Что разъяснил Верховный суд по маскам в магазинах ?
Что разъяснил Верховный cуд по маскам в магазинах? Верховный суд разъяснил: "В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в ряде регионов нормативными правовыми актами органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации были установлены требования обязательного использования СИЗ, в том числе масок и перчаток, при посещении объектов торговли. Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае
установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ. Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что оспариваемые положения Методических рекомендаций носят императивный
характер и содержат обязательные для неопределенного круга лиц
предписания. ... Методические рекомендации не обладают названными признаками акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными
свойствами, носят рекомендательный характер".
Полный текст разъяснения https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1940204
Интересуюсь, а что обозначает термин "обслуживание" и из какого закона это понятие взято? Что имеется ввиду под обслуживанием? Что в это понятие входит? Открываю ФЗ "О защите прав потребителей https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?.. или https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&do.. В списке основных понятий ФЗ слово "обслуживание" отсутствует. Открываю статью 6: "Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара". Тоже не то. При этом Верховный суд черным по белому пишет, что "магазин имеет право отказать в обслуживании на кассе". Обслуживании чего, кого? Потребителя? Покупателя? Так согласно ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель вроде как ни в каком обслуживании не нуждается. Давайте посмотрим другие основные понятия, закрепленные в ФЗ, например: "продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;", или "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)". Где здесь хоть слово сказано про обслуживание? Вы меня не обслуживайте, мне ваше обслуживание не требуется, но кто и на каком основании вам разрешил отказать мне в продаже, в реализации товаров? Верховный Суд упорно держится слова "обслуживание.". Все таки я нашел термин "торговое обслуживание" в ГОСТ: "Торговое обслуживание: Деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги." https://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.p.. А вот понятие продажи (реализации) товара совсем другое - "Продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.". И что следует из разъяснения Верховного суда? Что магазины могут отказывать в обслуживании, но не могут отказывать в продаже (реализации) товаров и услуг. А обслуживане это всего лишь некая туманная деятельность параллельная процессу приобретения товаров и услуг. А что говорит мировая практика о обслуживании? Обслу́живание клие́нтов (англ. customer service) — это обеспечение обслуживания клиентов до, во время и после покупки товара или услуги. Обслуживание клиентов — это последовательность действий, направленных на увеличение уровня удовлетворённости клиента — то есть, формирование у клиента ощущения, что товар или услуга соответствуют его ожиданиям. — Jamier L. Scott. (2002). https://ru.wikipedia.org/wiki/Обслуживание_клиентов
То есть согласно разъяснению ВС магазин максимум может отказать покупателю "без маски" в "последовательности действий направленных на увеличение удовлетворенности клиента - то есть формировании у клиента ощущения что товар или услуга соответствуют его ожиданиям". Да я и сам терпеть не могу когда торгаши формируют у меня ощущение, что товар или услуга соответствуют моим ожиданиям. Сам процесс приобретения товаров и услуг при этом не страдает. И ВС это подтвердил. В противном случае ВС бы разъяснил что магаззин имеет право отказать "покупателю без маски" в "продаже (реализации) товаров и услуг." Но этого нет.
При этом надо понимать, что в магазинах самообслуживания моментом акцепта публичной оферты и заключения гражданско-правового договора является момент когда покупатель взял с полки товар - с этого момента товар покупателем приобретен из чего возникает обязанность покупателя оплатить приобретенный товар. Какое тут еще требуется обслуживание? Какое еще ощущение? Покупатель имеет полное право оставить магазину деньги в оплату, зафиксировав факт оплат с помощью свидетелей или видео. Никакого обслуживания не надо. Товар продан, деньги уплачены.
И на десерт, опус от Роспотребнадзора, в котором выражение "масочный режим" написано в кавычках: "Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). " По ссылке можно сходить полюбоваться, предпоследний абзац https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_d..
