Большинство людей об этом не знает
Законы, которые помогают сохранить ваши деньги
Новостей, как обычно, две. В этот раз начнем с хорошей. В России разработана и действует мощная законодательная база для защиты заемщиков, то есть нас с вами.
Плохая: подавляющее большинство людей об этом не знает и, соответственно, не понимает, как использовать законы в своих интересах.
Для начала перечислим важнейшие документы, которые регулируют банковскую деятельность в Российской Федерации и помогут вам защитить себя от банковского произвола. Это:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395 1 «О банках и банковской деятельности».
4. Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300 1 «О защите прав потребителей».
5. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
6. Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Давайте посмотрим, чем вам может помочь каждый из этих законов.
Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации содержит множество статей, знание которых весьма помогаeт в реальной жизни. Конституция – это правовая база для любых других законов, актов и договоров на территории всей России.
Что это означает? А то, что если от вас требуют чего то, что ущемляет ваши конституционные права, вы вправе не выполнять эти требования – например, положения кредитного договора.
Не нужно беспрекословно соглашаться с трактовкой банка, потому что «раз вы это подписали, то должны платить» – банку еще нужно будет доказать в суде законность своих требований к вам как к заемщику.
В статье 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – это обязанность государства.
Мы понимаем, что все это непривычно. Мы привыкли просить у чиновников. За это они получают зарплату из наших налогов и по закону должны работать на нас, а мы имеем право требовать решения своих проблем.
Статья 3 Конституции РФ гласит: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Заметьте: тут ничего не сказано ни про чиновников, ни про прокуратуру… Важно, чтобы вы про это помнили и не боялись общаться с банками. И в тех документах, которые мы вместе с вами будем писать в банки, не будет ни прошений, ни ходатайств. Будут заявления, запросы и уведомления.
Не стесняйтесь требовать у банка обоснования: вы имеете право знать все, что касается вас. Если вы считаете, что вам что то навязали – например, страховку или штрафы, – пишите заявление, чтобы вам это вернули. Даже если когда то вы подписали такой договор.
Есть такое высказывание: все самые страшные преступления в мире происходят с молчаливого согласия хороших людей.
Выбор за вами: выполнять все, что скажут вам банки, или бороться за свои права. Да, это непривычно и, может быть, страшно. Но результаты определенно того стоят. Поэтому мы хотим, чтобы вы поняли, что каждый из вас защищен законом.
Статья 33 Конституции РФ гласит: граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные заявления и обращения в государственные органы, а также органы местного самоуправления.
Что это означает?
В России действует заявительная форма права. То есть если вы о чем то заявляете, то ваше заявление ОБЯЗАНЫ рассмотреть. Но если вы не заявляете, то рассматривать нечего, даже если деятельность против вас абсолютно незаконна. Пока вы молчите, никто палец о палец не ударит. И это касается не только кредитов.
Гражданский кодекс (ГК РФ)
Статья 820 ГК РФ гласит: кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Но, как мы уже выяснили, такого вида деятельности, как кредитование, юридически просто не существует!
Что делают банки, чтобы выкрутиться из этой ситуации? Часто банки просто не выдают договоры на руки. Либо называют их другими словами: оферта, согласие на получение кредита и т. п.
Еще один интересный факт: до 1 июля 2014 года, когда был принят Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353 ФЗ «О потребительском кредите (займе)», в российском законодательстве не было понятия «годовой процентной ставки». Это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую за год платит заемщик за пользование кредитом.
Была только одна формулировка: в ст. 819 ГК РФ прописано, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства, то есть кредит, в размере и на условиях, предусмотренны договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить на нее проценты.
Исходя из этого, если банк насчитает вам огромные штрафы и пени и дело дойдет до суда, вы вправе предъявить в суде собственный расчет по договору. Напомним, что российское законодательство стоит на стороне заемщика и у вас есть все шансы выиграть суд.
В статье 820 того же Гражданского кодекса РФ говорится о том, что кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, а если этого нет, то и сам договор, и его последствия являются недействительными.
Статья 428 ГК РФ рассказывает о договорах присоединения, к которым относятся любые кредитные договоры.
Договор присоединения – это договор, условия которого нельзя изменить. Вы можете заключить его, только подписав в том виде, в котором банк вам его предоставил.
Как вы понимаете, договоры присоединения очень часто ущемляют права заемщика. Поэтому, даже если в вашем договоре есть фраза, что «данный договор не является договором присоединения», суд не примет ее во внимание, потому что это просто не соответствует действительности.
Закон о банках и банковской деятельности
Давайте посмотрим, что запрещено делать банку по Закону о банках и банковской деятельности?
Кредитным организациям запрещено заниматься торговой, производственной и страховой деятельностью. И если ставить прилавки в фойе банка никто не стремится, то страховку при получении кредита сотрудники банка настоятельно предлагают всем.
Часто вам даже не выдают отдельный полис, а просто включают пункт договора, согласно которому вы обязаны застраховаться, а сумма страховки входит в платежи по кредиту. Банки поступают НЕЗАКОННО. Кроме того, навязывание страховки нарушает и закон о Защите прав потребителей. Как поступать, если вам навязали страховку, мы обязательно расскажем далее.
Закон о защите прав потребителей
Этот документ необходимо иметь на книжной полке (или в компьютере) и периодически его перечитывать.
Остановимся на некоторых важных статьях этого Закона.
Статья 16 Закона «О защите прав потребителей»: недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей.
По опыту: банки очень часто идут на изменение условий, ущемляющих ваши права в досудебном порядке. Они прекрасно понимают, что, если вы правильно подготовите документы, суд они проиграют. При этом на них лягут все издержки по суду, к чему банки совершенно не стремятся.
На сегодняшний день уже накоплена значительная статистика дел, выигранных заемщиками. К тому же у нас в стране действует метод прецедента: если был такой случай и было вынесено решение, велика вероятность, что в вашем случае будет принято такое же.
Статья 22: сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.
Срок, в течение которого банк обязан дать вам ответ на ваш запрос, составляет 30 дней. Если ранее вам была дана неполная информация – в 10 дневный срок.
Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» регулирует отношения по предоставлению физическим лицам потребительского кредита в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью и касается всех финансовых организаций, которые занимаются потребительским кредитованием профессионально, т. е. выдают кредиты или займы гражданам, это банки, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды. Нормы закона не распространяются на отношения, возникающие в связи с предоставлением займа по ипотечному кредитованию.
Закон устанавливает право для заемщика на получение подробной информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита. Определено, что данные сведения размещаются кредитором в местах приема заявлений о выдаче кредита. Закреплены условия договора потребительского кредита и регламентирован порядок его заключения.
В законе детально описан порядок расчета полной стоимости кредита. Определено, что полная стоимость кредита или займа будет привязана к определяемому Банком России среднерыночному значению полной стоимости кредита соответствующей категории и не сможет превышать этот показатель более, чем на одну треть.
Полная стоимость потребительского кредита должна размещаться в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита (займа) и наноситься прописными буквами черного цвета на белом фоне четким хорошо читаемым шрифтом.
В расчет полной стоимости потребительского кредита должны быть включены все платежи заемщика по погашению основной части долга и процентов, платежи заемщика кредитору и третьим лицам, предусмотренные индивидуальными условиями договора, плата за выпуск и обслуживание кредитной карты, страховые премии. При этом Банк России ежеквартально должен рассчитывать и публиковать среднерыночное значение полной стоимости потребительских кредитов исходя из их категорий.
Кроме того, если при предоставлении кредита заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором или третьими лицами, включая страхование, должно быть оформлено отдельное заявление о предоставлении кредита, содержащее согласие заемщика.
При заключении кредитного договора, предусматривающего обязательное заключение договора страхования, за заемщиком сохраняется право самостоятельно застраховать свои жизнь и здоровье в пользу кредитора и это не должно отразиться на сумме, сроках и процентах по кредиту.
