Бондарчук Николай Русланович
Бондарчук Н.Р. Подписчиков: 46
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6

Герб города Москвы - история

6 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,33 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Герб Москвы, на котором изображен всадник, поражающий черного Змия копьем, видели многие. Но что это означает и обозначает - ответят немногие.

Совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, как проходило становление этого важного столичного атрибута - московского герба.

Официально Москва получила свой герб в 1781 году, когда 20 декабря он был утвержден Екатериной Второй вместе с гербами городов всей Московской губернии и имел следующее описание в Полном собрании законов государства российского:

«Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия».

Стоит отметить, что в документе было отмечено, что узаконенный герб Москвы «старый», т.е. данная эмблема известна давно.

К сожалению, история российских символов раскрыта достаточно слабо и поэтому придется обратиться к сохранившимся нечетким свидетельствам и вещественным материалам (скульптурные изображения, монеты и печати).

Обычай нанесения изображения князя, а также ликов святых ему покровительствовавших, на монеты и печати пришел в русские земли еще в конце X века из Византии.

Святой Георгий впервые появился на монетах и печатях в начале XI столетия. Связывают это с князем Ярославом Мудрым, который после крещения принял имя Юрий (по-иному - Георгий).

Юрий Долгорукий - основатель города Москвы - стал продолжателем этой традиции и нанес на свою печать образ святого. Георгий-Победоносец был представлен во весь рост, а его рука вынимала меч из расположенных на поясе ножен.

Герб Москвы: откуда пошла эта символика?

Фото 1. Изображение святого Георгия на печатях Юрия Долгорукова и Ивана III

Далее святого Георгия можно встретить на печатях Мстислава Долгорукого, Александра Невского, Ивана Второго Красного, а также сына великого князя Дмитрия Донского - Василия.

Вид, близкий к нынешнему изображению, впервые появился на монетах времен Василия II Темного.

В конце XV столетия всадник, своим копьем поражающий дракона, был утвержден в качестве символики Государства Российского. Свидетельством этому является общегосударственная печать времен Ивана III Васильевича.

Письменное сообщение, в котором впервые упоминается о всаднике, пронизывающим дракона, встречается в Ермолинской летописи.

В ней отмечено, что скульптурный образ Георгия-Победоносца был установлен над въездными воротами, расположенными во Фроловской башне московского Кремля. Случилось это в 1464 году. Установил образ зодчий Василий Ермолин.

Некоторые историки полагают, что это и был в то время герб древнего града Москвы, аргументируя это расположением образа на главной башне Кремля и тем, что пред ним снимали головные уборы даже князья, проходившие сквозь ворота.

Но, скорее всего, изваяние имело лишь охранительные функции, т.к. на обратной стороне башни через два года появился барельеф святого Дмитрия. Устанавливал его все тот же зодчий Ермолин.

Понравилась публикация?
25 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Евгений Пригожин: От уголовника до «повара Путина» и лидера ЧВК «Вагнер»

Евгений Пригожин — одна из самых загадочных и противоречивых фигур современной России. Его жизнь напоминает голливудский триллер: от тюремных сроков в молодости до статуса миллиардера, близкого к Кремлю,...

Экс-супруга Эдуарда Успенского возмущена заявлением депутата о том, что Чебурашка еврей

С изнурительны постоянством из Государственной Думы приходят сенсационные новости, которые повергают в шок умы простых россиян. Фантастический полёт мысли народных избранников непредсказуем и не всегда понятен,...
01:00
Поделитесь этим видео

«Отель Калифорния»: русская версия песни, где «Красотка» встречает мечту

Продолжим музыкальную тему. Я уже как-то рассказывал здесь об этом клипе, но, думаю, иногда можно и повториться. Иногда известная песня получает новую жизнь – и звучит так, будто создана заново.
04:01
Поделитесь этим видео

Женщина — домашняя фея, а мужчина — хозяин. В РПЦ снова объяснили, кем должна быть женщина

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта 9111! 💐Иногда читаешь новости и ловишь себя на мысли: а у нас точно за окном 2025 год, а не где-то 1850-й? Вот и на этот раз я открываю новостную ленту— и вижу,

Роберт Бартини. Статья 20: Легат Папы: Технология Чуда и Искоренение Знания

Иллюстрация "Фигляр и скупость рыцарей" создана сетью Шедеврум Этот фрагмент показывает, как Инферно переходит от примитивного насилия к сложной психологической и политической технологии. Легат Папы (Отец Педро)