Ребенок как «скрытый клиент» семейной медиации

Дети в конфликте между родителями, даже если он затрагивает их непосредственно, часто не в состоянии повлиять на их решения, не имеют возможности сформулировать свои потребности, понять всю ситуацию и подготовиться к предстоящим изменениям (Валлерстайн использует в этом контексте понятие «скрытых клиентов». «Посредничество»). В связи с увеличением количества разводов и медиации при разводе, а также в связи с другими видами конфликтов, предпринимаемыми на основе семейной медиации, вопрос о возможности включения ребенка (точки зрения ребенка) в процесс медиации становится все более актуальным. И, таким образом, наделяя его полномочиями, представляется оправданным.
Семейная медиация – это процедура разрешения конфликтов, при которой беспристрастная и нейтральная третья сторона сопровождает членов семьи в переговорном процессе, помогая определить спорные вопросы, определить потребности и интересы сторон и, при желании, выработать взаимоприемлемое и информированное соглашение. При посредничестве в семейных делах очень часто возникает спор, непосредственно касающийся детей: уход за ними, способы налаживания контактов, правила воспитания, вопрос обеспечения потребностей детей (формально: алименты). Даже если дело о медиации не затрагивает непосредственно детей, медиация между родителями должна в своем ходе и в результате учитывать других членов семейной системы, в том числе детей.
ОБОСНОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОЙ МЕДИАЦИИ
Независимо от парадигмы и базового образования медиатора, принятого в работе, его роль (по отношению к идее медиации) заключается в том, чтобы быть защитником прав детей в медиации и тем самым расширять их возможности в процессе. Это связано с правовыми нормами, которые, принимая во внимание положение ребенка перед лицом конфликта взрослых, четко возлагают на посредника ответственность за учет взглядов и потребностей ребенка в процессе медиации. Необходимость расширения возможностей ребенка путем включения его в посредничество между взрослыми также вытекает из самого положения ребенка, переживающего последствия конфликта между взрослыми, особенно в случае раздельного проживания или развода (многие исследования указывают на то, что это не кризис самого расставания, но затяжной характер конфликта и его интенсивность), что имеет здесь ключевое значение). В кризисе разлуки, особенно бурного и продолжительного течения, переживания ребенка часто колеблются от незаметности (ведь взрослые в сильных эмоциях, сосредоточенных на себе и организующих свою повседневную жизнь, зачастую не располагающих ресурсами для того, чтобы должным образом и с вниманием выполнять родительские роли), через роль посредника в конфликт, выполнение некоторых задач, связанных со взрослыми в семейной системе, и связанное с этим чувство перегрузки. Функционирование детей при расставании родителей описывается как многоэтапный процесс адаптации, аналогичный фазам преодоления смерти близкого человека, выделенным Кюбер-Россом. Многие исследования указывают на повышенный риск психических расстройств в это время. Каждый случай должен быть проанализирован индивидуально, с учетом множества особенностей и факторов. Есть, конечно, ряд модераторов этого влияния, в том числе те, которые можно усилить, вовлекая родителей и ребенка в процесс семейного посредничества, в том числе:
МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
динамика конфликта и его интенсивность, а также общение в этой сфере,
размах и динамика изменений (материальное положение, воспитание, уход, окружение/друзья, распорядок дня),
отношения родителей друг к другу, качество сотрудничества между родителями, способность справиться с новой структурой воспитания (воспитание после развода),
отношение родителей к ребенку,
отношение к другой стороне - родителю (например, количество уничижительных комментариев, отчуждающих действий со стороны другого родителя),
родительские ресурсы, в т.ч. в плане поддержки ребенка и сопровождения ребенка в данной ситуации (эмоциональная доступность).
СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА (ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА) В ПРОЦЕСС ПОСРЕДНИЧЕСТВА
Медиатор – это лицо, которое помогает сторонам конфликта в выявлении очагов конфликта, в установлении их причин, дает им возможность изменить восприятие конфликта, поддерживает стороны в их усилиях по достижению взаимовыгодного соглашения. Медиацию можно понимать как процесс общения в спорах, диалог между людьми, вовлеченными в конфликт (Mirimanoff, Courvoisier, 2013). Медиатор с помощью коммуникативных технологий оказывает сторонам поддержку во взаимном обмене и понимании информации, а также позволяет расширить источники информации. Роль посредника заключается в том, чтобы привлечь внимание сторон к их потребностям и сосредоточиться на будущем. Выполняя свою роль посредника, модератора, примирителя, медиатор имеет ряд возможностей для вовлечения детей в этот процесс. Эти методы в зависимости от степени участия ребенка делятся на:
практика, ориентированная на ребенка
практика вовлечения детей
МЕДИАЦИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕБЕНКА - ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
Цель практики посредничества, ориентированного на ребенка, состоит в том, чтобы слушать его голос без его присутствия, тем самым расширяя возможности ребенка в процессе, в котором прямо или косвенно принимаются решения о нем или о ней. Принимая во внимание точку зрения ребенка в медиации, создается пространство, в котором стороны медиации (воспринимаемые через призму родительской роли) могут в большей степени учитывать индивидуальные потребности детей в своих рассуждениях, что также переводится в положения медиативного соглашения. Кроме того, медиация поддерживает процесс достижения соглашения в условиях, направленных на минимизацию напряженности и риска будущих конфликтов, что имеет большое значение с точки зрения детей. Результаты многих анализов показывают
Как это выглядит в практике медиации:
переформулировка роли участников медиации - акцентирование внимания на ребенке (указание на роль родителей, формулировка урегулирования с акцентом на родительскую роль),
сосредоточив внимание на ребенке, указав цель посредничества,
обеспечение родителей материалами о функционировании детей в ситуации расставания и др.,
анализ потребностей ребенка (часто с использованием флипчарта, занесение потребностей ребенка в преамбулу урегулирования),
изображение ребенка, использованное в процессе (фото),
пустой стул, визуализация присутствия ребенка в комнате для медиации,
изменение атмосферы опосредования по отношению к ребенку («Как зовут вашего ребенка? Как вы к нему относитесь?»),
гипотетические вопросы, ориентированные на будущее вопросы, касающиеся ребенка («Если посредничество будет успешным, какой будет повседневная жизнь вашего ребенка?),
роль медиатора как детского специалиста и отстаивание своих интересов с этой позиции (риск нарушения принципа нейтральности),
привлечение к процессу независимого специалиста (например, детского психолога), который интегрирует точку зрения ребенка в судебное разбирательство и является его «адвокатом».
КЕЙС
Родители четырехлетнего Антека пришли на посредничество по просьбе отца мальчика. Родители, оставшиеся в неформальных отношениях, совместно договорились искать решения по контактам и уходу за детьми в процессе посредничества, после чего решили переехать по отдельности (мужчина живет во Франции, где работает в сфере туризма в среднем пять месяцев в году). , женщина остается с сыном в Польше).
