Российские учителя — хорошие люди, но почему они плохие учителя

На доске: "Знание — сила". Только отечественные учителя не способны в этом убедить учеников. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Это сложилось не сегодня и не вчера. Это складывалось десятилетиями и начался этот процесс ещё втой самой "лучшей в мире" советской системе школьного образования.
Выработался в массовом порядке такой тип учителя, которому (а правильнее сказать, которой, потому что мужчины из школ планомерно вытеснялись) в принципе всё равно чему учить. Главное, чтобы методичку дали подходящую. Учителя соревнуются при прохождении аттестации и тому подобных мероприятий в жонглировании специальными терминами (не факт, что все из них понимают их значение), но при этом проявляют в большинстве поразительную дремучесть относительно самого предмета, которому учат. Наверное, исключением являются учителя математики, физкультуры и ОБЖ.
Так модные сейчас информационные технологии, о которых так много говорят на каждом методическом совещании, для огромной части учителей (причём вовсе не пенсионного возраста) до сих пор тёмная тайна за семью печатями. Но это, как оказалось, полбеды. Освоение этих самых информационных технологий тоже не ведёт в большинстве случаев к положительному результату. А почему? А потому что методика для постсоветского учителя — это главное. Не обязательно понимать, чему учишь, главное — изобразить всё в точности как требуют методисты. Ничего не меняется со времён СССР. Председатель Следственного комитета Бастрыкин А. И. решил поиграть с мифом о необходимости возвращения к советской школе? Так нельзя вернуться, не уходя. И бессмысленно затевать бесконечные реформы и гробить огромные деньги в национальные проекты, если не вспрмнить замечательный лозунг сталинских времён:
Кадры решают всё!
Вот и у нас кадры решают всё. Никогда российское образование не достигнет успеха, если не изменятся сами принципы кадровой политики. А люди, не способные обращать внимание не на то, как они учат, а на то, чему они учат, загубят любую образовательную реформу. Что они успешно и делают вот уже не одно десятилетие.
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под заголовком"Российские учителя — хорошие люди, но почему они плохие учителя".
Если человек обладает талантом, любовью к своему предмету и интуицией, то никакие методички не возымеют самодовлеющего действия!
Весьма ограниченный взгляд на проблему.
Или я не педагог и живу в параллельной Вселенной?
Все мы именно "родом из СССР", и лучшие, успешные педагоги продолжают традиции той школы. У нас были великолепные учителя, у наших детей тоже неплохие.
Вот ,может быть, именно систему этих "методичек" стоит пересмотреть? Бесконечных обязаловок- аттестаций?
Впрочем, на самом пороге вхождения в эту профессию должен быть тщательный отбор, взгляд человека внутрь себя. Ведь не секрет, что в педвузы идет молодежь из категории неудачников, провалившихся в МГУ и ему подобные заведения.
В педвузы идёт молодёжь из категории неудачников вот уже более полувека. Поговорка 1960-х: денег нет - иди в мед, ума нет - иди в пед. Межд прочим, это фольклор, а не пропаганда.
А болезнь зависимости от методичек - это всеобщая болезнь минимум с 1940-х годов. Так что современная школа унаследовала и развила свои болезни от советской школы. Потому современный тренд петь дифирамбы "самой лучшей школе" - это игнорирование исторической реальности.
Как-то эта реальность ко мне поворачивалась другим боком. Начиная с поговорки. У нас она звучала так:"Денег нет- иди в пед, ума нет- иди в культпросвет". Какой же "мед" без денег?
В наше время , по крайней мере, в тех краях. откуда я родом, медицинский был самым дорогим вузом! После него шел только торговый.
Абсолютно не по методичкам, не шаблонно, а живо и творчески нам преподавали предметники в школе! Я очень дружила с учителями, общалась в неформальной обстановке, и точно знаю, что это были люди, влюбленные в свой предмет. Они преподавали ярко, интересно, захватывающе! И у каждого был свой неповторимый стиль преподавания, свой план. В сущности. если и были методички, то лишь как канва, а дальше - простор для творчества!
Творчеству научили и нас.
Знания в современной школе дают детям очень поверхностные. Одно время я с одним выпускником средней школы тесно общался. Он, окончив среднюю школу, сдав ЕГЭ, получив среднее образование, собирался поступать в институт. Бабушка его попросила меня позаниматься с ним математикой. Мне стало интересно познакомиться с уровнем современного образования, и я согласился. Стал этот юноша ходить ко мне на занятия. На все мои вопросы, о чём бы я у него не спрашивал, он отвечает - МЫ ЭТО В ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ!
Скажи теорему Пифагора - Железный ответ : - МЫ ЭТО В ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ! Синус, косинус, тангенс, котангенс. Нарисуй мне прямой угол? Ничего не знает, о чём я его спрашиваю. Его железный ответ - МЫ ЭТО В ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ! Позанимался я с ним месяц, устал от его сплошной необразованности и глупости. Расстался я с ним. Встречаю его бабушку через пол года, а она меня благодарит, говорит, что её внук поступил в университет, уже оплатил образовательный курс, и будет инженером строителем. Учится на четвёрки и пятёрки. Я чуть не упал от удивления. Какой же из него получится строитель, если он ПРЯМОЙ УГОЛ завести не может!!!! Теорему Пифагороа не знает!!! Какие здания он сможет построить??? Я бы ему и собачью будку построить не доверил.
Зашёл я в проектный институт, там где в молодости работал, а там, за компьютерами сидят мои бывшие сослуживцы, семидесятилетние ровесники.
Я их спрашиваю, а куда же подевалось молодое поколение инженеров проектировщиков? А они мне говорят, что молодое поколение современных инженеров имеет образование на уровне ВОСЬМОГО КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ!!!! А моя подруга (70 лет) там тоже сидит и рядом с ней её внук - инженер. Вот она пытается его научить и сделать инженером проектировщиком.
Как раз эта система методичек и аттестаций большинство вполне устраивает, принимать во внимание всеобщий тренд на жалобы не стоит - учителя жалуются на обилие отчётности, на самом деле это чепуха, рядовой оперативный сотрудник МВД в разы больше этой отчётности готовит. И это плюс другая масса бумажной работы, и от своих непосредственных обязанностей никто не освобождает.
Великолепные учителя есть, безусловно, могу из своих коллег перечислить просто гениев своего дела. Но проблемы это не устраняет. Всё равно подавляющая масса учителей - это отвратительно.
Неожиданно от преподавателя, но это говорит о том, что вы в состоянии адекватно оценивать реалии жизни и, думаю, адекватно доносить предмет до учеников. Здесь обычно - я хороший учитель, ученики дебилы.
Тридцать лет прошло с момента развала социализма. Восемнадцать миллионов коммунистов предали наследие предков, которые защищали социализм от фашистов, побросали свои партбилеты и ликвидировали КПСС. Новая власть первым делом ликвидировала советское социалистическое образование, которое создавало человека способного жить в социалистической цивилизации. В Советском союзе в государственных детских садах детей готовили к школе, уделяли большое внимание эстетическому и культурному развитию детей. С детства учили детей ухаживать за собой, соблюдать личную гигиену и аккуратность. Учили детей жить и общаться в коллективе, чтобы в жизни они могли быть способными на создание общественных благ и коллективный труд.
Новый высокий уровень классического социалистического образовательного процесса Советского образования позволял уже в школе, с детства, получать глубокие знания в виде единой общей широкой системы знаний. Учебный процесс Советского образования позволял учителю входить в личное общение с учениками, развивать и воспитывать творческую ориентацию мозга у учеников, а ученикам умение дальнейшего творческого подхода к применению полученных в школе знаний.
Личное общение позволяло учителю передавать свои знания, непосредственно учитывая психологию, скорость восприятия и усвоения знаний учениками. Бесполезно раскрывать предмет преподавания дальше, если учениками не понят и не усвоен предыдущий материал. С детства у учеников развивался творческий тип мышления.
А чтобы развить активную способность мозга к творческому процессу, в школьное образование было введено преподавание логики. Дети в школе постигали устройство природы, устройство общества, мир и своё место в этом мире. Социалистическое образование воспитывало человека новой социалистической цивилизации.
Преподавание логики велось всего несколько лет в конце сталинского правления. Современная система школьного образования - продолжение советской системы во всех её худших трендах - феминизация, отсутствие профессионализма, неприятие правовых норм и т.д.
То, что Вы тут обрисовали с реальностью имеет соприкосновение почти нулевое.
Преподаватель Сажин Дмитрий Павлович, а причину феминизации не пробовали себе объяснить?
В Японии полно мужчин в школах, потому что платят хорошо.
Мужчина семью кормить должен, и если наш мужчина пойдёт работать в школу, то, возможно, вся семья будет голодать. В глубинке - точно.
Низкая зарплата у учителей - гораздо ниже, чем сейчас, но несколько выше, чем в 1990-е, в советское время - это, скорее всего, один из инструментов построения коммунистического общества. Учитель должен быть примером - этакий нищий, но опрятно одетый и вежливый идеалист-бессеребренник.
