ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ РАБОТНИК – РАБОТОДАТЕЛЬ – ГОСУДАРСТВО
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ РАБОТНИК – РАБОТОДАТЕЛЬ – ГОСУДАРСТВО
Колыванова М.Д.
Научный руководитель: Демидов Н.В.,
к.ю.н., доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения
НИ ТГУ (г. Томск)
Нормы права регулируют существенные стороны кадровых отношений в обществе. Особую роль такие нормы играют в регулировании вопросов переподготовки и повышения квалификации работников или служащих.
На сегодняшний день эффективная работа любой организации во многом зависит от образовательного, профессионального и квалификационного уровня работников. С этой целью организации направляют своих работников на подготовку, переподготовку или на повышение квалификации.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня [1].
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
В ст. 196 ТК РФ устанавливаются права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке работников [2], так как профессиональная квалификация последних является одним из непременных условий качественной трудовой деятельности.
Исходя из анализа российского законодательства по вопросу правового регулирования повышения квалификации, можно сделать вывод о том, что ее проведение осуществляется:
-по инициативе работника путем заключения дополнительного договора между сотрудником и работодателем;
-по инициативе работодателя, который определяет необходимость повышения квалификации, опираясь на показатели производительности, финансовые, технические и организационные возможности.
Ч. 4 ст. 196 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности.
Например, обязательное повышение квалификации предусмотрено для:
• медицинских работников (пп. 8 п. 1 ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3]);
• прокуроры и следователи (ст. 43.4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [4]);
• гражданские служащие (п. 6 ст. 15 ФЗ «О Государственной гражданской службе Российской Федерации» [5]) и т.д.
Законодатель, за некоторым исключением, не устанавливает для работодателя обязанности по проведению мероприятий для повышения квалификации, поэтому выделение средств на оплату услуг образовательных учреждений, как правило, является инициативой владельца предприятия или организации.
Существует проблема недостаточной правовой обеспеченности экономических интересов работодателя в сфере развития персонала. Для устранения данного недостатка видится необходимым закрепить стимулирующие нормы в налоговом, трудовом и образовательном законодательствах.
В трудовом праве стимулом к организации работы по обучению кадров, повышению их образовательного и профессионального уровня, например, может служить возможность возмещения затрат, понесенных работодателем на обучение работника, независимо от факта окончания и успешности обучения.
В законодательстве право на повышение квалификации закреплено в качестве законного интереса работника, что вызывает пробелы на практике (например, Определение Верховного Суда РФ от 21.11.2017 N 211-КГ 17-27. Требование: О признании незаконными действий по отказу в направлении на профессиональную переподготовку по выбранной программе обучения, обязании не препятствовать в направлении на переподготовку, направить в любое учебное заведение для прохождения переподготовки [6]). Видится целесообразным закрепить законодательно недостающие возможности, присущие субъективному праву, а именно: возможность субъекта права вести себя определенным образом (т. е. выбирать формы, место, время повышения квалификации и т. п.) и требовать соответствующего поведения от обязанных обеспечить реализацию субъективного права лиц (обязанность работодателя).
Проблема недостаточности стимулов и мотивации для изменений и улучшений трудовой деятельности влечет к утечке умов из РФ, неконкурентоспособности организаций, а также к отсутствию роста экономики из-за незаинтересованности работников в обучении, повышении квалификации.
Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод об отсутствии определенного стимула именно для работодателей в повышении квалификации работников или служащих [7].
Изучение зарубежного опыта позволяет говорить о том, что мотивация и стимулирование трудовой деятельности относятся к числу проблем, решению которых в мировой практике всегда уделялось особое внимание (например, моделям, применяемым в США, Японии, развитых странах Западной Европы).
В японской системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности распространены такие методы как: «пожизненный найм» работников, оценка заслуг работника по «принципу старшинства», опирающийся на стаж работы, и возраст [8].
В России мотивация сводится в большинстве случаев к оплате труда. На сегодняшний день, все больше руководителей стараются выстроить систему мотивации и стимулирования персонала для повышения эффективности работы организации. Но, при всем разнообразии мирового опыта, российским организациям необходимо вырабатывать собственные методы мотивации и стимулирования, с учетом особенностей конкретной отрасли, бизнеса, его организационной структуры и человеческих ресурсов.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: