Коррупция
Коррупция – это следствие нерабочей системы, организации экономики, управления, а не причина её неэффективности.
Власти стран, где наблюдается высокий уровень коррупции, строят сложные системы управления, прикрывая это благородной целью - контролировать всю внутреннюю политику. На деле, весь этот механизм нужен, чтобы выводить деньги. Например, многоуровнивые налоговые системы в федеративных странах. Из города налоги поступают в центр субъекта, а оттуда, после распределения средств, обратно в город. Сколько было собранно денег в городе, сколько поступило и сколько отправили назад – не ясно. Слишком большие требования к частному бизнесу также пораждают коррупцию. Предпринимателю становится проще заплатить государственному чиновнику, чем заниматься оформлением огромного количества документов и бегать по разным инстанциям.
Эксперты выделяют множество причин высокого уровня коррупции:
-Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.
-Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.
-Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.
-Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.
-Отсутствие единства в системе исполнительной власти, то есть, регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.
-Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
-Высокая степень вмешательства государства в экономику.
-Зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;
-Оторванность бюрократической элиты от народа
Современная актуальность темы коррупции связана с разнообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на экономические процессы, коррупция имеет выход в социально-политическое пространство.
Негативные экономические последствия:
• средства, аккумулируемые с помощью взяток, часто уходят из активного экономического оборота и оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (причем в иностранных банках);
• предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;
• поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;
• коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;
• из государственной службы уходят квалифицированные кадры, морально не приемлющие систему взяток;
• возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления искажают передаваемую правительству информацию и подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;
• коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки;
• увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями);
• взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение.
Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы:
• усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан. Ведь дать более крупную взятку может неэффективная фирма или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;
• коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;
• коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;
• коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества;
• коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше самозапретов;
• коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;
• лозунг борьбы с коррупцией способен легитимировать поворот к диктатуре и отказу от рыночных реформ;
• коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «грабительскую» деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций;
• коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Репутация советской номенклатуры как коррумпированного сообщества в значительной степени легитимировала падение советского строя. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это стало одним из факторов низкого авторитета правительства Б.Н. Ельцина в глазах большинства россиян. (в английской версии это надо убрать).
В основном, огромный уровень коррупции можно наблюдать в так называемых «Странах третьего мира» или развивающихся странах. Чаще всего в них существует тоталитарный или авторитарный политический режим. К таким странам относятся: страны, входившие в Советский Союз, страны Африки, часть азиатских стран. В странах с прочными демократическими институтами также можно наблюдать коррупцию. Например, в 2019 году Международная организация Transparency International опубликовала доклад об индексе восприятия государственной коррупции коррупции, согласно которому в США зафиксировали рекордно высокий уровень.
Коррупцию можно победить. Создание комитетов по надзору за государственными органами, чиновниками и крупными промышленниками не эффективно. Для этого нужны другие, более фундаментальные способы.
В первую очередь, это упрощение систем. Чем система проще – тем сложнее вывести средства или дать взятку и тем выше противодействие коррупции. Далее, снижение доли административного ресурса в экономике. Государство не должно брать на себя функции, которыми может заниматься частный сектор. Также, создание более «прозрачной» систем финансовой отчётности для чиновников и предприятий. Создание более понятных формулировок законов.
Последний, наверно самый важный пункт – высокая активность граждан, их заинтересованность в проблеме и желание с ней бороться. Как правило, государства стараются игнорировать единичные протесты, однако, когда протестующих становится больше, правящая элита начинает беспокоиться. Ярким примером здесь служит Россия, а именно арест политика Алексея Навального, поднимающего темы коррупции в массах. Мужчина, который рассказывал о крупных чиновничьих взятках и их незаконной недвижимости, боролся с коррупцией.
Вас волнует тема коррупции в вашей стране?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты