АНДРЕЙ
АНДРЕЙ Подписчиков: 254
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 947

"Юности честное зерцало".

41 дочитывание
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,82 рублей за дочитывания
Зарабатывать

4 февраля 1717 года вышло пособие по воспитанию и обучению юношей из дворянского сословия. Издание было подготовлено по указанию Петра I на основе европейских книг аналогичного содержания. По мнению историков, в числе прочих было использовано сочинение Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских". В создании "Юности честного зерцала" активное участие принимал сподвижник Петра Яков Брюс.

В сохранившемся первом издании книги текст предварялся рядом страниц, на который были воспроизведены "нравоучения от священного писания", а также "Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных; число церковное и арифметическое; ино показание великого сочисления; Объявление числа школьного".

Таким образом, учебник "Юности честное зерцало" (полное название "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов") состоял из двух частей.

Одна включала азбуку, цифры и духовные наставления. Ее можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть - это собственно "зерцало", то есть правила поведения для "младых отроков" и девушек дворянского сословия. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Фактически, это первый в России учебник этикета.

Несмотря на следование европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций.

Молодому дворянину вменялось учиться иностранным языкам, фехтованию, танцам и верховой езде, послушание родителям и старшим. Девицам давались несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние "Домостроя" - должно было учиться смирению, трудолюбию, молчаливости, также с почтением относиться к родителям. Уделено в книге внимание правилам поведения на государственной службе, за столом, при общении с другими людьми.

"Юности честное зерцало" пропитано духом петровских преобразований, несло в себе призыв не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами.

"Юности честное зерцало" на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. Затем она неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX века.

Некоторые советы от императора - "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов"

В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великои чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать.

Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамота, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давне токмо прославлялись. А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны другая похвалят.

Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный стретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.

Когда о каком деле сумнёваешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.

И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкве детей малых пужает и устрашает.

Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.

В церкви имеет оной очи свои и сердце весьма к богу обратить и устремить, а не на женский пол, ибо дом божий, дом молитвы, а не вертеп блудничий, но, увы, коль часто случается, что тем другие соблазняются и подают злой пример, понеже простые смотрят больше на знатных и по тому себя ведут и поступают, но кто хочет быть знатнейший в чину, оной должен везде в страхе божием и благочинстве первым себя содержать.

Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать, а ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

Един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит.

Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.

Когда кого поздравлять, то должно не головою кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидаться, пока ближе вместе сойдутся, и ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет, а не твоя.

Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испущать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое бога знать, любить и бояться. По том должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того пред Богом себя смирять, и ближнего своего больше себя почитать. Никого не уничижать, себя ни для какого дарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть.

Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли; а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать; ибо каждый купец товар свой похваляя продает, как может.

Непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудные песни, веселится и напивается пьяна. Скачет по столам и скамьям, даст себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва. Ибо где нет стыда, там и смирение не является.

Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить.

Умный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

https://tunnel.ru/post-4-fevralya-kalendar-istorii

7 комментариев
Понравилась публикация?
29 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

А до Петра как жили?

Свободно, без церквей...

И зачем этот "Петр" нам всю малину испоганил?

+2 / 0
картой
Ответить

НатальяПишет 04.02.2022 в 07:37
А до Петра как жили?

Свободно, без церквей...

И зачем этот "Петр" нам всю малину испоганил?

В России сколько людей столько и мнений. Вы какого хотели бы царя или президента ?

0
Ответить

Может Сталина?

Царь далеко и может быть дурак, будет голубая кровь из мировой элиты, все ресурсы опять на запад, как всегда.

Президент - такая-же ерунда.

А Сталин...

Очень хорошо знал церковно-приходская школу, её ненужность и одурманивание.

Понял как его подставил Запад и сделал железный занавес.

Ой нет и Сталина не надо...

Перед войной было уничтожено тысячи офицеров, народ выкашивало из-за неграмотного военного правления. Унижал женщин...

Я-бы хотела так, как в Исландии ...

+2 / 0
Ответить

НатальяПишет 04.02.2022 в 14:05
Я-бы хотела так, как в Исландии ...

Вы считаете президентская форма правления - лучше республиканской формы правления ?

0
Ответить

Форма правления. Я не специалист)))

Я не знаю плюсы и минусы республиканской, а над президентской всегда стоят интересы больших доходов.

Знаю, что в Исландии выбирают человека всей страной и он представляет интересы всех. Если его заносит, то переизбрать недолго.

Один человек не может нести весь груз ответственности - это не нормально и не правильно.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

НатальяПишет 04.02.2022 в 14:39
Один человек не может нести весь груз ответственности - это не нормально и не правильно.

Здесь всегда будет не по нашему, если видите, что где-то лучше, возможно лучше туда переехать, чем пытаться здесь чё нибудь изменить.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Мнение КПРФ о бюджете страны и сложности момента.

Понятна каждому чрезвычайно сложная нынешняя ситуация, когда страна находится в военном противостоянием не столько с Украиной, сколько со всем «цивилизованным» Западом. И мы – коммунисты прекрасно понимаем.

Цена неуместной шутки. Журналистку уволили за высказывания о пассажирах самолёта, терпящего бедствие.

Недавний инцидент с увольнением журналистки «Москвы 24» Евгении Оболашвили за ее неуместные и бесчеловечные высказывания в адрес пассажиров терпящего бедствие самолета вызвал широкий общественный резонанс.
00:28
Поделитесь этим видео

Жуткая история из Кирова: пенсионер умер во время задержания за кражу настойки за 300 рублей

Жуткая история произошла в Кирове, там 67 - летний пенсионер умер после того как продавщица, грузчик и охранник повалили старика на землю, замотали ему руки и ноги скотчем, а потом и сели на него,...
01:11
Поделитесь этим видео

"Истец отказался от иска": как мой простенький отзыв на иск заставил правообладателя отступить в суде

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня расскажу Вам историю из моей юридической практики. Меня зовут Дарья Алексеевна, я юрист и писательница. Часто пишу не только тексты, но и процессуальные документы,...