Советская фабрика вундеркиндов. Нестандартные методы воспитания Бориса и Лены Никитиных

Феномен Никитиных, метод Никитиных, педагогика Никитиных… Семью Лены и Бориса знали во всем Советском Союзе. К двум годам их семеро детей умели читать, в четыре решали непростые математические задачи, после восьмого класса поступали в вузы. А еще они ходили босиком по снегу, обливались холодной водой, занимались борьбой и плаваньем.
«Школа будущего» дома
Борис Никитин, инженер-майор авиации, вышел в отставку, женился и стал педагогом в 42 года. Будущий глава многодетной семьи имел четкое представление о том, каким должно быть воспитание – нешаблонным, игровым и творческим. Его избраннице Лене Литвиновой, выпускнице Московского пединститута, было 28. Супруга разделяла убеждения Бориса и мечтала создать «Школу будущего».
За годы брака, с 1959-го по 1999-ый, в семье Никитиных появилось семеро детей. И каждого из них родители воспитали по собственной, авторской методике. В чем ее суть?
- Личность интенсивно формируется в младший возрастной период, поэтому ребенку следует дать мощный развивающий импульс.
- Успешное развитие невозможно без соответствующей среды – специальных игр, тренажеров и пособий.
- Интеллект должен опираться на отменную физическую форму: малышам необходимы закалка и спорт.
- Детям нужно обеспечить свободу выбора занятий, интересов, обучения; нельзя что-либо навязывать и требовать.
А главное, считали Лена и Борис, благополучие детей, их здоровье и разум зависят от степени родительской заинтересованности.

Достижения и критика
В сущности, ничего сверхнового Никитины не предложили. Кроме одного: они не только рассуждали, но применяли известные педагогические принципы на практике. Применяли активно, без устали – от первого ребенка до последнего, седьмого.
Что получилось в итоге?
Дети Лены и Бориса опережали ровесников физически и умственно; в школе они «перепрыгивали» через классы; пятеро из них поступили в вузы в 14-15 лет и закончили их с красными дипломами.
Кроме того, юные Никитины поддерживали родителей, горой стояли друг за дружку, занимались хобби.
Но у системы Никитиных-старших были и критики. Педагоги, в целом, одобряли их подход, а советские обыватели осуждали. Дескать, детей лишают детства, ставят опыты на них ради славы и регалий.
Что ж, в критике имелась толика смысла. Из-за известности, которая свалилась на супругов, отец и мать стали чаще уезжать на встречи, семинары, диспуты. Семья жила буквально под прицелом фото, теле, кинокамер. Одноклассники Никитиным завидовали, по этой причине братья и сестры дружили друг с другом, неохотно пуская в свой круг «чужаков».

Никитины сегодня
Однако мелочи не помешали детям Бориса и Лены стать достойными, успешными, счастливыми людьми.
Старший Алесей – инженер-электронщик в Лондоне, Антон возглавляет химическую лабораторию, Ольга юрист, Анна медсестра и доула, Юлия журналист, Иван режиссер и оператор, Любовь библиотекарь и мать, воспитавшая 10 детей.
Да, не все Никитины сделали блестящую профессиональную карьеру, зато трое из них – Анна, Иван и Люба – многодетные родители. Правда, никто из их детей, внуков Бориса и Лены, досрочно школу не закончил.
Никитины с любовью вспоминают о родителях. Четверо из них вместе со своими семьями живут по соседству. Братья и сестры часто встречаются, устраивают праздники, переиздают родительские книги.

А книг, как и авторских игр, десятки. Методику Никитиных до сих пор считают образцовой воспитательной моделью не только у нас, но в Германии, Америке, Японии. Получается, их «Школа будущего» опередила будущее.