Потому как главный экономический лозунг коммунизма "От каждого по способности, каждому по потребности" подразумевает, что все должны выкладываться на полную силу своих способностей, при этом потребляя самый минимум - то есть обеспечивая свои потребности: поел, поспал и поволок своё тело на работу, а после работы - на общественную деятельность.
Спасибо)
И чего ругать этих молодых людей, которые, получив современное школьное и высшее образование, придя на форум, могут написать только одно предложение, да и то, или бессвязное, или с ошибками. Они и сами не знают, и не подозревают, что они такие неучи. Их так современные учителя учили и в школе, и в вузе. А выпускник, бакалавр, магистр, инженер, выйдя из института, имея в руках диплом, даже не подозревает, на какой ступени знаний и умственного развития он находится. И эти современные выпускники, образованные люди, уже пришли к управлению страной. Они уже руководят производствами, авиацией, космонавтикой, медициной и всем народным хозяйством России. А какими методами они управляют производством, наукой? Ведь в век широкополосного интернета и всеобщей цифровизации, старые методы управления, которые были раньше, уже не действуют, а о новых методах управления им никто ничего не рассказывал.
От этого бездарного современного капиталистического образования председатель Следственного Комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин уже взвыл!!! К нему приходят на работу молодые специалисты, юристы, с высшим образованием, молодые следователи, которые не в состоянии написать нормально даже одно предложение. А ведь этим следователям нужно вести дорос подозреваемого и писать протокол допроса, а у этого следователя в школе было такое же ЕГЭ, и уровень образования, как и у преступника. И писать они могут одинаково не более одного предложения.
Бастрыкин сам неуч, судя по организации работы своего ведомства и стремлению нос совать туда, где он вовсе не нужен.
Современное капиталистическое образование - достойный наследник советского социалистического образования, выпускавшего отличных разгадывателей кроссвордов и игроков в КВН, но только не работников. СССР развалили те самые выпускники "самой лучшей системы образования". Вот это факт в отличие от всех дифирамбов в сторону советской школы. Современный безобразный в большинстве своём учительский состав - это достойный наследник советского такого же бездарного в большинстве своём учительского состава. Менять надо сам принцип формирования учительства. Глупому бабью там делать нечего также как и в прокуратуре, суде, следствии, парламенте.
Вы совершенно не правы!!!! Я воспитанник советского образования. Я родился в СССР в 1948 году. Я из послевоенного поколения, мне сейчас семьдесят три. Я в детстве пережил послевоенное восстановление России. Я своими детскими глазами видел на нашей улице электрификацию, прокладку водопровода, газа, канализации, телефонизацию. Я в детстве, в семь лет, перед тем как идти в школу, впервые увидел на соседней улице первый городской рейсовый автобус, на котором я поехал в школу, в первый класс. И проездил на автобусах все десять лет до окончания школы. В 1957 году ночью бегал смотреть на первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года я радовался за нашу страну и нашего первого космонавта Гагарина Ю. А. в 1967 году я пошёл служить в армию, потом в 1969 году поступил и заочно учился в институте. В 1975 году стал инженером. Приняли на работу старшим инженером, потом руководитель группы, прораб, старший прораб, главный инженер. В 33 года я уже работал главным инженером строительно-монтажной организации. С 1991 года руководитель предприятия. Мой позитивный настрой помогал моим работникам лучше работать, а люди, которые находились рядом со мной, заряжались моей энергией. На протяжении всей моей жизни, работавшие со мной люди, всегда верили в меня, и мне это было приятно.
В 1996 году купил себе компьютер и не расстаюсь с ним теперь. Работал до 65 лет уже на собственном предприятии. Когда уходил на пенсию, управление предприятием я передал другому, молодому человеку, он за полтора года всё развалил и закрыл мною созданное предприятие. Родился он как раз 01 января. Звонил я ему, хотел поздравить с Новым годом и днём рождения. Трубку не берёт. Наверное, стыдно.
Я из единственного поколения россиян, прожившего всю свою жизнь без войны. Я счастливое поколение, со счастливой судьбой.
Я из поколения, пережившего социализм. При социализме мне было очень комфортно жить. С приходом капитализма, я практически без потерь вошёл в рыночную экономику адаптировался в ней, был товарищем, а потом стал господином капиталистом. В пенсионном возрасте я предпочитаю жить в небольшом курортном городке, в котором всё в шаговой доступности. Здесь чистый, свежий воздух. Здесь тишина круглые сутки. Прекрасные дороги. Я воду пью прямо из-под крана. Это вода водопроводная, которую можно пить, не опасаясь за своё здоровье. Вода очень вкусная!!! Водозабор находится в верховьях Кубани. Водовод подаёт воду в Кисловодск и Ессентуки КРУГЛОСУТОЧНО!!!
Кроме того у нас имеются источники минеральной воды и скважины. Вода лечебная, которую пьют приезжающие отдыхающие. Эту воду подают в Бюветах. В бюветах отдыхающим подают по времени, перед завтраком, обедом и ужином. У нас нет никаких проблем с водой.
Здесь изобилие местных овощей и фруктов на рынке и они по приемлемым ценам. Здесь нет полчищ автомобилей срывающихся на зелёный свет светофора. Здесь нет запахов сгоревшего бензина. Здесь доброжелательные соседи, которые всегда рады в чём-то помочь, и даже лекарство принести или укол сделать. Среди моих знакомых имеются люди бросившие Москву, её шум, и живущие здесь в тишине и спокойствии. Здесь группа курортных городов, всесоюзная здравница, и каждый имеет свою неповторимую прелесть. Это бывшие царские курорты, куда высылали Пушкина, Грибоедова. Здесь погиб Лермонтов и памятник ему стоит. И первая могила сохраняется; и много здесь исторических достопримечательностей и царских и от социализма оставшихся. И климат, очень щадящий и зимой и летом. Здесь есть железная дорога, идущая в Москву и во много других городов. Аэропорт во все концы света. Я не сомневаюсь в том, что когда-то сделал правильный выбор, поселившись в этом сказочном месте.
Это написал Вам Я!!! Бывший ученик средней школы, который окончил 10 классов в 1965 году. Судя по тому, как я написал, то можете поставить мне оценку. Но, в школе, мне всегда, по русскому ставили ТРОЙКУ!!! Другие учились лучше меня. А Вы, современные выпускники средней школы и учителя напишите нам здесь о себе так, чтоб можно было оценить ваш уровень владения русским языком. Покажите свой интеллект мне, старику, которому 73 года. Чему вы можете детей в школе научить? Какими они будут получив образование из ваших рук? Сумеют ли они продолжить они дела своих предков?
Ну , что я могу сказать! Ни один учитель не решился показать свой интеллектуальный уровень развития. Печально это!!!
Михаил Лермонтов
Дума
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Ну и к чему весь этот пафосный мемуарный рассказ? А я закончил 10 классов в 1986 году. Стремитесь дать оценку как специалисту тому, о ком ничего не знаете, да ещё каким-то образом определили, что я - современный выпускник средней школы? На всякий случай - моя кандидатская диссертация посвящена школьному образованию 1950-1960-х годов и стаж работы в школе за десяток лет уже давно перевалил.
Так что, лишний раз Вы своим интересным, но несколько неуместным и излишне самонадеянным и эмоциональным комментарием подтвердили, что в 1950-е учителя были ещё куда ни шло, а потом - всё хуже и хуже.
Увы.
Преподаватель, Сажин Дмитрий Павлович. Санкт-Петербург. Я же Вам писал то, что находится ниже. Ответьте, пожалуйста, троешнику из времён социализма. Покажите свой интеллектуальный уровень развития. Для того, чтобы критиковать действия других, большого ума не нужно. Покажите свои способности, чтобы мы их здесь ЗАЦЕНИЛИ!!!
Ну, Вы перепечатали стихотворение Лермонтова М.В., и что в данном случае нужно оценить? Стихотворение? Сам стихов не пишу уже давно, ничего из написанного, может быть к счастью, а может к сожалению, не сохранилось. Зато можете найти мои научные публикации, это не так сложно.
Видел Ваши научные публикации. Там всё написано очень кратким телеграфным текстом. Живых душ принимавших участие в той войне практически нет. Там в основном хронология приведена. Это совершенно не сложно сделать даже не историку. В Интернете всё это есть даже более развёрнуто. Вам даже в библиотеку не пришлось идти. Там нет Ваших мыслей. Я вот нашёл Вашу публикацию про мандарины. Я, её, у Вас, там дополнил, чтобы всё честно было. Ваше репетиторство, Ваш хлебный бизнес. Каждому своё!!! Вы абсолютно не интересный для меня человек. Нет у Вас способности творить, только пересказывать. Простите за откровенность.
Спасибо.
Спасибо большое Вам за актуальную информацию , дай Бог нам всем сил и терпения в наше не простое время, будьте здоровы и счастливы!