Андрей Александрович
Андрей Александрович Подписчиков: 1610
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1789

Какими были деревенские жители во времена СССР? Опубликовали 10 редких советских фото

3 155 дочитываний
149 комментариев
Эта публикация уже заработала 157,64 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сегодня многие люди с удовольствием предаются воспоминаниям о том, как жилось в Советском Союзе. Одни – с благоговением и ликованием по поводу распада Советского Союза, а для других – с чувством ностальгии и сожаления о прекращении существования страны. Каждый обладает своей собственной истиной.

В отношении одних Советский Союз проявлял справедливость и заботу, предоставляя им возможность работать и зарабатывать деньги; относительно других он был ограничивающим и запрещающим. Жители разных городов и регионов по-разному относились к жизни и по-разному сталкивались с "другим" Советским Союзом. К примеру, была ли жизнь в сельской местности иной, чем жизнь в городе? На что была похожа жизнь в советской деревне?

Прежде всего, необходимо понимать, что вплоть до 1970-х не все жители сельской местности имели паспорта, оформлявшиеся только в случае необходимости выезда в город. Например, статистика показывает, что в СССР, по данным на 1967 год, без паспортов насчитывалось более 55 миллионов сельских жителей. А это соответствует порядка 35% граждан СССР в возрасте старше 16 лет. Процесс по паспортизации крестьян колхозов стартовал в 1976 году, а завершился в 1981 году.

В Советском Союзе было полное отсутствие неоднородности в продуктах питания и ценовых диапазонах, и, откровенно говоря, выбор продуктов в деревенских магазинах был весьма ограничен. С другой стороны, люди могли получить хороший урожай со своих огородов и хорошую зарплату (хотя и меньшую, чем в городах) в колхозах и совхозах. В результате жители деревни жили довольно хорошо. До 1970-х годов действовал специальный налог на бездетность для жителей села, которым необходимо было иметь троих детей, чтобы не выплачивать ничего.

Вот такой вот небольшой кусочек истории. Можно подумать, что сельские жители были оборванцами, однако это совсем неверно. Жители села имели одежду для выходного дня и праздников, а также могли зарабатывать деньги. Впоследствии они приобрели технику (мотоциклы, велосипеды, некоторые могли позволить себе даже тракторы или автомобили). Что ж, а теперь мы покажем вам, как выглядят обитатели советских деревень в более позднее время (70-е и 80-е годы).

10 редких советских фото

1. Юноши и девушки скашивают траву в деревенской местности. Особенно мне понравились бравые парни в шляпах на дальнем плане. Свирепые воины!

2. Вспахивание и боронирование картофеля на своем участке вручную. В колхозах механизация труда произошла давно, но на собственном участке землю часто вспахивали подобным образом.

3. Сельские жители принимают пищу в телеге, запряжённой лошадьми. Повозка ладная, а сидящий за поводьями дедушка в шляпе выглядит очень стильно. Это снимок 1980-х годов.

4. Бабушки из села. Середина 1980-х годов.

5. Юные сельчанки в Карелии.

6. Мужественный сельский парень выполняет упражнения на самодельном турнике. Спортсмен!

7. Сельский парнишка ремонтирует мотоцикл. Это просто общность мотоциклистов!

8. Трактористка. Сразу заметно, что она уже опытная и зрелая. Для нее это подходящий образ.

9. Подростки играют в хоккей на самодельном ледовом катке на замерзшей реке.

10. Сельские девчонки устроили посиделки на скамейке. Вот же модницы!

Именно так и выглядели жители села в 1970-е и 1980-е годы. Что характерно, жизнь села время не изменило, лишь только где-то рядом проложили газ и установили вышки сотовой связи. Однако все осталось таким же, как и сейчас. Эти фотографии действительно мне нравятся, они пробуждают приятную ностальгию, ведь в подобных местах я провел свою юность.

Если вам понравилась статья, оцените её сердечком 💖 и поделитесь своим мнением в комментариях!

Источник: Назад в СССР

А вы когда-нибудь бывали в деревне в советское время?