Что касается рассмотрения заявления на предоставление кредита и иных документов заемщика и оценки его кредитоспособности, данный вид услуг осуществляется бесплатно.
В случае невыполнения заемщиком требований об обязательном страховании в течение 30 дней, кредитор имеет право увеличить процентную ставку либо потребовать досрочного расторжения договора и возврата всей суммы кредита.
Кроме того, последствия для заемщика могут наступить и при нецелевом использовании займа в виде отказа от дальнейшего кредитования заемщика и (или) полного досрочного возврата кредитных средств.
При выдачи потребительского кредита с использованием электронного средства платежа (например - платежной карты) оно должно быть передано заемщику кредитором по месту нахождения кредитора (его структурного подразделения), а при наличии письменного согласия - по адресу, указанному заемщиком при заключении договора. При этом способ передачи должен позволять однозначно установить, что платежное средство была получена заемщиком лично либо его представителем, имеющим на это право.
Передача и использование электронного средства платежа заемщиком допускается только после проведения кредитором идентификации клиента.
Закон содержит норму о том, что заемщик имеет право досрочно вернуть всю сумму займа без предварительного уведомления кредитора в течение 14 календарных дней с даты получения кредита с уплатой процентов за фактический срок пользования кредитом.
В случае с использованием заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой кредит) заемщик вправе вернуть весь кредит или его часть кредитору без предварительного уведомления в течение 30 календарных дней также с уплатой процентов за фактический срок кредитования. При досрочном возврате всей суммы кредита или его части кредитор в течение 5 календарных дней со дня получения уведомления обязан произвести расчет суммы основного долга и процентов за фактический срок пользования потребительским кредитом (займом), подлежащих уплате заемщиком на день уведомления кредитора.
Закон уточняет и полномочия действий кредитора, или иного юридического лица, с которым кредитор заключил агентский договор направленный на возврат задолженности. Документ устанавливает, что при совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору, возврате долгов могут применяться личные встречи, телефонные переговоры, почтовые отправления, телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения. Иные способы взаимодействия с должником могут осуществляться только с его письменного на то согласия. Непосредственное взаимодействие с заемщиком и отправка ему SMS-сообщений с 22:00 до 8:00 в рабочие дни, а также в выходные и праздничные дни с 20:00 до 9:00 не допускается.
Кроме того, кредитор, а также лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору, а также злоупотреблять правом в иных формах.
Надзор за соблюдением требований Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» возложен на Банк России
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
При встрече и телефонном разговоре коллектор обязан сообщить Вам наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии).
Коллекторские организации могут взаимодействовать с должником только путем:
-личных встреч и телефонных переговоров (непосредственное взаимодействие);
-телеграфных, а также текстовых, голосовых и иных сообщений по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (то есть путем направления телеграмм, сообщений по электронной почте, смс-сообщений и др.);
-почтовых отправлений по месту жительства должника или по месту его пребывания.
По инициативе коллектора не допускается непосредственное взаимодействие с должником по кредиту:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
При общении с коллекторами, в том числе при совершении ими противоправных действий, придерживайтесь следующих правил:
-при звонках коллекторов в ночное время а также в случаях поступления угроз со стороны коллекторов фиксируйте указанные нарушения на фото-, аудио-, видео-запись и обращайтесь в правоохранительные органы, указывайте точное время звонков;
-в ходе личных встреч и телефонных переговоров не общайтесь анонимно: просите коллекторов представляться (в дальнейшем при подаче заявления в правоохранительные органы необходимо приложить аудио-, видеозаписи, распечатки звонков, полученные от сотового оператора);
-в случае, если коллектор пытается попасть к Вам в квартиру Вы вправе не открывать дверь и пускать посторонних в свое жилье. При совершении противоправных действий напомните о своем праве обратиться в правоохранительные органы.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Большое спасибо за интересную и познавательную публикацию! Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи! Желаю Вам хорошего дня, отличного настроения и везения во всем! С нетерпением жду Ваши новые работы.
