Навязывание страховых услуг автосалонами при продаже новых автомобилей: маркетинговый ход или нарушения закона?

ВВЕДЕНИЕ: По состоянию на 1 июля 2020 года российский автомобильный парк состоит из 53 млн машин, за 2019 год в стране продано почти 1,5 миллиона новых автомашин (без учета коммерческих) .
Купить новый автомобиль прямо с автозавода обычный гражданин, за редким исключением случаев, не сможет. Продажей новых автомобилей физическим лицам занимаются автодилеры (автосалоны). Фактически автосалоны перепродают автомобили, получая при этом некую прибыль.
Итак, рассмотрим типовую схему продажи нового авто в дилерских центрах некой выдуманной компании «Трольфик». Акцент сделаем на анализе заключаемых при этом договоров и вероятном обмане покупателя при этом.
Прежде всего, отметим, что цену на продаваемый новый автомобиль устанавливает продавец (автодилер), а не автозавод. На сайтах дилерских центров цена на автомобиль указывается, как правило, с пометкой «от» некой вполне приемлемой и заманчивой суммы. Итоговую же стоимость конкретного автомобиля в той или иной комплектации покупатель сможет узнать лишь непосредственно в дилерском центре.
Не секрет, что в дилерских центрах действует система скидок на автомобиль; самые распространенные из них применяются при: сдаче своего автомобиля дилерскому центру для последующей перепродажи (Трэйд-ин), покупка автомобиля в кредит и страхование автомобиля по КАСКО непосредственно в дилерском центре.
Однако, как бы ни была заманчива предлагаемая скидка, автосалоны, все равно не работают «себе в убыток». Обычно они получают свои «бонусы» от банков и страховых компаний, с которыми взаимодействуют и чьи услуги предлагают покупателям. Кроме того, при продаже по схеме «Трейд-ин» имеющийся у покупателя автомобиль с пробегом, как правило, оценивается и приобретается автосалоном по цене ниже рыночной, но покупатель идет на такую уступку, рассчитывая на последующую скидку и общую экономию затрат.
В целях привлечения покупателя и увеличения продаж довольно распространен в автосалонах следующий «маркетинговый ход»: менеджер автосалона обещает покупателю продать понравившийся автомобиль по приемлемой цене. Такое обещание звучит на словах, тем более наши сограждане чрезвычайно редко требуют составления предварительного договора купли-продажи. Когда же дело доходит до подписания договоров и оплаты, оказывается, что за автомобиль фактически надо заплатить гораздо больше денег. Озвученная же менеджером сумма – это цена автомобиля, но уже с примененной менеджером скидкой. Скидку же можно получить, лишь одновременно оформив кредит на покупку автомобиля и заключив различного рода договоры страхования (эта информация менеджером ранее покупателю не озвучивалась).
Например, покупателю предлагается приобрести автомобиль за миллион рублей. Покупатель согласен, изыскивает деньги для покупки, возможно, продает имеющийся свой автомобиль. А уже в момент оформления покупки при изучении представленных ему на подпись документов он обнаруживает, что цена автомобиля составляет один миллион 300 тысяч рублей. Однако, к «радости» покупателя, возможно предоставлении ему скидки на 300 тысяч рублей (тогда цена действительно равняется обещанной менеджером), но эта скидка предоставляется лишь при обязательном заключении покупателем различных договоров страхования на те же самые 300 тысяч рублей.
Конечно же, это обман потребителя относительно цены товара. Обман устный, со стороны конкретного менеджера. Но еще и обман практически не доказуемый. Последующее увеличение стоимости предлагаемого автомобиля по сравнению с оговоренной ранее с менеджером письменно не зафиксировано, и преподносится как недоразумение самого покупателя, он сам-де неправильно понял условия продажи и правила акции (скидки).
И, конечно же, заметив увеличение реальной стоимости автомобиля в договоре купли-продажи, покупатель вправе ничего не подписывать и уйти. Но, во-первых, здесь включается психологические факторы: человек уже настроился на новый автомобиль, рассказал об этом знакомым, родственникам. Во-вторых, даже в момент изучения документов покупатель не всегда отчетливо осознает, что ему необходимо будет тратить большую сумму, чем обещанная менеджером цена. В-третьих, на этапе подписания документов о покупке нового автомобиля уже состоялась сделка по сдаче старого автомобиля покупателя автосалону (Трейд-ин), и в этой сделке потенциальный покупатель нового автомобиля уже «продешевил». Дело в том, что покупатель расценивает сдачу (продажу автосалону) своего старого автомобиля как часть процесса покупки нового, но юридически это самостоятельная сделка, где заниженная стоимость старого автомобиля презумируется как избранная по решению самого старого хозяина автомобиля – клиента автосалона.
Поэтому многие покупатели, даже будучи обманутыми и недовольными, совершают такого рода покупки.
Осуществляется это по следующей типовой схеме: высокая цена автомобиля указывается в договоре купли-продажи, а низкая цена (со скидкой) – в дополнительном соглашении к договору купли-продажи. Правда в этом же дополнительном соглашении прописывается и обязанность покупателя заключить обременительные и весьма затратные для него договоры страхования, иначе скидка аннулируется, цена автомобиля станет выше. Но, по мнению продавца, страхование же – это якобы самостоятельный финансовый продукт, к которому он, продавец, не имеет отношения.
Естественно, что типовые формы документов и бланки договоров разрабатываются продавцом (автосалоном), а также банками и страховыми организациями, а не самим покупателем. Покупатель в ряде случаев видит тексты указанных договоров только непосредственно перед их подписанием; и обычному человеку довольно трудно понять все тонкости условий договоров (на десятках листах), которые необходимо подписать прямо сейчас.
Ниже разберем два самых важных, на взгляд автора, нюанса договора купли-продажи нового автомобиля:
1) об условиях предоставления скидки на новый автомобиль;
2) о возможности последующего взыскания продавцом ранее им же предоставленной покупателю скидки.
Условия договора (в том числе условие о цене) определяются по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ), на принципе равенства сторон. Следует сделать акцент на том, что покупателю важно знать и понимать размер своих трат за товар, без договоренности сторон о цене товара глупо совершать любую покупку. Более того, если покупатель приобретает автомобиль в кредит с рассрочкой платежа (что очень выгодно взаимодействующим с автодилерами банкам), то в этом случае в силу п. 1 ст. 489 ГК РФ строго определенная цена автомобиля является существенным условием такой сделки.
Цена товара должна быть однозначно определенной, не по формуле «или-или», а выражаться точной цифрой в рублях (иной валюте) за единицу товара. Тем более не должна применяться одним и тем же продавцом разная цена для розничной продажи одинаковых товаров: одному покупателю – по низкой цене, другому покупателю тот же товар – по высокой цене. Такой вывод следует из толкования п. 2 ст. 492 ГК РФ и п. 1 ст. 426 ГК РФ, согласно которым договор розничной купли-продажи относится к публичному договору, а условия публичного договоры должны быть одинаковыми в отношении каждого обратившегося к продавцу.
Полагаю, что продажа одного и того же товара по разной цене (со скидкой одному покупателю и без скидки – другому) в рамках публичного договоры розничной продажи, да еще и якобы без выгоды самого продавца (от услуги страхования доход получает страховая организация) очевидно маскирует собою иные отношения аффилированных лиц (автодилера и страховой организации). Действующее законодательство (п. 1 ст. 426 ГК РФ) наоборот требует, что цена товара в публичном договоре должна устанавливаться одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Для розничной продажи товаров (к чему относится и продажа автомобиля гражданину для личных нужд) указанная правовая норма конкретизируется п. 1 ст. 500 ГК РФ, в соответствии с которой покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Моментом заключения сделки является подписание покупателем договора купли-продажи автомобиля и дополнительного соглашения к нему (они происходят фактически одновременно, но дополнительное соглашение все же чуть позже, оно является «продолжением» данного договоры). Поскольку в договоре купли-продажи фигурирует цена без скидки, а в до-полнительном соглашении к нему – со скидкой, то итоговую цену соглашения сторон необходимо определять по последней из указанных цен (первая – в самом договоре купли-продажи, вторая – в дополнительном соглашении к нему), т.е. уже со скидкой. В дополнительном соглашении стороны деюре как раз и пришли к соглашению об изменении цены автомобиля в меньшую сторону, с учетом скидки. Таким образом, цена со скидкой – это уже уменьшенная на величину скидки базисная цена автомобиля (по сравнению с прайс-листом).