Проголосовали: 695

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

149 комментариев
Понравилась публикация?
229 / -28
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 149
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Не алкашня, как сейчас во всех деревнях. Все довольны. Слово "маргинал" никому не известно. Даже водитель кобылы в шляпе))) Это было простое человеческое счастье.

+94 / -4
картой
Ответить

Алкашни в деревнях всегда хаатало, более чпм

+7 / -35
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну уж нет,вот с этим никак не соглашусь!В ТО время в деревнях пили и еще как!Часто была в разных.Как-то в юности одногруппница позвала к себе в гости в деревню летом.Я была просто в шоке,КАК сильно там пила молодежь!Я спросила родственника моей приятельницы-Почему так много все пьют?!Ответил---А что еще здесь делать?Гнали и пили.Вот тебе и СССРовская деревенька без прикрас.

+10 / -54
Ответить

Наталья ИвановнаПишет 08.02.2022 в 18:38
Часто была в разных.Как-то в юности одногруппница позвала к себе в гости в деревню летом.

Деревня у приятельницы это одна или разные.

Тоже бывал в деревнях. Выпивали и пили, но работали, так как была работа. А постоянно пьянствовать было некогда. Свое (личное) хозяйство тоже не маленькое было. В городе тоже не отставали, выпивали и пили. Единственная разница, что ныне спиваются, а это уже другая история.

И нет смысла сравнивать. Русский народ пил, пьёт и будет пить (спасибо Петру 1). Вопрос в размере выпитого и частоте употребления, это все индивидуально.

А в СССР было уж точно не хуже, чем нОне.

+66 / -2
Ответить

Может и не хуже,но и не лучше.Иначе не создавали ЛТП.Я была в разных деревнях и вот такой восторг Татьяны не разделяю-"Не алкашня, как сейчас во всех деревнях. Все довольны. Слово "маргинал" никому не известно. Даже водитель кобылы в шляпе))) Это было простое человеческое счастье."------Алкашей хватало и еще как.И я не утверждаю,что все поголовно пили,если вам это показалось.Просто сказки,как Татьяна,сказывать не люблю.

+3 / -26
Ответить

А что плохого было в том, что создавались ЛТП?. Туда попадали подвыпившие люди, которые могли за себя уплатить за содержание, и которые были работающими - второй раз уже старались не попадаться, поскольку это било по карману, да и боялись огласки, поскольку данные передавались работодателю, что было чревато строгим выговором и увольнением. А сейчас что - валяющихся в общественных местах и шатающихся пьяниц не убавилось, а намного прибавилось, но полиции забирать их нет резону, поскольку они нигде не работают - что с них взять!И раньше выпивали, но в меру, поскольку почти все - работали, кормили семьи. А Наталья Ивановна из Инты, живущая в очень "густонаселённом" районе Крайнего Севера, где одна деревня от другой расположена в 100-150 км, наверно все ноги свои стирала в мозоли, пешком обхаживая деревни своих подруг, или - годами на телеге????

+12 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Наталья ИвановнаПишет 08.02.2022 в 21:04
Может и не хуже,но и не лучше.Иначе не создавали ЛТП

Ха-ха! Вытрезвители вернули! И остальное вернут. "Все новое - это старое", если коротко. А то что проверено годами, ещё лучше.

Наталья ИвановнаПишет 08.02.2022 в 21:04
Просто сказки,как Татьяна,сказывать не люблю.

"В каждой сказке..." ну и так далее. У Вас одни впечатления, у других - соответственно. Значит другим повезло больше. И родиться в деревне, и поездить по "весям".

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Наталья ИвановнаПишет 08.02.2022 в 21:04
Иначе не создавали ЛТП

Лечебно-трудовой профилакторий в деревне?! Что-то не верится!

Или вы имели ввиду лёгкие телесные повреждения?

Или лёгкий танк Проворнова?

