Девиантное поведение подростков как деформация моральных норм
Введение
Сейчас на дворе новый век, не похожий на какие - либо другие. Повсеместный доступ к информации, идея свободы этой информации. Появились новые профессии, жанры в музыке, кино и даже публицистике. Век суеты и крайне быстрой динамики в жизни: инфо-поводы меняются каждую секунду, тренды сменяют друг друга, а в языке все больше иностранных слов.
К сожалению, это обесценивает многие аспекты нашей жизни. Как говорил Джон Карлин: «Добавляем года к человеческой жизни, но не добавляем жизни к годам». Информация – главный ресурс, она же главное оружие и ныне представляет только материальную ценность
Повсеместно молодые люди и подростки поддаются новым веяниям, которые несут в себе разрушительные принципы как для общества, так и для них самих. Завернутые при этом в красивую обертку со словами: это настоящая свобода, это то, каким должен быть человек и то, каким мы должны его принимать.
Однако, говоря о свободе эти принципы отрицают иную точку зрения, основанную даже на гуманистических идеалах.
Новое поколение
Особенно эти изменения касаются совсем юных, не окрепших «мозгов» детей и подростков. Их психика еще не сформирована, и они с легкостью могут сделать что угодно ради поднятия в «тренды», ради создания нового инфо-повода, о котором забудут через несколько недель или даже дней. Ими легко манипулировать, подначить на что-либо, заставить проявлять девиантное поведение в любом удобном случае. Недавние исследования показали, что даже совсем спокойные юноши и девушки могут проявлять себя слегка неадекватно ради одобрения сверстников. Это помогает им «влиться», почувствовать себя частью группы. Однако, не все задумываются о качестве этой группы. Таким образом, в школах, ВУЗах, университетах и других образовательных учреждениях образуются такие микро-группы. Новостная лента пестрит заголовками об издевательствах группы над теми, кто в нее не вошел. «Либо ты с нами, либо против нас».
Психологические исследования показывают, что абсолютно в психике любого человека есть свои отклонения. Это нормально – люди несовершенны и разнообразны. Однако создается ощущение, что именно на развитие таких отклонений и нацелены «новые» идеи.
Проблем из этого вытекает масса. Помимо микро-групп появляются отколотые от них одиночки, отклонения которых так же увеличиваются. Подростки по своей природе от пола очень впечатлительны. Таким образом, можно вспомнить историю о пермском стрелке. Как рассказывают очевидцы, рос мальчик вполне тихим и спокойным.
Агрессия может быть у человека на уровне характера, однако если раньше проводилась работа над собой или этот гнев выплескивался иначе через творчество или вандализм, то сейчас ребята вполне могут объявить себя последователями идеологий терроризма. Информация и вместе с тем ее влияние распространяется сейчас по всему миру.
Моральные нормы
К сожалению, все выше сказанное является следствием огромного влияния СМИ на формирование психики детей. Да, сейчас семилетние дети знают больше, чем в свое время знали взрослые несколько тысяч лет назад. Однако разум человеческий и сами этапы его формирования никак не изменились. Все больше по телевизору и в интернете прославляется ненормативная культура или даже «уничтожающая культура», отвергающая одни ценности и заменяющая их чем-то непотребным, ярким, но зато «прикольным» и насыщенным.
Более яркая и кричащая, чем полезная информация.
Подростки все чаще стали выставлять на показ свое невежество, глупость или грубость. Для них моральные нормы в принципе «устарели». Не смотря на развитие технологий мир в их понимании стал более «диким». Надо гнаться за «лайками», «трендами», за одобрением сверстников и кумиров.
Конечно, никто не спорит о том, что есть даже положительные динамики. Люди находят друзей по интересам в самых разных уголках страны и даже мира. Могут дружить и общаться на огромных расстояниях, но все же нельзя отрицать и разложение моральных принципов посредством такой свободы. Доказательств отрицательной стороны, к сожалению, больше, а заметить их легче.
Положительная сторона?
Сколько шума среди обывателей навели подростки, падающие с крыш под песню, а сколько знают о мальчике Акрите из Индии, который выполнил свою первую успешную хирургическую операцию в семь лет.
Многие ли знают о Тейлоре Рамоне, создавшим в 14 лет рабочий фузор — устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза?
В мае 2011-го года Тейлор получил премию на Международной научно-технической ярмарке Intel за детектор переходного излучения.
Россиянка Ирина Полякова в свои ранние годы прочитала 26 томов произведений Жюля Верна. Девочка рано научилась читать и любила книги. Мама Ирины как специалист по раннему развитию занималась обучением дочери.
13 лет Ира уже закончила школу и после с легкостью поступила в МГУ. Она стремительно шла по карьерной лестнице, став самым молодым членом совета директоров в крупной компании.
Все же в наше время любой ребенок с талантом может достичь небывалых высот. Таких гениев, как Ломоносов, Пушкин и Рахманинов будет только больше. Детям доступно практически любое образование, активно развиваются онлайн школы, а сами учителя и преподаватели постоянно повышают квалификацию и профессионализм.
Вывод
Наш век, конечно, не похож на какой-либо другой. В то же возникает множество вопросов: что будет дальше? Не станет ли он последним веком в истории?
Как обезопасить своих детей от пагубного влияния, при этом оставив положительное? Как не удариться в крайности и воспитать их хорошими, приличными людьми со своими принципами и своим мнением?
Ответы на эти вопросы будут известны в будущем, ну а мы так и продолжим листать новостную ленту с доказательствами разложения моральных норм на примере тех самых неокрепших умов.
Или же можем довериться опыту и профессионализму педагогов. На их плечи возлагается все больше ответственности. Остается только довериться им и всячески содействовать.
Спасибо за столь подробный и интересный материал, буду ждать ваши новые темы, с наступающим Вас Новым Годом, будьте здоровы и счастливы!