Кто должен получить немецкое оружие в будущем, а кто нет?

Зеленые хотят ужесточить политику в отношении экспорта вооружений-несмотря на войну на Украине и объявленный поворот времени. Канцелярия и СВДП настроены скептически.
Насколько сложным может быть вопрос о поставках оружия, Роберт Хабек снова становится ясным во вторник во время визита на Ближний Восток.
Утром министр экономики возложит венок на мемориал Холокоста Яд Вашем. По его словам, это место, которое напоминает немцам »о самой темной стороне их истории«. Из Иерусалима он отправляется в Рамаллу на западном берегу Палестины. Он проходит мимо пограничных заборов и контрольно-пропускного пункта, Хабек должен сменить бронированный лимузин.
»Мы несем ответственность за этот регион", - говорит Хабек. Но что это значит, например, для поставок оружия израильскому государству? Экспорт вооружений в кризисные районы на самом деле является табу для зеленых. Хабек уклончиво отвечает: »Эта ответственность может принимать разные формы"«
Вице-канцлер придерживается прагматичного подхода, когда дело доходит до экспорта вооружений. Он первым потребовал снабдить Украину оборонительным оружием еще до российского налета. Речь идет о том, имеет ли народ право на самооборону, постоянно подчеркивал он внутренне. Для Израиля Германия ответила на это утвердительно, почему это не может относиться и к Украине?
С момента нападения России вопрос решался в духе Хабека. Германия решила поставить тяжелое вооружение в зону боевых действий, в ближайшее время на Украину должны отправиться несколько ракетных установок, бронебойные гаубицы, а также зенитный танк "Гепард". Министр иностранных делАнналена Бэрбок, поначалу критически относившаяся к продвижению Хабека, тоже перешла на его линию. Но что это значит для будущей политики экспорта вооружений?
Федеральное правительство хочет в ближайшее время принципиально ответить на этот вопрос. В коалиционном соглашении говорится: "Мы выступаем за национальный закон о контроле за экспортом вооружений". Пока что федеральное правительство обязано принимать ограничительные решения при продаже оружия только в одном виде. В будущем принципы должны быть закреплены законом.
Какую роль играет война на Украине?
В частности, зеленые настаивали на более жестких правилах в переговорах с СДПГ и ФДП. Но как стремление к меньшему количеству продаж оружия сочетается с наступлением времени, которое канцлер Германии Олаф Шольц провозгласил при поддержке зеленых? Как вы собираетесь в будущем поступать со странами, которые, как и Украина, находятся в состоянии войны?
Хабек, как министр экономики, отвечает за ответы на эти вопросы. Это он и намерен сделать сейчас вместе с ведомством иностранных дел, также возглавляемым зелеными. На следующей неделе его министерство должно представить основные положения для урегулирования. Они должны быть одновременно ограничительными и при этом не препятствовать поставкам оружия Украине и другим государствам, которые защищают себя от нападения.
Это сложная задача. Под руководством статс-секретаря Хабека Свена Гигольда министерство разрабатывает схему, которая была бы равносильна небольшой революции. Она нарушила бы многолетние принципы федерального немецкого экспорта вооружений. Для промышленности это не очень хорошая новость. Но для собственной партии Хабека это тоже не обязательно.
До сих пор при принятии решения о том, будет ли одобрен экспорт, тип оружия играл центральную роль. Взвешивание заключалось в следующем: может ли государство злоупотреблять поставляемым оружием? Винтовки и пистолеты считались бризантными, потому что их можно использовать в борьбе с оппозиционерами. С другой стороны, крупные системы, такие как военные корабли, более свободно поставлялись авторитарным режимам в соответствии с принципом: »Что плавает, то идет«.
Теперь с этим должно быть покончено. "Фрегаты также могут поддерживать политическую систему такой страны, как Египет, которая противоречит нашим ценностям«, - говорит чиновник, знакомый с этим вопросом. Поэтому в новом законе об экспорте, прежде всего, следует рассматривать страну - получателя и ее внутренние и внешнеполитические действия в качестве критерия для принятия решения.
Ведущие зеленые приветствуют эту идею. Для заместителя руководителя фракции Агнешки Бруггер, которая годами боролась за строгий экспортный режим, новый закон должен был бы внести »больше ясности и последовательности в обоих направлениях«. Таким образом, государства, которые придерживаются правил, являются мирными и представляют западные ценности, могут быть значительно менее ограничительными в отношении экспорта, чем раньше, как и в настоящее время Украина. В то же время Бруггер хочет »положить конец политической глупости безопасности, чтобы вознаградить агрессивных самодержцев и нарушителей прав человека немецким оружием«.
Больше оружия меньшему количеству стран?
Больше помощи демократиям, меньше-самодержцам? На практике это будет не так просто. Продажа вооружений - это большие деньги, но всегда и исключительно политические вопросы. В канцелярии об этом знают.
Шольц недавно напомнил в Комитете по обороне Бундестага, что необходимо приспособиться к тому, что Германия, возможно, должна будет чаще делать исключения для таких государств, как Украина, в будущем. По словам Шольца, это просто "не правдоподобная стратегия" - отказывать отдельным государствам в поставках оружия, но в то же время говорить им, что они не должны обращаться к России за закупками там вооружений. Похоже, что канцлер сужает круг потенциальных получателей немецких поставок оружия значительно дальше, чем зеленые.
Это соответствовало социал-демократической политике прошлых лет. Вместе с Союзом министры СДПГ в Федеральном совете безопасности незадолго до смены правительства все же одобрили продажу фрегатов и систем противовоздушной обороны Египту. Так что партнеры по коалиции по-прежнему будут яростно спорить по этому вопросу, тем более что в СВДП фактически считают существующую политику достаточной.
Если светофор в конечном итоге найдет компромисс, он столкнется со следующей проблемой. »Для ограничительной политики экспорта вооружений нам нужны более обязательные правила, и поэтому мы хотим согласовать с нашими европейскими партнерами соответствующее регулирование экспорта вооружений ЕС", - говорится в коалиционном соглашении. Но как добиться успеха в европейском соглашении, если Германия в одиночку ужесточит правила?
На это и направлена критика немецкой оборонной промышленности. В начале апреля Гигольд и министр иностранных дел зеленого штата Катя Кеул пригласили ключевых представителей корпораций на »виртуальную экспертную беседу«. Согласно протоколу заседания, лоббисты, подключенные к видео, единодушно критиковали планы коалиции на почти трехчасовой встрече.
Сопротивление оборонной промышленности
По словам Керстин Петретто из Федеральной ассоциации немецкой промышленности, текущая ситуация на Украине является переломным моментом в европейской политике безопасности. Германия должна быть вооружена для серьезного дела, существует общая потребность в оборонных товарах. Поэтому, по крайней мере, следует рассмотреть вопрос о приостановлении законопроекта. Ханс Кристоф Ацподиен из Федеральной ассоциации немецкой промышленности по безопасности и обороне (BDSV) назвал запланированный закон излишним и контрпродуктивным. Это приводит к сужению политически необходимого пространства для действий. И представитель Thyssenkrupp Marine Systems назвал экспорт, в том числе в третьи страны, жизненно важным для отрасли. Без них оснащение бундесвера промышленностью не могло быть обеспечено.
Многие представители промышленности обратили внимание на то, что ограничительные правила экспорта Германии уже сейчас вступают в противоречие со многими европейскими партнерами. Односторонние правила контрпродуктивны для европейских проектов сотрудничества.
Лоббисты явно критиковали идею зеленых предоставить ассоциациям интересов право на иск против решений об экспорте, подобно тому, как это происходит в климатической политике. Право на перевязку было подорвано в политике безопасности, утверждал Ацподиен из БДСВ. Внешнеполитические решения не подходят для решения судами в публичных разбирательствах. Поэтому решения о поставках вооружений да конфиденциальный Федеральный совет безопасности.

В СВДП серьезно относятся к проблемам промышленности. »Международные решения всегда лучше, национальные решения могут быть только вторым выбором", - говорит Хаген Рейнхольд, докладчик либералов по экспорту вооружений в Экономическом комитете Бундестага. »Мы действительно видим, что в последние месяцы, согласовывая с нашими европейскими партнерами, совместные правила имеют смысл. Это также имело бы большое значение для лучшей координации и согласования европейских оборонных систем"«
А как насчет Европы?
Даже в Брюсселе немецкие планы не увенчались успехом. На своем саммите в конце мая лидеры приняли решение "укрепить потенциал и устойчивость европейского оборонно-технологического и промышленного секторов". Но это может быть успешным только в том случае, если существуют общие политики экспорта.
»То, что Германия хочет продвинуться вперед, не служит этому делу",-критикует дипломат ЕС. Критика исходит и из парламента. »Было бы хорошо, если бы единые правила ЕС применялись к экспорту оружия специально в таких критических ситуациях и не требовали соблюдения специальных правил Германии", - говорит глава консервативной фракции EVP Манфред Вебер. "Но правила в масштабах всего ЕС должны быть реализованы быстро и просто"«
Так считает и эксперт по экономике ФДП Рейнгольд. « Для совместных европейских оборонных проектов национальный закон кажется непрактичным". Это создает опасность, по словам Рейнгольда, "для предотвращения слияния европейской оборонной отрасли"« В зеленой части светофора вы видите ответственность на других. "Прогресс в вопросе общих экспортных политик до сих пор терпит неудачу из-за того, что, в первую очередь, Франция никакого интереса к этому не проявлял",-говорит депутат Европарламента от зеленых Ханна Нойманн. "То, что ответственный комиссар Тьерри Бретон-француз, тоже не помогает"«
Во всяком случае, время для реформы немецких правил экспорта вооружений кажется мыслимо неблагоприятным. Федеральное правительство, прежде всего, обращается к восточным партнерам по ЕС с призывом неохотно поддерживать Украину оружием. Более четкие рекомендации еще больше подпитывают подозрения в прокрастинации.
Насколько практичен закон, вскоре может оказаться. И Катар, и Объединенные Арабские Эмираты хотели бы обновить свои армии немецким оружием. Между тем, как страны Персидского залива, управляемые самодержавием, как поставщики газа, более востребованы, чем когда-либо, чтобы уменьшить зависимость от России. Поставлять им больше оружия может быть в интересах Германии. Так что это было бы политическим взвешиванием – но оно больше не допускало запланированного закона зеленых. Больше оружия для Катара тогда, вероятно, не было бы возможно.
Кроме того, запрос Южной Кореи иллюстрирует дилемму светофора. Азиатская страна с удовольствием оснастила бы свои силы безопасности немецким ручным оружием. Если бы Берлин действовал по старым правилам, доставка была бы проблематичной, в конце концов, Южная Корея находится в прямом конфликте со своим соседом Северной Кореей. С другой стороны, Южная Корея является одной из немногих функционирующих демократий в Азии. По случаю визита государственного министра Тобиаса Линднера (Грин) Министерство иностранных дел еще на прошлой неделе высоко оценило государство как »важного партнера по ценностям« Германии.
https://www.spiegel.de/politik/deutschland/deutschland-und-ruestungsexporte-wer-soll-in-zukunft-waffen-bekommen-und-wer-nicht-a-24e5f8c3-0cfb-462b-a3f2-7a0d3b067907