Подготовка семьи к процессу усыновления

По мнению большинства общества, процедуры усыновления утомительны, сложны и трудны в исполнении. Приемные родители считаются смелыми, но в какой-то степени сумасшедшими.
КЕЙС
Бездетная пара, состоящая в браке уже шесть лет, г-жа Моника, 33 года, и г-н Томаш, 32 года, обратились в Центр усыновления и ухода с заявлением о начале процедуры усыновления ребенка. На первой встрече сотрудник центра представил ход процедуры усыновления, объем необходимых документов и требования к лицам, желающим усыновить ребенка. Подробно они указаны в Кодексе о семье и опеке. Сотрудник подчеркнул, что роль Центра усыновления и опеки заключается в процессе подготовки пары, одинокого человека, к заключительному этапу усыновления, который представляет собой судебное разбирательство по семейным делам. Центр рекомендует суду пару, человека, а окончательное решение о передаче ребенка на воспитание, то есть усыновление, принимает суд по семейным делам. Первое слушание позволяет будущим родителям принять ребенка к себе домой. Через три месяца на следующем заседании суд принимает решение об усыновлении ребенка (детей).
Следующим этапом подготовки стала диагностическая встреча с психологом, работающим в АО Центре. Интервью было направлено на ознакомление с историей отношений, определение прочности брачных уз, методов лечения бесплодия, мотивации усыновления ребенка. Во время интервью пара рассказала, что в настоящее время они проходят подготовительную процедуру к экстракорпоральному оплодотворению. Супруги признались, что хотели бы в последний раз провести лечение бесплодия с помощью экстракорпорального оплодотворения, а в случае неудачи готовы усыновить ребенка.
Психолог сообщил паре, что одним из условий успешного усыновления является правильная подготовка кандидатов к процессу усыновления. К лицам, ходатайствующим об усыновлении ребенка, предъявляются формальные требования, такие как наличие собственной квартиры, постоянная работа, соответствующий уровень оплаты труда, отсутствие судимости, хорошее здоровье, а также прочность брачных уз, зрелость супругов или соответствующее мотивация усыновления ребенка. Специалист рекомендовал завершить процедуру экстракорпорального оплодотворения и только в случае ее неудачи совместно учитывать собственные потребности, обманутые надежды, работать через репродуктивные потери.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ II
В Центр усыновления и ухода приехала семья: г-жа Марта, 37 лет, г-н Ярослав, 40 лет, с семилетним сыном Ясьем. Сотрудник центра опросил родителей мальчика, мальчик одновременно проводил время с другим сотрудником центра в комнате, приспособленной для игр для детей. Супруги представили проблемы, с которыми они борются: они объяснили, что Гензель был усыновлен ими в шестинедельном возрасте. Процедурам усыновления предшествовала серия тренингов, их объем соответствовал требованиям, предъявляемым к центрам усыновления, обсуждались все вопросы, характерные для усыновления, в том числе вопросы развития ребенка, а также обсуждалась тема прозрачности усыновления. Родители признались, что по сей день, несмотря на более раннее заявление о раскрытии своего происхождения ребенку, они не пытались говорить с сыном об усыновлении. Родители также были обеспокоены поведением сына. Мальчик только что закончил подготовку в 0 группе детского сада, через два месяца ему предстояло пойти в школу. По мнению родителей, Гензель — умный мальчик, но у него не очень хорошо идут контакты со сверстниками. Во время посещения детского сада родителям неоднократно сообщали воспитатели о неадекватном поведении мальчика, конфликтах со сверстниками, агрессивном поведении. Сотрудник центра, в данном случае это был воспитатель, поставил перед парой две проблемы, с которыми необходимо столкнуться. Он сослался на рекомендации, сделанные в ходе предудочерительных тренингов относительно открытости усыновлений, напомнил о методах проведения интервью с ребенком с учетом соответствующего сообщения, языка и номенклатуры. Сотрудник также предложил индивидуальную встречу с психологом, работающим в центре, и проработку всех плюсов и минусов раскрытия ребенку факта усыновления. В конечном итоге именно родители принимают решение, а если да, то когда и в какой форме они донесут правду о своем происхождении до усыновленного.
Ценным дополнением к индивидуальным встречам сотрудников центра и усыновителей являются группы поддержки, большинство из которых имеют в своем предложении центры усыновления. Многие из них периодически организуют встречи приемных родителей, а иногда и встречи целых приемных семей в форме мастер-классов или выездных встреч. Во время встреч приемные родители имеют возможность обменяться опытом, проблемами или сомнениями. Дети, участвующие в собраниях приемных семей, когда они узнают о своем происхождении, имеют возможность добиться принятия по отношению к собственному усыновлению, а встречая других детей со схожей жизненной историей, они получают сообщение о том, что их личная семейная ситуация не является чем-то особенным.
Воспитатель предложил родителям провести полную диагностику поведения ребенка. Предложил диагностику вне центра усыновления, в т.ч. в рамках Психолого-педагогической клиники, диагностики сенсорной интеграции или встречи с психиатром. Он пояснил, что за поведением ребенка могут стоять и другие проблемы, не обязательно связанные с фактом усыновления.