После первой медиации, которая была направлена на сбор информации, признание точки зрения и ожиданий сторон, медиатор решила принять во внимание точку зрения ребенка, на что она получила согласие сторон. Следующая сессия проводилась на основе переформулировки цели медиации (совместный поиск решений, которые бы полностью удовлетворяли потребности Антек, при соблюдении и учете потребностей и интересов родителей) и роли участников медиации (из роли бывших партнеров на роль родителей Антека). На следующих этапах медиации неоднократно упоминались потребности Антека (указанные его родителями и записанные на флипчарте), в том числе на этапе выбора решений, в конечном счете включенных в медиативное урегулирование. Прежде чем уточнить окончательный вид договора, родители провели совместную консультацию с детским психологом, чтобы помочь им в оценке их идей для сетей и ухода. Важным переломным моментом стали гипотетические вопросы, ориентированные на ребенка («Как вы думаете, за что Антек будет благодарить вас через несколько лет?»), а также образовательные материалы о функционировании ребенка в ситуации расставания родителей. , модели альтернативного ухода и т. д., предоставляемые родителям между сеансами посредничества.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ – ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
Суть инклюзивной медиации заключается в том, чтобы слушать голос ребенка непосредственно в его присутствии, от работы ребенка со внешними экспертами (например, детским психологом) до участия ребенка в сеансах медиации. Цель состоит в том, чтобы свести к минимуму негативное влияние конфликтной ситуации на ребенка, в том смысле, что есть пространство для прямого сообщения родителям своих потребностей, интересов, чувств и страхов. При этом цель состоит в том, чтобы оградить ребенка от ситуации, которая заставила бы его принимать трудные решения без поддержки третьего лица, а также лично донести свои мысли и чувства до родителей и столкнуться с их реакциями. Такие занятия также приносят пользу с точки зрения составления предложений по урегулированию: дети дают ряд важной информации, контент, полученный непосредственно от ребенка, сводит к минимуму риск его оценки через призму родительского конфликта или неправильного восприятия другого родителя. Идея посредничества, учитывающего интересы детей, также заключается в том, чтобы помочь детям удовлетворить потребность в информации, понимании и предсказуемости. Как подчеркивает Гойска: открытое признание, разумеется, в форме, адаптированной к перцептивным и эмоциональным способностям ребенка, того, что в семье есть проблема, позволяет открыто общаться, облегчая ребенку, и помогает родителям реагировать на стресс, испытываемый ребенком на на постоянной основе. Мероприятия с участием ребенка в посредничестве также важны для эффективности самого процесса. Исследование среди посредников ясно показывает, что это фактор, который помогает поддерживать принцип нейтралитета. И участники посредничества указывают на большее удовлетворение его ходом и эффектами. Кроме того, многие аспекты посредничества с участием детей могут быть полезны в периоды тупиковой ситуации на разных этапах процесса посредничества. Они играют роль и после окончания медиации: исходя из респектабельности мирового соглашения, когда, как подчеркивает Сапоснек, возможное нарушение договоренностей было бы актом не только против бывшего супруга, но и против нужд выражается собственным ребенком. Это немаловажно в контексте предотвращения и минимизации родительских конфликтов в будущем, что находит отражение в судебной статистике. Кроме того, многие аспекты посредничества с участием детей могут быть полезны в периоды тупиковой ситуации на разных этапах процесса посредничества. Они играют роль и после окончания медиации: исходя из респектабельности мирового соглашения, когда, как подчеркивает Сапоснек, возможное нарушение договоренностей было бы актом не только против бывшего супруга, но и против нужд выражается собственным ребенком. Это немаловажно в контексте предотвращения и минимизации родительских конфликтов в будущем, что находит отражение в судебной статистике. Кроме того, многие аспекты посредничества с участием детей могут быть полезны в периоды тупиковой ситуации на разных этапах процесса посредничества. Они играют роль и после окончания медиации: исходя из респектабельности мирового соглашения, когда, как подчеркивает Сапоснек, возможное нарушение договоренностей было бы актом не только против бывшего супруга, но и против нужд выражается собственным ребенком. Это немаловажно в контексте предотвращения и минимизации родительских конфликтов в будущем, что находит отражение в судебной статистике. Но и против потребностей, выраженных собственным ребенком. Это немаловажно в контексте предотвращения и минимизации родительских конфликтов в будущем, что находит отражение в судебной статистике. Но и против потребностей, выраженных собственным ребенком. Это немаловажно в контексте предотвращения и минимизации родительских конфликтов в будущем, что находит отражение в судебной статистике.
МЕДИАЦИЯ С УЧАСТИЕМ РЕБЕНКА - ОБЪЕМ И СРОКИ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА
Непосредственное участие ребенка в посредничестве означает, что ребенок лично участвует в процессе. С одной стороны, возможно привлечение самого ребенка, а с другой стороны, привлечение ребенка при поддержке другого специалиста («адвоката» ребенка: психолога, социального работника, медиатора, который при необходимости заберет ребенка с собрания и будет поддерживать его во время собрания). Структура инклюзивной медиации варьируется в зависимости от законодательства, действующего в данной стране, от практики, принятой в конкретном центре медиации, в зависимости от компетенции и опыта медиатора и в каждом конкретном случае.
Интересная статья