раскрыть ветку (0)

Татьяна,Вы ЛТП ( лечебно-трудовой профилакторий ) путаете с вытрезвителями. ЛТП - это фактически тюрьма и срок не менее 2-х лет.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Дело в том, что в СССР водка и самогон были из пшеницы, а сейчас водка из всего, что горит и уже паленка на % 80 идет прямо с завода и даже не знаю что туда добавляют, скорее всего какую то наркоту, что бы люди брали и пили, а точнее спивались, а еще точнее подсаживались на алкоголь,а кто то ложит себе денежки в кармашки. Потому что у производителя в глазах только баксы, а о здоровье людей никто не думает.

+23 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Статья не понравилась: какой-то гадкий душок, уничижение советского крестьянства. Кстати, две первые фотографии ну уж никак не могут относится к 70-80 годам. И ещё, если уж берётесь писать о чём-то, то хоть немного изучите вопрос, иначе видно, насколько вы далеки от реальности, либо же просто недалеки...Картошку не пашут, и не "боронируют", если вы о бороновании..., пашут и боронуют землю. В вашем опусе сельские жители предстают какими-то пещерными людьми, что за идиотская подпись "сельские жители принимают пищу в телеге...и т.д." Ну катает дядька ребятишек на телеге, даже если бы они и ели что-то(чего, кстати, не видно на фото)-то ребятишки всегда готовы что-нибудь пожевать, растут ведь. Зачастую сельские студенты были одеты гораздо круче нас, городских, т.к. и зарплаты в селе были выше(да и работа на своём подворье помогала), и снабжение сёл иногда было получше городского, за импортными вещами зачастую ездили из городов именно в сёла. А что в сёлах испокон веков люди были чище душой, добрее и лучше-это сомнению не подлежит.

+15 / 0
Ответить
09.02.2022, 22:02
Санкт-Петербург

Ну, немного не соглашусь с вами... Постоянно бабушка брала с собой на работу, сеять и тп... Поработали, присели на телеге, пообедали и снова сеять и тп... Так как расстояние от дома до поля иногда было приличным.... А в деревне раньше норм жили, и пьяниц мало было, если и выпивали то на праздник (не как у алкашей, праздник и день гранненого стакана) а на праздник, и летом,, этим,, некогда было заниматься, сенокос в колхозе и тп и дома скотину содержать, грядки... Хватало работы... Раньше лучше было... Сейчас все распроданы, кто остался в деревне, работать не где, колхозов нет... Ничего нет... У нас в деревне был и сотник, и рыбаки и даже консервы делали... Сейчас пшик полный...

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

В городе не меньше пили

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не соглашусь. Я не знаю в какой деревне вы были, но я сам прожил до флота в деревне,даже сам гнал самогон когда подрос , выпивали, не спорю, но я ни разу не видел кого то из сельчан, что бы кто то валялся под забором.

+18 / 0
Ответить

А сейчас валяются? Так вы же уехали!

0 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
09.02.2022, 11:34
Санкт-Петербург

Наталья ИвановнаПишет 08.02.2022 в 18:38
В ТО время в деревнях пили и еще как!Часто была в разных.Как-то в юности одногруппница позвала к себе в гости в деревню летом.Я была просто в шоке,КАК сильно там пила молодежь!

У меня мало родственников было в деревне и приезжала я туда только летом, поэтому, возможно, видела далеко не все. Мы были во Владимирской области - не помню уж и название деревни. Люди выпивали, тем более, что гости приехали, но никого сильно пьяного я там не видела, так, слегка навеселе. А на следующий день - все по своим делам, в деревне дел хватало. Была в деревне в Краснодарском крае - там всегда на столе стоял графинчик с вином. Пить там вино, тем более самодельное, считается нормальным. Но тоже никогда сильно пьяными там не видела.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вы не видели деревню в те годы! Где Вы были не знаю, а я родился и вырос в деревне. На селе с выпивкой было не так легко, свою гнали с опаской (за это сажали!) и тратить на самогон свеклу или пшеницу не у всех было желание, на магазинную деньги мало тратили, было куда их тратить Да выпивали в праздники, после баньки или по какому то случаю, но пьяниц было единицы. В посевную или уборку так вообще был негласный сухой закон, работали круглосуточно - природа ждать не будет. А еще у всех своё хозяйство, и скотину надо кормить и чистить. И в ЛТП с села людей не было. Это роскошь для городских - лечится от алкоголизма на средства государства. А в 90-е когда все рухнуло, все начали разрушать от безработицы и безысходности кто в город убежал, кто спился, кто отравился "Роялем"... От нашего колхоза - миллионера с двумя отделениями и большими селами ничего не осталось! И сейчас не живут, а выживают. Работы нормальной нет, два фермера используют только 20-30% угодий. Кто остался живут своим хозяйством и ездят на заработки в город.