Супруги выполнили предложенную процедуру. Они провели индивидуальную встречу с психологом в рамках Центра усыновления и опеки, присоединились к собраниям группы поддержки. Вместе они работали за и против раскрытия правды об усыновлении их сыну. Во время обеда они заговорили с сыном, сообщили ему, что хотя Гензель родился не из «их тела, из маминого живота», но он родился «из их сердца». Также мальчик вместе с родителями участвовал в мастер-классах, организованных центром приемных семей, во время встречи познакомился с другими детьми, «рожденными в сердцах» его родителей. Гензель воспринял информацию спокойно, родители осознают, что полное принятие собственной семейной ситуации потребует от мальчика времени.
В то же время родители и их сын обратились в негосударственный психологический центр. Мальчик прошел психолого-педагогическую диагностику с диагнозом «нарушение сенсорной интеграции», был на приеме у детского психиатра. Сначала у Ясио диагностировали расстройство сенсорной интеграции, и мальчику начали терапию. Психиатр рекомендовал продолжение наблюдения при подозрении на СДВГ.
ПРОЦЕДУРЫ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
В 2017 году Министерство семьи, труда и социальной политики опубликовало пособие «Усыновление как путь к родинию». В нем мы читаем, что усыновление — это усыновление неродственного ребенка как своего: «И ребенок, и родители имеют по отношению друг к другу такие же права и обязанности, какие существуют между потомством и их биологическими родителями».
Положения Кодекса о семье и опеке определяют, когда ребенок может быть усыновлен.
Центры усыновления и ухода руководствуются принципом соответствия родителей ребенку. На плечи центра лежит максимально близкое знакомство с семьей, разгадывание мотивации усыновления ребенка, а в случае супругов определение прочности брачных уз.
Вышеупомянутый Кодекс о семье и опеке устанавливает, что «только лица, которые:
МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Они обладают полной дееспособностью, поскольку это позволяет им выполнять родительские обязанности после усыновления. Этой способностью обладает каждый взрослый и не
самостоятельное лицо (ни частично, ни полностью).
У них есть личные качества, которые позволят им в будущем выполнять свои родительские обязанности, т.е. соответствующие моральные и медицинские качества, а также стабильное финансовое положение.
Они получили квалификационное заключение центра усыновления и сертификат о прохождении обучения, организованного этим центром.
Кроме того, между усыновителем и усыновленным должна быть соответствующая разница в возрасте. На практике считается, что наиболее подходящая разница составляет не менее 18 и не более 40 лет. Это ситуация аналогична возрастным отношениям в натуральной семье. Тогда есть шанс, что ребенок будет воспитываться в семье, пока не станет взрослым».
Закон не запрещает усыновление одним лицом, но обычно в таком случае усыновляются дети старшего возраста.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА
Среди действующих в Польше центров усыновления и ухода можно выделить общественные центры, католические центры, Общество друзей детей или центры, созданные различными ассоциациями. Несмотря на разные корни, процедуры подготовки приемных семей схожи. В каждом из центров после первичного собеседования кандидаты предоставляют требуемые документы:
подтверждение права собственности на помещение/договор аренды/или иное номинирование на помещение;
свидетельство о проживании на территории Республики Польша;
Справка с места работы;
отчет о доходах;
сертификат от КРК – центр получает его самостоятельно;
полная копия свидетельства о браке / в случае одиночек полная копия свидетельства о рождении.
Затем они проходят психологическую диагностику на основе интервью и психологических тестов. Роль психолога заключается в изучении мотивации усыновления ребенка, прочности и степени брачных уз.
Путь к усыновлению — это время, когда указатели и направления начерчены Центром усыновления и ухода. Кандидаты проходят весь цикл обучения. В большинстве центров АО обсуждаются такие вопросы, как правовая основа усыновления, процедуры усыновления, мотивация кандидатов и способы ее укрепления, брачные узы, преодоление потери фертильности или потери ребенка. Большинство часов обучения посвящено аспектам развития ребенка, воспитанного вне биологической семьи, с особым акцентом на проблемы развития и нарушения, выявленные у детей, такие как РРП и ФАСН. Родители перед усыновлением получают необходимые знания о физиологическом развитии ребенка, основах ухода за младенцем, оказании первой помощи. Тренеры также затрагивают темы образовательных навыков с учетом конкретных потребностей детей, объясняют вопрос открытости при усыновлении, а в конце цикла обучения представляют формы помощи и поддержки приемным семьям. Кандидаты участвуют в лекциях, упражнениях, групповой работе и дискуссиях.
Чаще всего супружеская пара уже страдала репродуктивными сбоями, их сопровождали, говорят они или нет, их родственники и друзья. Начав процесс усыновления, супруги вновь пробуждают надежду, они стоят на пороге очередного времени ожидания ребенка. Задача специалистов – направить кандидатов таким образом, чтобы они поняли, что, взяв ребенка на воспитание (усыновление), они не заполняют пустоту, оставленную биологическим ребенком. Процесс подготовки в конечном счете должен стать временем для супругов, чтобы они повзрослели, иногда приняли собственное бесплодие, иногда отказались от собственных ожиданий и фантазий и, таким образом, создали место в психической и физической сфере для принятия усыновленного ребенка.
Стоит подчеркнуть, что супружеские пары/лица, несмотря на предъявляемые к ним требования, имеют право на выражение собственных предпочтений относительно пола или возраста усыновляемого ребенка. Информация, предоставленная парой, будет учтена при поиске подходящей семьи/человека для ребенка.
ЭТО НЕ ВСЕ
Неотъемлемым элементом процедуры усыновления является собеседование по усыновлению, которое проходит по месту жительства кандидатов в усыновители. Интервью анонимное, сотрудники центра встречают супругов «на своей территории»
Интересная статья