К вопросу о реализации права граждан на участие в отправлении правосудия.

97 дочитываний
15 комментариев

Конституцией Российской Федерации закреплены начала осуществления судебной власти, в том числе гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод (часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту относится к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что данное конституционное право предполагает, как право на доступ к правосудию, так и право на независимый и беспристрастный суд. Правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда [1].

В развитие конституционных норм Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – ФКЗ о судебной системе) устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (часть 1 статьи 1).

ФКЗ о судебной системе подчеркивается особый статус засе­дателей при осуществлении правосудия:

на них распространяются гарантии независимости судей (часть 2 статьи 5);

правосудие осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом (статья 8);

предусмотрена выплата вознаграждения из федерального бюджета (статья 8).

В то же время, народное правосудие имеет ряд существенных отличий от отправления правосудия на профессиональной основе.

Так, присяжные и арбитражные заседатели выполняют свои обязанности в ограниченный период времени: присяжные заседатели - один раз в год в течение десять рабочих дней, либо на все время рассмотрения этого дела; арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.

При этом, функции заседателей при осуществлении правосудия в уголовном и арбитражном процессе различны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (далее - Закон об арбитражных заседателях) при осуществлении правосудия арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи, в то время как, к полномочиям присяжных заседателей отнесен исчерпывающий перечень вопросов, решение по которым предстоит принять сформированной коллегией.

Из пункта 1 статьи 334 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) следует, что в ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299 УПК РФ и сформулированы в вопросном листе: доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсу­димый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Вердикт присяжных является обязательным для председательствующего судьи, за исключением случая признания председательствующим, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления (части 4, 5 статьи 348 УПК РФ). Таким образом, принятие окончательного решения по делу относится к исключительным полномочиям председательствующего.

При коллегиальном принятии решения арбитражным судом судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами, а вопросы, возникающие при рассмотрении дела, разрешаются большинством голосов. Таким образом, в арбитражном процессе арбитражный заседатель является полноправным участником процесса, наделенным полномочиями судьи.

Ввиду особой значимости возлагаемой миссии по осуществлению правосудия, а также ответственности за ее надлежащее выполнение, заседателям, участвующим в рассмотрении дел предоставляются гарантии независимости наряду с судьями (пункт 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», статья 9 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», статья 7 Феде­рального закона об арбитражных заседателях, статья 12 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Закон о присяжных заседателях), а также предоставляется необходимый объем прав.

Следует отметить, что в связи со спецификой судебной власти, полномочия которой на определенное время поручается осуществлять лицам, не являющимися профессиональными судьями, законом предусмотрен ряд требований к таким лицам, а также детально регламентирована процедура их отбора.

Так, Законом о присяжных заседателях предусмотрено, что присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непога­шенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К арбитражным заседателям изначально предъявляются более жесткие требования: ими могут быть граждане, достигшие 25, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

По общему требованию к участию в рассмотрении судом конкретного дела в качестве присяжных и арбитражных заседателей не допускаются лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судо­производство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Вместе с тем, обязательное наличие высшего профессионального образования и стажа работы у арбитражных заседателей является существенным отличием между арбитражным и уголовным процессом с участием народных представителей.

К.С. Игнатьева и А.В. Киенко отмечают, что, не имея специ­ального образования и определенной подготовки, присяжные могут быть подвержены различного рода внушениям или даже угрозам со стороны защиты или же обвинения, что также может повлиять на вынесения ими неверного решения. Их психологическое отношение к делу (жалость, обида, злость, общественное порицание и т. п.) может явно сказаться на их решении [4, С. 8].

Между тем, Д.В. Земцова полагает что, и глубокие познания в юриспруденции не дают гарантий от судебной ошибки, отмечая что присяжные заседатели, в десятки раз чаще выносят оправдательный приговор, чем «обычные» суды [3, С. 20-21].