+14 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

А почему дома -развалюхи?...Вон там на четвертом фото?

0 / -5
Ответить

...дом не жилой...

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

ТатьянаПишет 08.02.2022 в 17:20
Не алкашня, как сейчас во всех деревнях.

За что же вы так деревенских? Неправда ваша!

раскрыть ветку (0)

ТатьянаПишет 08.02.2022 в 17:20
Это было простое человеческое счастье.

Да уж куда там счастье, ни газа не было в деревне и света не было по неделе, как чуть дунет ветерок!

0 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Мы из нашего моногородка наоборот в восьмидесятые ездили в соседние деревни за дефицитной в то время у нас колбасой и другими продуктами и даже импортными промтоварами! Там по линиям РАЙПО и и кооперативных магазинов даже японские видики продавались - правда по спискам своим членам кооператива!

Сам кое-что покупал когда нас с завода посылали сено заготавливать для колхоза!

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)

Да в СССР практически и не нужен был паспорт. Даже на поезда дальнего следования билеты продавались без паспорта. Не помню, чтобы у меня паспорт где-то спрашивали. СССР была свободная страна А в нынешних реалиях скоро на лоб штамп поставят. Какими только бумажками кроме паспорта не обросли: снилс, полисы, еще куар-код. А преступность все круче цветет и пахнет

+64 / 0
картой
Ответить

Замок на дверь вешали только когда в селе появлялись цыгане. А так, смотришь полынка сунута в кольца, значит нет ни кого, на огороде. И все в целости и сохранности.

+56 / 0
Ответить

Ага, только у всех цепные собаки, вот и не закрывали. Мы летом тоже не закрываем, собаки в доме и в саду.

+1 / -8
Ответить

В 80-х работал в ЖК электриком, в Ленинграде. Как то пригласили в одну квартиру исправить проводку, за один день не успел, спросил хозяев когда они будут. Они спросили у меня когда я приду. Я ответил, что могу с утра. Они сказали, что ключ от квартиры под ковриком. Пришел, открыл, доделал и закрыл и ключ обратно под коврик.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

А что было воровать в доме колхозника во времена СССР?.... 😄

Разве что заслонку и дверку спереть с печки. Чугуний как -никак.... 😉

0
Ответить

ВячеславПишет 04.04.2025 в 14:49
А что было воровать в доме колхозника во времена СССР

Думаю побольше, чем у "ботаника" из Ульяновска...)))

0
Ответить

Думать полезно. Но не всегда полезно оглашать свои думы.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ВячеславПишет 04.04.2025 в 19:40
свои думы.

Устал слушать (читать) эти соросятско-чубайковские сказки о жизни в СССР...

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

НатальяПишет 08.02.2022 в 17:38
А в нынешних реалиях скоро на лоб штамп поставят.

Неее. ОткЮарят всех и Усё.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как паспорт не спрашивали? На самолет нужен был паспорт. На курорте платить курортный сбор по паспорту! Автомобильные права и прочее? Кредит? Ребенка в школу как записывали, все по справке? Другое дело, что крестьяне дальше райцентра не выезжали, кредитов не брали, машин не имели. Только впахивали в колхозах, бедолаги.

+1 / -8
Ответить

ЕленаПишет 09.02.2022 в 10:03
На самолет нужен был паспорт.

мне и поездом было хорошо, поэтому паспорт не спрашивали. ни какого курортного сбора в СССР не было, и кредиты не нужны были. И у ребенка в таком возрасте паспорта еще нет. У вас в голове каша, вы от закредитовности такая злобная, долги замучили?

+11 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

СССР был более - менее свободной страной только при Л.И.Брежневе. ну и при Хрущеве немножко. А уж при Горбачеве и Ельцине стал такой свободной страной, что многие пришли в ужас и даже поседели.... 🥺 😲 😦 😫 😩

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Автор врёт, что крестьянин имел в собственности трактор. Такого не было никогда. Даже мотороллер "Муравей" с маленьким кузовком иметь было никому нельзя.

+16 / -40
картой
Ответить

Это, где же такое было? В Кургане или в глухих деревнях? Что то, не припомню...

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну это Вы зря. Имелись и муравьи, и ИЖи , и и Ковровцы, и запоры. Но тракторов реально в собственности не встречал (это перебор).

+41 / 0
Ответить

В студенческие годы ездили на картошку. У одного был трактор, колхоз премировал видимо за хорошую работу.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Где написано, что трактор в собственности?

+11 / 0
Ответить

Могу поспорить, у нас в деревне было аж у троих

+8 / 0
Ответить

В совхозе покупали списанные трактора и на двигатель т-25 или мтз 50 ставили зиловскую коробку, иначе нельзя было.

+12 / 0
Ответить

Подтверждаю, у нас был грузовик - движок от Т-40, зиловская коробка, задний мост с колёсами от 66-го, кабина от 52-го, кузов сварной самодел. Не только для дела, а и просто так на нём гонял, вместо мотоцикла, т.к. солярки было - хоть залейся.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Извиняюсь, т25 пошли позже, а сначала были дт 20.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

И стоила салярка 6 копеек литр, бензовозами сливали в лесу.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)

Ирина, в тексте есть фраза: "....Впоследствии они приобрели технику (мотоциклы, велосипеды, некоторые могли позволить себе даже тракторы или автомобили)".

+2 / 0
Ответить

Потом стали покупать самолеты и яхты....

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Мотороллер иметь никто не запрещал..... Только где бы его крестьяне взяли?....

Сколько произведено этих мотороллеров и сколько крестьян в стране?...

А сейчас запрещают вывозить валежник. Только на своем горбу.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Свободная страна....Свободен от средств производства!....

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Аксенов. Зачем врать-то?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

В семидесятых были мотоциклы Урал восход Ява и многие другие марки и все в свободной продаже

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (7)

Только разница сейчас - вымерли практически все деревни! Разрушили! Раньше жизнь была бурная в деревнях! А сейчас сколько дворов осталось? А сколько вообще деревень исчезло??? Развалено всё!

+48 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Все детство в деревне прожил скотины было очень много а сейчас приезжаешь деревня та же но мало кто держит дорого все покупать. Раньше совхозы давали работникам все в счёт зарплат и ещё оставалось а сейчас должен ещё остаёшься как то так

+38 / -1
картой
Ответить

Почитала комментарии...мда,не буду спорить,но дай мне возможность,без раздумья поменяла бы жизнь,что сейчас,на жизнь тогда.

+13 / 0
Ответить

И не пожалела бы, раньше зарплата с пенсией была одинаковой.Мой отец всю жизнь отработал шофером в совхозе. Максимально получал 180 рублей, а пенсия была 125 рублей.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (149)

Не забывайте: жизнь – это дар. Цените его! Новая песня!

Жизнь – это удивительное путешествие, полное как радостных моментов, так и тихих, созерцательных дней. Да, всё когда-нибудь закончится, но пока мы здесь, важно ценить каждый миг. Пусть даже бывают пасмурные дни,...
03:19
Поделитесь этим видео

Начало... Души рассвет!

"Начало..." – такое простое слово, а сколько тайн оно в себе хранит! Это словно дверь в неизвестность, порог, за которым может ждать всё что угодно. Начало чего? Новой истории? Неведомого путешествия?
00:47
Поделитесь этим видео

Пять минут до чуда

А вы когда-нибудь задумывались, как одна единственная мелочь — пять минут раньше или позже — может изменить всю вашу жизнь? Этот случай я не смогла забыть до сих пор. Дождливое ноябрьское утро,...