Почему не растет Индекс Хирша в РИНЦ?
Несмотря на все прелести информатизации, человеческий фактор по-прежнему является определяющим. И рост Индекса Хирша в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) также во многом обусловлен человеческим фактором.
Имея индексированную в РИНЦ публикацию, вы закономерно ожидаете, что все цитирования на нее будут также учтены в РИНЦ. Но, время идет, а число цитирований не увеличивается. Что не так?
Причин может быть три.
Первая причина - вашу публикацию не цитируют. Имеет ли публикация научную ценность, вы знаете лучше других как автор. Но вне зависимости от этого публикация может "потеряться" среди терабайт данных в сети. И чаще всего "теряются" те публикации, которые размещаются в изданиях, формирующихся по типу братской могилы - сборники статей/тезисов по итогам конференций, коллективные монографии.
В качестве решения этой проблемы вы можете 1) продвигать публикацию самостоятельно - начиная с размещения на страницах социальных сетей и завершая рассылкой бумажных экземпляров по библиотекам страны 2) заняться самоцитированием, что откровенно не одобряется 3) более ответственно относиться в дальнейшем к выбору места размещения своих публикаций.
Вторая причина - публикация индексирована в РИНЦ с ошибкой. Человек, занимающийся индексацией в РИНЦ, заполняет карточку публикации и отправляет ее на утверждение оператору. На практике оператор проверяет факт заполнения обязательных полей карточки, ответственность за правильность данных он не несет. Налицо действие человеческого фактора. Так и появляются в РИНЦ публикации с ошибками в ФИО автора, аффилиации или типе работ. Как эта ситуация может быть обнаружена?
Если вы отслеживаете индексацию своих публикаций, если регулярно обновляете показатели автора в личном кабинете РИНЦ, то ошибку обнаружите быстро. А, если вы возлагаете надежды на эффективность поисковых алгоритмов РИНЦ, то сигналом об ошибке индексации может стать значок с легендой "Публикация из списков цитируемой литературы". Увидев этот значок напротив своей публикации, знайте, что алгоритм РИНЦ, сопоставив данные карточки публикации и данные цитирования нашел расхождения. Как результат публикация и цитирование индексированы раздельно, и такое цитирование (еще называют "битое" цитирование) не увеличит Индекс Хирша.
Есть еще один сигнал об ошибке - многие не знают, но возможности автора в личном кабинете ограничены в сравнении с возможностями ответственного лица организации (например, сотрудника библиотеки). Автору в меню личного кабинета на странице публикаций доступны две опции поиска - привязанные и не привязанные публикации. Сотруднику библиотеки доступна также опция "публикации, ожидающие подтверждения". Так вот индексированные с ошибкой публикации могут попасть в эту категорию и не быть доступными автору к добавлению в список своих работ. А автор потом удивляется, почему через расширенный поиск публикация находится, а через поиск из личного кабинета - нет.
Решением в такой ситуации могут быть следующие действия 1) периодически мониторить свои публикации на предмет правильной индексации 2) при обнаружении ошибки связаться с ответственным лицом организации, в которой работаете (при условии наличия у организации договора с НЭБ E-library.ru), или ответственным лицом того издания, в котором вы разместили публикацию 3) обратиться в службу поддержки НЭБ E-library.ru с просьбой внести изменения в карточку публикации. К сожалению, самостоятельно исправить ошибку индексации автор не может.
Третья причина - цитирование проиндексировано в РИНЦ с ошибкой. Причем ошибку мог допустить человек, занимающийся индексацией публикации с цитирование, а мог допустить и сам автор, составляя список использованных источников. Для того, чтобы цитирование было привязано к публикации, РИНЦ сопоставляет данные карточки публикации и данные цитирования. Малейшее расхождение - и автоматической привязки не будет - привязать можно только в ручном режиме. Опять налицо действие человеческого фактора.
Ошибки могут быть самыми разными, но автоматической привязке публикации к профилю автора могут помешать, например, символьные ошибки (отсутствие символа, лишний или неверный символ). Представьте, лишний пробел, пропущенный дефис, двоеточие вместо точки с запятой, неверная буква, ошибка в слове, пропуск слова, замена слова. Часто встречаются на практике ошибки в указании типа работы - ваша публикация, допустим, статья в сборнике конференции, а в карточке цитирования - статья в журнале. Или ошибка в годе публикации. Или в последовательности авторов (в карточке публикации фиксируется фамилия первого автора). Или перепутаны данные в полях карточки (вместо наименования журнала указано наименование статьи). Или цитирование на русском, а публикация на английском (или наоборот, или транслитерацией). И это только самые частые ошибки. Наличие любой из них приведет к тому, что цитирование не будет привязано к публикации и, соответственно, не будет увеличивать Индекс Хирша.
Решение данной проблемы также всецело находится в руках автора. Сложность заключается в том, что ошибочные цитирования видны в меню личного кабинета не автора, а сотрудника организации (допустим, вуза или библиотеки). Открывая меню, сотрудник видит такую опцию поиска, как "неидентифицированные ссылки на работы автора", а также "ссылки, ожидающие подтверждения включения в список цитирований автора". Самому автору доступны лишь опции поиска по привязанным и непривязанным ссылкам - а цитирований с ошибками в них нет. Справедливости здесь мало - автор не в курсе, что в ссылке на его публикацию кто-то опустил ошибку, и сомнительно, что сотрудник организации, например, вуза, будет денно и нощно мониторить результаты поиска с целью исправить ошибки. Вариант собственно один - периодически запрашивать сверку результатов поиска по опции неидентифицированных ссылок и далее отрабатывать каждую. Необходимо внести изменения и отправить на согласование оператору РИНЦ.
Таким образом, приращение Индекса Хирша - задача для неравнодушных авторов, ведь алгоритмы РИНЦ пока не способны справляться с ошибками, возникающими вследствие влияния человеческого фактора.