Часть 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие виды скидок, вызванные:
сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
истечением сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Как видно, все вышеприведенные скидки не зависят от индивидуальных качеств покупателя, от наличия или отсутствия у него договорных отношений с третьими лицами; и самое главное – эти скидки не могут быть аннулированы после продажи товара (выполнения услуги).
Без соблюдения названных условий можно вести речь о фиктивных скидках, они существуют более на бумаге, нежели в действительности и имеют место быть при предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации, влекущей введение потребителя в заблуждение.
Теперь проанализируем возможность и законность аннулирования скидки после совершения сделки покупки автомобиля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ГК РФ обязательство должно быть исполнено в определенный договором срок. Заключив договор, стороны приступают к его исполнению, которое включает в себя передачу покупателю проданного товара (обязанность продавца) и его оплату и принятие (обязанность покупателя). Других обязанностей сторон договор купли-продажи не предусматривает (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
Как правило, денежные средства за автомобиль покупатель вносит в тот же день, когда получает автомобиль. Такой подход соответствует требованиям статьи 486 ГК РФ, согласно которой покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено законодательством или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.
В случае, если автомобиль покупается в кредит, автодилер также получает оплату за автомобиль полностью в день продажи (или в течение 1–2 рабочих дней после заключения кредитного договоры), только не от покупателя, а от кредитной организации (банка).
Как указал Высший арбитражный Суд РФ, под исполнением обязательства понимается совершение должником действий, которые влекут удовлетворение потребностей кредитора посредством предоставления ему тех благ, в получении которых он заинтересован: передача вещи, выполнение работы, оказание услуги и т.п.
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Момент окончания исполнения обязательств определяется существом самого обязательства. Например, исполнение обязательства покупателя по договору купли-продажи оканчивается с передачей продавцу денег (зачислением их на счет обслуживающего продавца банка). Такую же правовую позицию занимает и высшая судебная инстанция – «после оплаты установленной договором стоимости товара обязательства ответчика исполнены надлежащим образом», а потому во взыскании с него задолженности, которая была оговорена в заключенном сторонами договоре, Верховный Суд РФ отказал.
Таким образом, после оплаты покупателем стоимости полученного автомобиля обязательство покупателя считается исполненным, а его обязанности по договору прекращаются исполнением. После исполнения договора обеими сторонами условия договора уже не могут быть нарушены, так как стороны свободны от требований по их соблюдению.
Оппоненты могут возразить автору, что пунктом 2 статьи 424 ГК РФ предусматривается возможность изменения цены товара и после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Однако не нужно смешивать понятия: «изменение цены после заключения договоры» и «изменение цены после исполнения обязанностей по договору». В первом случае изменение цены действительно возможно (естественно, по соглашению сторон), во втором – недопустимо, ибо лишает сторону, уже исполнившую обязательство (покупателя), права на определенность и стабильность правоотношений.
Кроме того, изменение цены товара после заключения договора не должно быть произвольным. Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность изменения цены товара лишь в зависимости от показателей, обуславливающих эту цену, т. е. в зависимости от себестоимости товара, от затрат продавца и т. п. Стороны не могут условием предоставления скидки ставить те обстоятельства, которые не связаны с их обязанностями, вытекающими из существа их взаимоотношений. Проще говоря, нельзя (незаконно) условием скидки по договору купли-продажи определить обязательство покупателя пройти голым по улице или уволиться с работы, т. к. такого рода действия не связаны с обязанностями покупателя. В условиях же типовых договоров и дополнительных соглашений к ним (составленных автодилерами) изменение цены товара в сторону увеличения при отказе покупателя от заключения договоров страхования или последующем отказе от них не связано с изменением себестоимости автомобиля, затрат на его производство или иных показателей, влияющих на формирование цены товара.