При этом, Конституционный Суд Российской Федерации подчер­кивает недопустимость произвольной оценки доказательств, которая должна проводится, исходя не только из внутреннего убеждения и совести, но при соблюдении предписаний закона [2].

Если к производству по уголовному делу изначально не могут быть допущены лица, не соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым на должность судьи, следователя, дознавателя, к числу которых непременно относится наличие высшего профессионального юридического образования, то к присяжным заседателям такой образовательный ценз не применяется. Понимание закона таким присяжным, основанное на его внутреннем убеждении, будет субъективным, не всегда обусловленным правовыми предписа­ниями.

Владимир Лукин, будучи Уполномоченным по правам человека отмечал, что вердикты присяжных порой вызывают в обществе ничуть не меньше непонимания, чем отдельные судебные решения, принятые без их участия [5].

Были предприняты ряд мер, ограничивающих компетенцию суда присяжных. Это было связано с тем, что граждане, включенные в коллегию присяжных, руководствуются личным восприятием предлагаемой к разрешению ситуации, что ведет к принятию решения на основе мастерства сторон защиты и обвинения.

Безусловно, для реализации принципа справедливости судебной власти, суд с участием присяжных заседателей является наиболее демократичной формой осуществления правосудия, однако, нельзя не обратить внимания на тот факт, что рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей обусловлено необходимостью принятия верного решения по наиболее сложным делам с участием профес­сионалов.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена реализация конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей: предусмотрен порядок отбора представителей народа для осу­ществления правосудия, определены их права и обязанности, а также механизмы оплаты и защиты в связи с исполняемыми полномочиями. Между тем, механизм реализации указанных конституционных норм требует более тщательной разработки.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; официальный текст с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Гвоздева А.А. К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. VI междунар. Науч.-практ. Конф. № 1 (6). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 45-50.

Источник

https://sibac.info/conf/jurisprudence/vi/97403

Проголосовали: 43

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

15 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 15
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

право избирать и быть избранным в органы государственной

власти и органы местного самоуправления;

право участвовать в референдуме;

право на равный доступ к государственной службе;

право участвовать в отправлении правосудия.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Очень интересная и полезная публикация! Огромное спасибо автору за интересную и подробную информацию по теме статьи. Будем ждать Ваших следующих интересных публикаций.

раскрыть ветку (0)
DELETE

Спасибо! Очень интересно!

раскрыть ветку (0)

К вопросу о реализации права граждан на участие в отправлении правосудия.

121 просмотр

Конституцией Российской Федерации закреплены начала осуществления судебной власти, в том числе гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод (часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту относится к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что данное конституционное право предполагает, как право на доступ к правосудию, так и право на независимый и беспристрастный суд. 

Ждем новых публикаций

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (15)

Информация для владельцев, пользующихся андроидами. Небольшой совет для пользователей ватсап.

Всем привет! И это моя двухсотая публикация на сайте 9111.ru. Если бы выкладывал короткие видео из тик-тока, возможно уже бы пару тысяч раз здесь публиковался. Но имеем что имеем. И небольшой лайфхак,...

9 декабря в Ивановской области упал самолет

Сегодня появилось сообщение о том что военно-транспортный самолет Ан-22 упал в водохранилище Ивановской области. Фрагменты самолета, совершавшего плановый облет после ремонта, найдены на воде. По данным.

«Не все продается и покупается»: Александр Бастрыкин хочет поменять сознание общества к коррупции. Получиться реально изменить ситуацию?

С такой речью, руководитель Следственного комитета предложил менять полностью сознание нашего общество к коррупции. Для этого Александр Бастрыкин считает необходимым разработать ряд мер: Источник: https://dzen.

«Единая Россия» решила законодательно закрепить на гербе православные кресты

В планы «Единой России» входит законодательно закрепить наличие православного креста на изображении герба Российской Федерации. 9 декабря депутаты рассмотрит такой законопроект. По мнению членов партии,...