Шпионы в кино и литературе

Джеймс Бонд сформировал образ агента
Самый известный секретный агент всех времен пьет свой мартини встряхнутым, а не размешанным, и у него есть лицензия на убийство. Его имя? Bond, James Bond. В 1952 году Ян Флеминг, который сам служил в британской разведке во время Второй мировой войны, написал свой первый агентский роман.
Считается, что образцом для главного героя послужил ему британский офицер Патрик Далзель-Джоб, который действовал за немецкими линиями во время Второй мировой войны. Это имя Флеминг позаимствовал у охотника за птицами.
Книги Флеминга много читали, особенно в Англии, но мировой успех прекратился с 1962 года, когда в кинотеатрах появились киноверсии.
Шон Коннери, а затем Роджер Мур, Пирс Броснан и Дэниел Крейг сформировали образ настороженного и технически подготовленного секретного агента, который уделяет большое внимание обращению и стилю и укладывает женщин в постель рядами.
Фильмы серии о Джеймсе Бонде являются одними из самых успешных за всю историю и собрали много миллиардов долларов по всему миру.

Роджер Мур (справа) придумал Джеймса Бонда в семидесятые годы
"М" и лицензия на убийство
Но насколько жизнь Джеймса Бонда с реактивным набором была связана с реальным агентским бытием? По крайней мере, в техническом оснащении, конечно, спецслужбы также стараются всегда держать своих агентов в курсе событий. Однако часы с лазерными лучами или Aston Martins со встроенными ракетными установками не входят в их арсенал.
Кроме того, само собой разумеющееся, с которым Бонд регистрируется в отелях под настоящими именами и выдвигает угрозы в адрес своих противников, очень нереально. Настоящие агенты держат себя в безопасности до тех пор, пока это происходит.
Однако в изложении британской разведки есть несколько подробных намеков. Таким образом, руководители разведки (у Джеймса Бонда их зовут "М") на самом деле часто известны под начальной буквой своей фамилии. Этот обычай восходит к Мэнсфилду Смиту-Каннингу, который с 1910 года возглавлял Секретную службу и подписывал документы только на букву "С".
Хотя агентам не выдаются двойные нулевые номера или официальные лицензии на убийство, они, как и Джеймс Бонд, полностью предоставлены сами по себе в случае ареста за границей. Чтобы избежать политических дел, в таких случаях спецслужбы дистанцируются от своих сотрудников и отказываются от поддержки – по крайней мере, видимой.

Джон Ле Карре: азарт и реализм
Джон Ле Карре также работал в Министерстве иностранных дел Великобритании, а также в Секретной службе до своей писательской карьеры. Однако он рисует более дифференцированную и реалистичную картину агентской деятельности. Его главные герои-не красивые и спортивные люди, которые мимоходом спасают мир.
В таких романах, как "Шпион, пришедший с холода", также играют роль психологические мотивы. Главные герои в основном сомневаются в своей роли и задании и задаются вопросом о моральной легитимности своих действий.
Захватывающие книги Ле Карре часто разыгрываются на фоне холодной войны. При этом он отказывается от схематичных черно-белых рисунков и поражает дотошными деталями, а также большим политическим и разведывательным пониманием. Многие из его книг были экранизированы, в том числе "Шпион, пришедший с холода", "Дом России" и "Вечный садовник".

От секретного агента до писателя: Джон Ле Карре
Шутки Штази: жизнь других
Режиссер и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк много лет проводил исследования в среде бывшей государственной безопасности ГДР, беседовал со свидетелями, брал на борт опытных консультантов и посещал исторические места.
Съемки также частично проходили в оригинальных кинотеатрах, таких как бывшая штаб-квартира Министерства государственной безопасности, а реквизитом также служили многие оригинальные предметы, такие как микрофоны и записывающее оборудование.
Фильм рассказывает историю театрального писателя ГДР Дреймана (которого играет Себастьян Кох), который считается критически важным для системы. Вот почему государственная безопасность организует его наблюдение; Гауптман Штази Вислер (Ульрих Бед) в квартире Дреймана устанавливает подслушивающую станцию на чердаке дома.

Шпионская драма из Германия: Жизнь других
Вислер все больше увлекается образом жизни и взглядами Дреймана, он развивает симпатии и в своих отчетах отмечает только несущественное.
По мнению многих критиков, "Жизнь других" - это первый немецкий фильм, в котором реалистично рассматривается тема Штази и слежки. Он был удостоен многих наград, в том числе Немецкой кинопремии и Оскара за лучший иностранный фильм.