурге за нарушения штрафуют на 2500 рублей против общих 500 рублей, а при остановке на трамвайных путях или создании помех — на 3000 против федеральных 1500 рублей.
А вот штраф за неоплату стоянки на платной парковке введён столичным законом и прописан в московском КоАП в статье 8.14. Штраф за парковку на газоне (5000 рублей для граждан) тоже определён именно в столичном КоАП (статья 8.25).
Как объяснила Журналу Авто. ру юрист и специалист по ПДД Катерина Соловьёва, каждый субъект вправе предлагать внесение поправок в федеральное законодательство, отправляя разработанные законопроекты на рассмотрение в Госдуму. Однако ввести локальные штрафы за превышение скорости город не может, уверена юрист. Эти штрафы должны устанавливать только федеральные власти, и Москва не вправе изменить их самостоятельно.
«В ПДД говорится, что у субъекта есть право изменять действующие в регионе скоростные ограничения, но речь идёт о правилах движения, а не о санкциях за их нарушение. Перечень санкций и их размер содержатся в КоАП — это федеральный документ, который разграничивает полномочия регионов и федерации. Произвольно регион не может изменять санкции и их размер за нарушение федеральных норм, к которым относятся и ПДД РФ. И часто возникают споры, которые доходят до Верховного Суда, как в случае штрафов за газон: а не залез ли субъект в федеральное законодательство?» — говорит юрист.
С помощью подобных законопроектов, предполагает Соловьёва, власти постепенно подготавливают почву для внесения таких изменений: «Московские власти на самом деле хотели бы вернуть пресловутый нештрафуемый порог, повысить штрафы. Если вы настаиваете на внесении изменений, то подготовьте исследования, расскажите, каков коэффициент корреляции между превышением скорости и количеством ДТП. Если он действительно так велик, тогда можно задуматься о повышении штрафов».
Пока же, уверен президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, никаких перспектив у идей московского депутата нет. Как минимум потому, что автор вообще не учёл разработанный Минюстом проект нового КоАП, в котором нет места для названных идей. «Проект КоАП не предусматривает увеличения штрафов, отмену скидок, отмену нештрафуемых +20 км/ч. В МВД постоянно говорят, что этого делать нельзя, пока не будет пересмотрен скоростной режим на российских дорогах».
Источник: Подробнее ➤
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Пора отбивать деньги за выплаты.
Штрафы это наше всё.
хватит штрафов
Какая та фигня у них в мозгах