Основные формы и проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, организациями, учреждениями и гражданами, в рамках ОБЕС

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, регулирование которых возлагается на органы внутренних дел. От результатов данной работы зависит безопасность граждан и их имущества, надежность и целостность государственного строя, стабильность экономики, незыблемость правовых основ общества и государства.
Статья посвящена рассмотрению форм и проблем партнерства органов внутренних дел с иными правоохранительными органами, социальными организациями, объединениями и учреждениями, а также с населением, в рамках предоставления социальной защищенности.
Сотрудничество представляет собой слаженную работу, согласованную по целям, месту, периоду применения сил и средств для достижения поставленных целей.
Коммуникация полиции с социальными организациями и населением предполагает следующие формы:
-совместно проводимые исследования состояния охраны социального режима и защищенности;
-проведение совместных мероприятий по профилактике беззаконных действий;
-подготовка и инструктаж членов социальных организаций методам и формам правоохранительной работы;
-коллективная гарантия социального режима в управленческих местах;
-превенция беззаконных действий среди несовершеннолетних;
-совместное патрулирование с нарядами патрульно-постовой службы.
Согласно Федеральному закону «Об участии граждан в охране общественного порядка», субъекты могут оказывать содействие органам внутренних дел в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, собственности, интересов общества и государства от противозаконных и иных посягательств [6]. Помимо этого, закон также регулирует формы и принципы участия граждан в охране социального режима.
В России самой распространённой формой сотрудничества органов внутренних дел с социальными организациями является общая работа с добровольными народными дружинами и казачьими войсковыми обществами.
Если обратиться к зарубежному опыту в сфере сотрудничества полиции и населения по обеспечению социального режима и защищенности, то стоит отметить практику США. Рассматриваемое направление правоохраны в соединенных штатах Америки крайне развито, это объясняется как традиционно сформировавшимся отношением самих американцев к участию в охране порядка, так и хорошим финансированием данных программ со стороны правительства.
В начале 80-х годов двадцатого века в США было положено начало смирительному развитию такой формы участия граждан в работе полиции как общественная полиция.
Сущность «общественной полиции» заключается в привлечение людей к общей с полицией деятельности, в процессе которой повышается значимость, а также возможности гражданского общества в проблемах гарантии правопорядка и социальной защищенности.
Помимо «общественной полиции» в США такое же широкое распространение получил проект «соседский дозор», в соответствии с которым субъекты используют для превенции и борьбы с преступностью разные социальные сети и другие возможности Интернета. Согласно статистическим данным, в районах, где используется указанная программа, фиксируется меньшее количество преступлений.
Исходя из этого, можно отметить, что некоторые аспекты сотрудничества полиции и граждан в США могут быть полезны и в Российской Федерации, в том числе в целях формирования положительного социального мнения о работе органов внутренних дел в России.
Например, для улучшения партнерства органов внутренних дел с социальными организациями, формирования у граждан объективной оценки деятельности Министерства внутренних дел России, создания положительного образа сотрудников полиции была принята Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2017 - 2022 годы.
В соответствии с данной Концепцией, формирование взаимодействия полиции с социальными организациями состоит в развитии необходимых условий для результативного участия институтов гражданского общества в создании и претворение в жизнь основных направлений государственной политики с учетом нужд и предпочтений граждан, обеспечения защиты их прав и свобод. Решение многих задач в деятельности органов внутренних дел зависит от того, как будут развиваться, и совершенствоваться эти взаимоотношения, в какой степени подробно станут выполняться положения Концепции.
Обратимся к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в статье 5 закреплено следующее определение общественным объединениям – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, образованное согласно инициативе людей, сплотившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [5].
Участники социальной организации вправе самостоятельно выбирать цель своей работы, например, это может быть охрана социального режима, помощь работникам полиции в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. В данном случае, указанная социальная организация будет иметь правоохранительную направленность.
Помимо населения органы внутренних дел осуществляют взаимодействие и с другими социальными организациями, работа которых ориентирована на охрану социального режима и предоставление социальной защищенности, к ним можно отнести частных детективов и охранные организации. [1, с. 226].
Особенную значимость в деятельности полиции по направлению обеспечения безопасности представляют средства массовой информации. В последнее время прослеживается повышение важности и эффективности сотрудничества полиции со СМИ, рассмотрим это на следующих примерах:
-проведение журналистских расследований позволяет правоохранительным органам выявить многочисленные правонарушения и привлечь к уголовной ответственности виновных лиц;
-при помощи СМИ можно осуществлять массовые просвещение граждан о формах и способах защиты от незаконных посягательств.
Рассмотрев главные тенденции взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере борьбы с правонарушениями, можно отметить некоторые проблемы, возникающие в ходе данного сотрудничества:
-отсутствие активной позиции граждан к участию в работе добровольной народной дружины с целью осуществления защиты социального режима;
-недостаточность чёткой и грамотной связи между сотрудниками полиции, дружинниками, внештатными сотрудниками и иными общественными формированиями, исключающей появление противоречий в коллективной работе;
-дефицит результативного поощрения работы социальных организаций со стороны полиции за хорошие итоги коллективной работы.
Список литературы:
Аврутин, Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2003. № 12. С. 226.
Адмиралова, И.А. Правовое регулирование повышения эффективности административной деятельности полиции в механизме обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2014. № 10. С.1055-1066.
Бучакова, М.А., Дизер А.О. Взаимодействие полиции и общества // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). С. 58-63.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Тарасова О.Д. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ, В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LVI междунар. Науч.-практ. Конф. № 3 (55). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 5-9.
Нравится тема
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты