Самый экранизированный советский разведчик

Штандартерфюрер Штирлиц (советский разведчик Максим Максимович Исаев) в исполнении Вячеслава Тихонова. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Заседание в кабинете Адольфа Гитлера в бункере под рейхсканцелярией, Красная Армия уже на границах 3-го рейха, фюрер нервно слушает доклады генералов. Вдруг дверь распахивается, забегает человек в форме эсесовского офицера, быстро фотографирует документы и карты на столе у Гитлера и убегает за дверь. Гитлер взбешён и требует у начальника гестапо Мюллера ответа, что происходит.
— Простите, мой фюрер, это русский разведчик Штирлиц, ловить его бесполезно, всё равно выкрутится.
(Анекдот советских времён).
Персонаж, придуманный известным советским автором шпионских детективов Юлианом Семёновым в 1965 году, после экранизации одного из произведений с ним в начале 1970-х режиссёром Татьяной Лиозновой стал вполне самостоятельной темой и для народного творчества, и для профессионального креатива. Анекдоты про Штирлица — целый сектор фольклора также, как и про другого литературно-киношного героя Чапаева Василия Ивановича (подлинный Чапаев В. И. имеет с ним не много общего).
Фразы из фильма стали афоризмами и не только вошли в анекдоты, но и стали почти народными пословицами ("а вас, Штирлиц, я попрошу остаться", "никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу"). Отдельные режиссёрские находки разошлись как узнаваемый и беспроигрышный материал.

Кадр из мультфильма "Остров сокровищ" (1988). Досье, читаемое с характерными интонациями — один из заимствованных приёмов. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки

Скриншот кадра видеоклипа на песню Аркадия Укупника "Баллада о Штирлице" (1994)
Небольшое рассекречивание. У бывшего начальника подразделения по борьбе со взяточничеством и другими преступлениями на госслужбе УБЭП УВД Нижегородской области на стене висела распечатанная на принтере чёрно-белая картинка. Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны", где Айсман в исполнении Леонида Куравлёва и Мюллер в исполнении Леонида Броневого разговаривают в кабинете у шефа Гестапо. Между ними следующий диалог:
Айсман: "Группенфюрер, я не жалея своих сил буду бороться против коррупции ".
Мюллер: "Айсман, вам вышибли один глаз, выбьют и второй".

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны". Примерно этот кадр и послужил материалом для упомянутого комикса. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Действительно, сериал" Семнадцать мгновений весны" давно стал неотъемлемой частью отечественной культуры. Но мало кто, кроме поклонников литературного творчества Юлиана Семёнова, знает, что история, рассказанная в сериале, не единственная в цепи похождений советского разведчика Максима Максимовича Исаева. И что Исаев М. М. — это тоже легенда, по-настоящему героя произведений Семёнова Ю. С. звали Всеволод Владимирович Владимиров. И что "Семнадцать мгновений весны" — не первая и далеко не единственная экранизация произведений про разведчика Владимирова-Исаева-Штирлица.
Что-то вроде краткой фильмографии. "Пароль не нужен" (1967), самый первый в списке, хотя это и не первый сюжет. В 1921 году в Дальневосточной республике (ДВР) во Владивостоке происходит белогвардейский переворот. Туда и направляется сотрудник ВЧК Всеволод Владимиров под именем Максима Исаева. Ну а дальше захватывающий сюжет, в котором выигрывает советский разведчик. В главной роли Родион Нахапетов.
"Семнадцать мгновений весны" (1791-1973), самая известная экранизация произведений о Владимирове-Исаеве-Штирлице. В основе сюжета — выполнение Штирлицем-Исаевым задания Центра с 12 февраля до 24 марта 1945 года. В главной роли Вячеслав Тихонов.
"Бриллианты для диктатуры пролетариата" (1975), а вот это первый из сюжетов про разведчика Штирлица. Снята картина была в одном из основных мест действия героев произведения — Таллине на киностудии "Таллинфильм". В роли Исаева — Владимир Сергеевич Ивашов. История о реализации на Запад экспроприированных драгоценностей Советским правительством и о контрабанде драгоценностей специалистами-ювелирами, привлечёнными на службу Советской властью.
"Жизнь и смерть Фердинанда Люса" (1976). Экранизация романа "Бомба для председателя". Штирлиц-Исаев уже не разведчик-нелегал, а преподаватель и даже профессор. Профессора Всеволода Владимирова сыграл Всеволод Сафонов. Время действия конец 1960-х годов. Тема неонацизма в фильме переплетается с давней темой Штирлица — разработками ядерного оружия.
"Испанский вариант" (1980, в фильме вместо Штирлица — Вальтер Шульц). Хотя в фильме у главного и другие имя, всё-таки это это одна из частей славной шпионской эпопеи. Сюжет разворачивается на фоне гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. В главной роли латвийский актёр Улдис Думпис.
"Гитлер капут!" (2008, пародия, копия образа Штирлица — Олаф Шуренберг). Честно говоря, весь сюжет фильма — откровенный стёб над любыми шпионскими детективами как отечественного, так и иностранного производства. К произведениям Юлиана Семёнова сюжет фильма не имеет почти никакого отношения.
"Исаев" (2009). Последняя на сегодняшний момент экранизация. Сериал, включивший в себя новое прочтение "Бриллиантов для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен" с добавлением небольшой сюжетной вставки по рассказу "Нежность". В роли Владимирова-Исаева здесь Даниил Страхов. Этот сериал авторами недвусмысленно связан с самой знаменитой экранизацией сериалом "Семнадцать мгновений весны", в нём повторена и музыкальная тема Микаэла Таривердиева, и привычка Штирлица выкладывать фигурки из спичек, и кратковременный сон в стоящем автомобиле ("привычка, выработанная годами"). Да и в самом конце последней серии Владимиров-Исаев "обрадован" связным, что дорога домой отменяется, а вместо возвращения предстоит окольный путь в Германию и нелегальная работа под именем Макса Отто Штирлица.
Образ советского разведчика Владимирова-Исаева-Штирлица по своей востребованности в кинематографе может поспорить с образом Джеймса Бонда. Отличие в том, что образ Владимирова-Штирлица не такой ходульный, а куда более естественный.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Яндекс. Дзен под заголовком "Самый экранизированный советский разведчик".
"Образ Штирлица не такой ходульный", как Джеймс Бонд. Можно поспорить. Мне очень нравится Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова, но, согласитесь, вряд ли в природе мог существовать такой идеальный человек и разведчик. Ни одного изъяна! Это даже подозрительно, как и считал Мюллер.
Ну да, Штирлиц часто напоминает инструкцию по ведению ОРД в плане того, каким идеальным должен быть агент. К тому же стоит помнить, что ничего взамен не предоставляя, он не смог бы достичь таких вершин в РСХА.
Поясните, пожалуйста, что означает "ничего не предоставляя взамен, не смог бы достичь таких вершин". Намекаете на "двойного агента"?
Не двойной агент, всё несколько проще и сложнее. Чтобы добывать ценные сведения Штирлицу нужно быть в гуще событий и в то же время делать успешную карьеру. А для этого ему надо быть успешным разведчиком по месту своей официальной службы у Шелленберга, и там тоже не дураки и сказками довольствоваться не стали бы. То есть ему пришлось бы выдавать какую-либо вполне правдивую информацию, работать с агентами, успешно работавшими на немцев и иметь положительные в целом результаты именно для немецкой стороны.
Так это и есть "двойное дно", может быть, не очень вредное для своей страны.
Двойной агент - тот, кто по своей инициативе на 2-х хозяев работает. У Штирлица работа в СД - прикрытие. Вот и разница.