Контрабандное иранское топливо и тайные ночные переводы: моряки рассказывают, как это делается
ДУБАЙ. Секретные передачи обычно осуществляются ночью, чтобы избежать обнаружения региональной береговой охраной. Суда бросают якорь в Персидском заливе сразу за территориальными границами Объединенных Арабских Эмиратов, а затем, по отдельности, небольшие лодки, перевозящие контрабандное иранское дизельное топливо, перекладывают свой груз на ожидающие суда, по словам моряков, которые были свидетелями этой торговли.
“Это большая цепь, к которой подплывают рыбацкие лодки, чтобы подать дизельное топливо ожидающему танкеру. Это занимает от четырех до пяти дней, потому что лодки приходят одна за другой”,-сказал 27-летний индийский моряк, который говорил на условиях анонимности, опасаясь репрессий. Он сказал, что работал в базирующейся в Дубае судоходной компании, которая занималась контрабандой иранского топлива в Сомали.
Его описание этих незаконных операций, которые ускорились, когда Соединенные Штаты вновь ввели санкции на экспорт иранской нефти после того, как президент Дональд Трамп вышел из иранской ядерной сделки в 2018 году, является одним из пяти свидетельств очевидцев, предоставленных гражданами Индии, которые утверждают, что работали на судах, участвующих в подпольной торговле. В то время как контрабанда иранских нефтепродуктов была задокументирована ранее и вызвала упрек США, эти моряки предложили редкий взгляд изнутри на то, как осуществляется эта деятельность.
Танкеры всегда бросают якорь в международных водах, разделяющих Иран и ОАЭ, рассказал 28-летний индийский моряк, который сказал, что работал на две компании, занимавшиеся контрабандой иранского дизельного топлива в период с 2016 по 2020 год.
“Территориальные воды ОАЭ заканчиваются через 12 миль, поэтому иранские корабли приближаются к ОАЭ на расстояние от 14 до 20 миль”, - сказал он. “Они отключают свою АИС [автоматическую систему идентификации], чтобы их нельзя было отследить. Если они увидят береговую охрану ОАЭ, они прекратят операцию и убегут”.
В дополнение к ночным перевозкам в море иранское дизельное топливо, направляемое на международные рынки, экспортируется на танкерах, отплывающих из Ирана, при этом происхождение груза подделано, чтобы выглядело так, как будто оно прибыло из Ирака или ОАЭ, по словам третьего моряка и трех экспертов по вопросам безопасности и энергетики.
Из-за нормы прибыли эта торговля была очень прибыльной еще до того, как Соединенные Штаты вышли из ядерной сделки. Иран имеет одни из самых дешевых в мире цен на топливо благодаря очень низким производственным затратам, крупным государственным субсидиям и слабой валюте. Но вновь введенные экономические санкции придали этому бизнесу дополнительный импульс, поскольку контрабандисты стремятся избежать ограничений на экспорт иранской нефти. Эти санкции сейчас находятся в центре дискуссий в Вене, где Иран и мировые державы возобновили переговоры, направленные на возрождение ядерного соглашения.
“Перевозка санкционных иранских [нефтяных] продуктов происходит еженедельно", - сказал Кормак Мак Гарри, заместитель директора консалтинговой компании Control Risks. “Есть финансовые факторы и спрос, поэтому Иран найдет способ обойти санкции. И его политика заключается в том, чтобы держать это в абсолютном секрете. Они не раскрывают, как они это делают”.
По данным аналитиков, специализирующихся на энергетической отрасли и региональной безопасности, в контрабанде участвуют элементы иранского государства, в частности Корпус стражей Исламской революции (КСИР), и частные судоходные компании, базирующиеся в странах Персидского залива. Время от времени, по их словам, КСИР стремится запретить тем, кто пытается получить часть его действий без разрешения группы.
Министерство финансов США обвинило КСИР в том, что он зарабатывает деньги на контрабанде нефти и нефтепродуктов.
Иранские официальные лица ранее заявляли, что выступают против контрабанды дизельного топлива. Министерство иностранных дел Ирана не ответило на запрос о комментариях.
“Морской компонент КСИР имеет очень жесткий контроль над морской границей, а также портовыми сооружениями. Многим людям платят деньги. КСИР-крайне коррумпированное учреждение”, - сказал Андреас Криг, старший преподаватель Школы исследований в области безопасности в Королевском колледже Лондона. “Если мы посмотрим на объемы, которые ежегодно ввозятся контрабандой из Ирана, то речь идет о миллионах баррелей".
Руки Дипака Вермы были связаны под дулом пистолета. Ему было приказано оставаться неподвижным. Шесть вооруженных людей в форме ворвались на его корабль, "Принцесса асфальта", вспомнил он, и они представились военнослужащими иранских вооруженных сил.
Их лидер предупредил: “Если кто-нибудь заговорит или попытается что-то сделать, мы его убьем”. Мы сидели на полу, заложив руки за спину", - сказал 32-летний Верма, который занимал должность второго инженера на корабле. “Он спросил, был ли дизель на борту. Но никто не сказал ни слова.”
Несколькими часами ранее в тот же августовский день небольшая лодка из Ирана подплыла к "Принцессе Асфальта" и перелила дизельное топливо в свой резервуар для хранения, сказал Верма, чтобы топливо можно было продать другим судам для отправки за границу.
Нападавшие приказали экипажу отплыть на корабле в Иран, но экипаж — около дюжины человек из Индии и Шри — Ланки-застопорился, заявив, что у двигателя возникли проблемы и он может загореться. Затем, рано утром следующего дня, нападавшие внезапно ушли по причинам, которые остаются неясными.
“That time was so scary,” Verma said.
United Kingdom Maritime Trade Operations (UKMTO) issued a warning notice in the hours after the attack that the incident was a potential hijacking.
Подозрение быстро пало на иранские силы, и в частности на КСИР. По словам Крига, КСИР задерживает или захватывает суда, когда судоходные компании пытаются незаконно провозить нефтепродукты без его разрешения.
“Когда КСИР захватывает корабли, это указывает на то, что они находятся без одобрения высших эшелонов власти, которые также хотят заработать на этом деньги”, - добавил Криг. “Это также хорошо с точки зрения международной репутации, потому что есть утверждения, что иранцы активно помогают контрабандистам обойти санкции”.
Трое моряков, помимо Вермы, заявили, что компания Prime Tankers, базирующаяся в Дубае и владеющая Asphalt Princess, также участвует в поставках иранского дизельного топлива по меньшей мере на двух других судах. В 2019 году КСИР задержал MT Riah, еще одно судно в составе флота танкеров Prime, по обвинению в контрабанде.
Грузовые документы на "Принцессу асфальта", полученные газетой "Вашингтон пост", показывают, что в течение 2021 года судно также перевозило нефтепродукты, битумы и каучуковое технологическое масло, на которые распространяются санкции США, из Ирана в Оман и Китай.
Премьер-танкеры не ответили на запрос о комментариях.
Запутывание и взятки
Викаш Тхакур, индийский моряк с десятилетним стажем, сказал, что может быть опасно раскрывать то, что он видел в Персидском заливе. “Моряки не хотят говорить об этих вещах. Они боятся", - сказал он.
Но трудно не заметить эту теневую торговлю. Морские пути между Ормузским проливом и портами Дубая и Саудовской Аравии заняты небольшими судами, перевозящими контрабандное дизельное топливо для передачи более крупным судам, сказал Такур. Время от времени, по его словам, дизельное топливо временно хранится в эмиратском порту Шарджа, где подделываются документы, чтобы создать впечатление, что топливо поступило из Ирака. (Управление портов Шарджи не ответило на запрос о комментариях.)
“Ни для кого не секрет, что незаконная торговля продолжается, но никто на самом деле не называет ее”, - сказал Энди Боуман, региональный директор по Ближнему Востоку и Южной Азии в благотворительной миссии для моряков. “Воды от Аджмана [в ОАЭ] до Ирана, особенно ночью, заняты судами, которые движутся в необычное время и не заходят в порт, а выгружаются или соединяются с другими судами, пока они стоят на якоре”.
Оттуда грузы продуктов переработки, таких как дизельное топливо, перевозятся в такие страны, как Йемен и Сомали, сказал Самир Мадани, соучредитель TankerTrackers.com, консультационная компания, которая отслеживает поставки сырой нефти.
“Классический способ запутать ситуацию-отключить свой транспондер [AIS], затем вы отключаетесь на неделю, затем возвращаетесь в Сеть, и все задаются вопросом, откуда вы забрали свой груз”, - сказал Мадани.
Мак Гарри из Отдела контроля рисков заявил, что отключение АИС нарушает международные морские кодексы и является красным флагом незаконной деятельности. “Из-за этих пробелов в ИИ трудно определить, где встретились эти корабли. Затем мы начинаем терять представление о том, куда отправляется этот груз, потому что его переводят на другое судно”, - сказал он.
Это отсутствие прозрачности создает риск для потенциальных покупателей, сказал Мак Гарри, потому что они могут быть вовлечены в торговлю дизельным топливом и сырой нефтью, которая выглядит “совершенно законной”, но подпадает под санкции США, в результате чего эти предприятия могут быть подвергнуты потенциальным штрафам.
Для моряков это может быть опасным делом. И КСИР, и пираты представляют угрозу, и корабли часто перевозят большие суммы денег на случай, если кому-то из них потребуется выплата. 30-летний Индраджит Ратод, который работал на судне, перевозившем дизельное топливо в Йемен с 2017 по 2020 год, сказал, что его судно перевозило около 10 000 долларов за взятки. Такур сказал, что у капитана его корабля обычно было 50 000 долларов.
“Единственный способ заставить иранцев покинуть корабль-это чтобы капитан дал им наличные”, - сказал Такур. Он добавил: “Наличные деньги могут спасти моряков от пыток. Потому что они [КСИР] никогда не ведут себя как люди. Они всегда начинают биться".