Герб города Москвы - история
Герб Москвы, на котором изображен всадник, поражающий черного Змия копьем, видели многие. Но что это означает и обозначает - ответят немногие.
Совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, как проходило становление этого важного столичного атрибута - московского герба.
Официально Москва получила свой герб в 1781 году, когда 20 декабря он был утвержден Екатериной Второй вместе с гербами городов всей Московской губернии и имел следующее описание в Полном собрании законов государства российского:
«Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия».
Стоит отметить, что в документе было отмечено, что узаконенный герб Москвы «старый», т.е. данная эмблема известна давно.
К сожалению, история российских символов раскрыта достаточно слабо и поэтому придется обратиться к сохранившимся нечетким свидетельствам и вещественным материалам (скульптурные изображения, монеты и печати).
Обычай нанесения изображения князя, а также ликов святых ему покровительствовавших, на монеты и печати пришел в русские земли еще в конце X века из Византии.
Святой Георгий впервые появился на монетах и печатях в начале XI столетия. Связывают это с князем Ярославом Мудрым, который после крещения принял имя Юрий (по-иному - Георгий).
Юрий Долгорукий - основатель города Москвы - стал продолжателем этой традиции и нанес на свою печать образ святого. Георгий-Победоносец был представлен во весь рост, а его рука вынимала меч из расположенных на поясе ножен.
Герб Москвы: откуда пошла эта символика?
Фото 1. Изображение святого Георгия на печатях Юрия Долгорукова и Ивана III
Далее святого Георгия можно встретить на печатях Мстислава Долгорукого, Александра Невского, Ивана Второго Красного, а также сына великого князя Дмитрия Донского - Василия.
Вид, близкий к нынешнему изображению, впервые появился на монетах времен Василия II Темного.
В конце XV столетия всадник, своим копьем поражающий дракона, был утвержден в качестве символики Государства Российского. Свидетельством этому является общегосударственная печать времен Ивана III Васильевича.
Письменное сообщение, в котором впервые упоминается о всаднике, пронизывающим дракона, встречается в Ермолинской летописи.
В ней отмечено, что скульптурный образ Георгия-Победоносца был установлен над въездными воротами, расположенными во Фроловской башне московского Кремля. Случилось это в 1464 году. Установил образ зодчий Василий Ермолин.
Некоторые историки полагают, что это и был в то время герб древнего града Москвы, аргументируя это расположением образа на главной башне Кремля и тем, что пред ним снимали головные уборы даже князья, проходившие сквозь ворота.
Но, скорее всего, изваяние имело лишь охранительные функции, т.к. на обратной стороне башни через два года появился барельеф святого Дмитрия. Устанавливал его все тот же зодчий Ермолин.