Отсюда следует, что угроза увеличения цены автомобиля направлено на понуждение покупателя к заключению иных хозяйственных договоров со страховыми организациями, даже если такие договоры самому покупателю и не нужны. Люди приходят в автосалоны выбирать автомобиль, а не в целях страховать свою жизнь и здоровье.
По мнению автора, навязывание покупателю договоров (страхования жизни, здоровья, КАСКО, услуг будущего ремонта или обслуживания автомобиля) имеет главной целью выманить дополнительные денежные средства у покупателя. Правда, эти деньги идут якобы не в пользу продавца. Хотя наверняка за такого рода действия по поиску клиентов финансовых услуг продавец (автосалон) получает агентское вознаграждение от тех же взаимодействующих с ним банков и страховых организаций.
Если хотя бы часть отданных покупателем денег за страховые и иные навязанные автодилером услуги возвращается тому же автодилеру, то можно предположить картельный сговор между автосалонами, банками и страховыми организациями, которым платит свои деньги один и тот же покупатель автомобиля.
Продолжая аналогию с банковской сферой, в качестве примера такого картельного сговора и обмана потребителя можно привести выдержку из судебного решения: «нарушение Банком страховой организацией антимонопольного законодательства выразилось не в заключении и исполнении договоры страхования с потребителем – М.Т.Ю. или дополнительных соглашений к нему, а в достижении устного соглашения о навязывании конкретному заемщику Банка – М.Т.Ю. невыгодных и не относящихся к предмету кредитного договора условий».
В юридической литературе также уже не раз высказывалась мысль об аффилированности страховых компаний с банками. Повидимому, имеется подобная аффилированность не только между банками и страховыми компаниями, но и между автосалонами со страховыми компаниями, тем паче принципы получения прибыли здесь схожи. Как указывает М. В. Ба-ранчикова «В сговор с представителями автосалонов могут вступать менеджеры из банковских и страховых организаций. Покупатель, приобретая автомобиль, вынужден приобретать навязанную ему страховку, оплачивать дополнительные расходы» . Однако в рамках настоящей статьи мы не станем рассматривать указанные нарушения (ст. 14.32 КоАП РФ), оста-вив этот вопрос для самостоятельного исследования.
Возвращаясь к заложенной в договоре возможности увеличения цены автомобиля без взаимосвязи такого рода увеличения с показателями, формирующими цену товара (себестоимость, затраты, коэффициент инфляции и т. п.), следует придти к выводу, что указанное условие договора не является по своей природе изменением цены в ракурсе п. 3 ст. 485 ГК РФ. Такого рода действия можно расценивать как злоупотребление правом одной из сторон сделки (продавца), не допустимое в рамках ст. 10 ГК РФ.
Здесь необходимо напомнить, что хотя Гражданский кодекс РФ и декларирует свободу договора и равенство прав сторон при его заключении, фактически продавец (автодилер) и покупатель в рассматриваемых взаимоотношениях не равны. Договоры с участием гражданина-потребителя являются, как правило, договорами присоединения (ст. 428 ГК РФ), когда потребитель не имеет возможности повлиять на содержание уже имеющегося у продавца типовой формы договора. Бланки, типовые формы договоров разрабатываются не покупателем, а продавцом, и естественно, условия договоров при этом формулируются максимально в интересах автора данного договора – продавца. Автодилеры предлагают покупателям только свои типовые формы договоров и не будет иметь дело с бланком дого-вора, принесенного покупателем. Изменять что-либо в указанной типовой форме, кроме данных о выбранном автомобиле, покупатель не в силах. Даже если покупатель будет настаивать на включение в типовой вариант договора какихлибо своих условий, изменения формулировок, то автодилер просто не будет заключать с ним сделку купли-продажи (например, мотивируя отсутствием у него заданной комплектации автомобиля).
Источник
https://codexlaw.ru/ugolovnoe-pravo/navyazyvanie-straxovyx-uslug-avtosalonami-pri-prodazhe-novyx-avtomobilej-marketingovyj-xod-ili-narusheniya-zakona.html
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты