Управление расходами. Часть 1
Существует три золотых правила управления расходами:
1. Учет.
2. Планирование.
3. Соблюдение плана.
Рассмотрим их по порядку.
Правило 1. Регулярный учет всех расходов.
Чтобы лучше разобраться с учетом расходов перейдем сразу к заданию.
Задание:
В течение месяца вести учет (записывать) всех своих расходов. Завести, например, специальный блокнот и ежедневно записывать все свои траты без исключений. По истечении месяца на основании данных учета подвести итоги:
-сколько вы потратили всего за месяц;
-на что вы тратили в течение месяца;
-какие сходные траты в течение месяца вы можете выделить (например, покупку продуктов, хозяйственные расходы, содержание автомобиля);
Статьи Расходов.
На основании учета расходов вы сможете объединить свои траты по нескольким группам (разделам), т.е. выделить статьи своих расходов. Обычно основных статей расходов не более 5-7. Статьи расходов очень индивидуальны, и для эффективного их определения можно порекомендовать следующее:
1) на листе бумаги запишите все траты, которые были у вас в "учетном месяце" и те, траты, которые, как вы полагаете, вас ожидают;
2) при этом сходные виды трат можно объединять в группы, например, расходы на хлеб, овощи, минеральную воду и т.д. целесообразно объединить в одну группу "Питание" (или "Продукты");
3) когда список будет максимально полным, расположите перечень расходов в порядке убывания приоритета, таким образом, вверху списка у вас будут самые важные расходы;
4) напротив каждой группы напишите примерную сумму расходов за месяц, у вас получиться очень наглядная схема.
Например,
продукты – 3000
хозяйство – 2000
одежда – 2000
и т.д.
5) теперь вы сможете без особого труда определить какие статьи расходов вам целесообразно ввести в своем бюджете. Практически первые группы трат в списке (начиная сверху) – это и есть статьи расходов. Нижние, как менее важные и менее затратные, следует еще раз объединить в более крупные группы, образовав дополнительные статьи расходов.
6) для самых мелких расходов, которые сложно группировать мы введем специальную статью – "Прочее" (или "Разное");
7) крупные статьи, напротив, возможно потребуют детализации, т.е. введения подстатей. При этом надо учитывать, что подстатьи должны упрощать ведение учета, планирования и контроля, а не усложнять их; поэтому подстатьи следует заводить только, когда в рамках одной статьи совершается большое количество трат.
Например, статья "личные" (расходы) – возможно введение подстатьи "представительские" (расходы) для культурных мероприятий, если вы совершаете много деловых визитов в кафе и рестораны для ведения переговоров.
Либо, в статье "хозяйственные" (расходы) вы можете выделить подстатью "дача", если вы совершаете много покупок инструментов и т.д. для дачных дел, но все же не так много и не так часто, чтобы заводить отдельную таковую статью.
Процесс составления перечня статей творческий и строго индивидуальный, вряд ли можно посоветовать здесь универсальный список. Причем статьи расходов с течением времени могут значительно меняться. Важно уделить этому процессу достаточно времени, но и излишне увлекаться не стоит – совершенства здесь не требуется, главное, чтобы вам было удобно и все расходы были учтены, чтобы вы знали, куда определить ту или иную трату без особых колебаний.
Приведем список наиболее типичных видов (статей) расходов. Он специально составлен в произвольном порядке без учета приоритетов, поскольку, как уже было сказано выше приоритеты у всех разные.
Возможно, этот список вам поможет в составлении собственных статей расходов:
1. Жилье:
-коммунальные платежи;
-оплата телефонных переговоров;
-аренда;
-текущий ремонт и прочее.
2. Питание:
-покупка продуктов;
-оплата обедов и т.д. вне дома;
3. Хозяйственные расходы:
-мебель и бытовая техника;
-посуда, инструменты;
-прочее.
4. Транспорт:
-бензин, запчасти и др.;
-текущий ремонт;
-парковка, содержание гаража;
-расходы на общественный транспорт и др.
5. Дети:
-расходы на обучение;
-оплата питания детей в школе;
-детский сад;
-прочие расходы;
6. Семейные (личные) расходы:
-медицинские расходы и лекарства;
-одежда и обувь;
-аксессуары, парфюмерия, косметика;
-сотовая связь, интернет;
-прочие расходы;
7. Отдых:
-отпуск и выходные;
-культурные мероприятия (театр, кино, спорт)
-расходы на хобби;
-прочее;
8. Налоги, страхование.
9. Погашение кредитов.
10. Другие расходы.
Несмотря на простоту метода учета расходов результаты вас могут сильно удивить. Разуметься, у всех нас есть интуитивное, либо практическое представление о своих тратах. Но когда вы посмотрите на точный отчет по своих расходам за месяц, многое окажется для вас неожиданным. Вы обнаружите "черные дыры" своего бюджета, обнаружите, что размер трат по определенным видам расходов превосходит ваши "самые смелые" ожидания, возможно, будет еще ряд сюрпризов.
продолжение следует...