Покупки в Сети: как проверить продавца

Все мы знаем, что через Интернет можно приобрести различные товары за несколько кликов, оплатив дистанционно своей картой, не выходя из дома. Но есть огромный риск, что можно запросто попасть на недобросовестного продавца, переведя ему деньги, а в итоге ничего не получить.
Для снижения рисков попадания на мошенников следует перед совершением покупки немного изучить самого продавца. Об этом и пойдёт речь, а именно как проверить продавца и как определить по признакам, что перед вами мошенник, и соответственно отказаться от совершения покупки.
Регулирование закона о торговле в соцсетях
Дистанционную торговлю в Интернете регулируют Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей. Потребитель, используя сайт продавца, выбирает те или иные для себя товары по картинкам или видео по каталогу, при этом не видя их вживую (см. 494 ГК РФ, ст. 26.1 ЗЗПП).
Страница онлайн магазина заменяет по сути обычный торговый зал, продавец может разместить на своей площадке фотографии своих товаров, указывает обязательно их характеристики, стоимость, таким образом путём оферты предлагает приобрести их. Простым языком это и называется публичной офертой (предложением, когда продавец заключает с покупателем договор розничной купли-продажи на его условиях).
Договор купли-продажи считается заключённым с момента выдачи магазином чека о совершённой покупке (см. 493 ГК РФ). Чек обязателен к выдаче по требованию покупателя.
В случае если продавец получит средства, но покупателю товар не отправит, тогда можно привлечь к ответственности по закону. Покупка с перспективой обращения в суд мало кого обрадует. Мы на этом и сконцентрируем всё внимание для избежание проблем с продавцом и потери своих денег. Вы их вернёте, но поверьте, пока пройдёте все стадии по возврату средств, займёт длительное время и главное нервы.
Срок веб-страницы магазина
Обратите внимание на дату создания сайта онлайн-магазина. Если сайт существует длительное время, то можете минимизировать свои риски, что попадёте на мошенников. Если сайт создан недавно, стоит призадуматься, а стоит ли здесь вообще что-то покупать. Это может быть сайт-однодневка для сбора средств за товары, которые просто не существуют. Обычно мошенники меняют сайты очень часто, не оставаясь на одном веб-адресе.
Кроме срока создания, уделите внимание наполнению сайта. Добросовестный продавец красочно всё сделает, укажет всю необходимую информацию о товаре, условиях доставке и оплате, будет упоминание о гарантиях и возврате средств, указаны контактные данные, полное наименование продавца (здесь особое внимание, могут тупо написать «ИП Иванов», но такого ИП «в природе» не существует), возможно прикрепит сертификаты качества и прочее.
Мошенники же дают основную (базовую) информацию, без указания деталей. Обывателю конечно будет трудно отличить настоящий магазин от клона или проходимцев.
Наличие магазина в городе
Если у продавца, например, есть офлайн-магазин в торговом (бизнес) центре или в любом другом помещении, то это говорит о том, что перед вами настоящий продавец. Ну или хотя бы есть типа офиса продаж либо представительство. Здесь хотя бы существует хоть какой, но бизнес, это значит, что есть арендодатель, который заключил договор аренды с магазином. Мошенники вряд ли будут снимать себе помещения, хоть и на время, хотя попадаются и такие, которые «бросают пыль в глаза», «эмитируя» якобы свою деятельность.
Настоящему продавцу нет смысла обманывать своих клиентов, его главная задача – это расширение точек продаж, увеличение постоянной прибыли, получение клиентозаинтересованности, реклама о себе и своих услугах.
Мошенники на рекламу не очень тратятся, их основная цель – сорвать по-быстрому деньги и уйти быстро в тень.
Следует изучить все страницы сайта магазина, просмотреть описание. Стоит проверить продавца, позвонив по указанному на сайте номеру телефону, либо написать через форму сайта продавцу на предмет уточнения информации об товарах и условиях продажи.
Активность на сайте
Мошенники как правило не очень заморачиваются с наполнением содержания сайтов, предоставляют обычно неверную информацию, цель: как можно быстрее получить деньги с вас.
Сайты же добросоветных продавцов выглядят более насыщенными, очень много различного контента. Ради роста своих продаж и привлечения покупателей проводят различные акции и игры, пишут интересные посты на различные темы, создают специальные уведомления об новшествах, делают также видеобзоры на свои товары.
Более крупные магазины проводят различные прямые эфиры, могут устраивать разные конкурсы с выдачей призов и поощрений, то есть видна жизнь магазина, дают полную информацию о самом бизнесе (начиная с истории становлении и т.д.).
Как правило, магазины имеют также страницы или группы в соцсетях. Если у магазина например подписчиков несколько десятков тысяч, а лайки постов только несколько десятков, это выглядит несколько странным. Обычно у проверенных магазинов сотни различных комментариев и отзывов под постами. Даже может развиться диалог не хуже, чем на форумах. Как правило, либо спорят, либо наоборот нахваливают магазин или его товары, делятся мнением, дают советы...
Также на странице в соцсетях можно увидеть типа рубрики "Вопросы – ответы", это когда потребители задают свои вопросы, а представитель магазина даёт конкретные ответы на поставленные вопросы. Но бывают и фейки, их сразу можно обнаружить. Пишут отзывы либо комментарии с анонимного профиля либо заставка совсем другого человека, а также боты, которые накручивают подписчиков.
Обратная связь
Как и было указано выше, на страницах магазина можно встретить различные отзывы и комментарии от покупателей. Если обнаружили, что отзывы только положительные, которые расхваливают продавца, – здесь скорее всего магазин занимается чисткой негативных отзывов и, возможно, создаёт свои положительные отзывы, что может не очень хорошо сказаться на репутации самого магазина. Ну не может быть идеального места, где нет негатива или проблем, – это норма, кому-то вечно что-то да не нравится!
Можно проверить пару отзывов, зайдя по аватару профиля лица, которое написало отзыв, убедиться, что человек настоящий. В «живом» профиле всегда найдете фото лица, его имя и количество друзей, хотя последнее не фактор и ни о чём не говорит.
Также вы можете написать самому лицу и задать свои вопросы о товаре или об услугах магазина, так получите первичную информацию о магазине, возможно, что-то новое узнаете, получите также отзыв от человека.
Также отзывы кроме соцсетей можно найти на различных сервисах, например, в онлайн-справочнике «2 ГИС», на Яндексе, в Гугле и других площадках, где люди оставляют свои отзывы и пожелания. Кстати, на «2 ГИС» отзывы более-менее редактируются, фильтруют информацию, но не всегда она верная.
Репутацию магазина можно проверить также через поиск, например, через Яндекс. Поиск вбить в строку различные сочетания фраз: например, «ИП Иванов – мошенники», «ИП Иванов не выслал товар» – и вам сразу выдаст результаты поиска.
Также можно найти сайты и различные группы в соцсетях, типа «чёрного списка» об исполнителях и продавцах, где найдёте более детальную информацию о конкретном магазине или юрлице. Также можно в поиск вбить что-то типа «Отзывы покупателей об ИП Иванов», «Чёрный список ИП Иванов», здесь зависит от вашей фантазии, если есть негатив о магазине – обязательно его найдёте.
Оригинальный контент
Честные продавцы обычно стараются наполнить свои страницы хорошим и качественным контентом, который, безусловно, привлечёт внимание клиентов. «Мёртвую» страницу сразу видно, обычно на такой странице информация ничем не выделяется, выглядят однообразно.
Например, уникальность фотографий на сайте магазина можно проверить через Яндекс. Картинки, поиск сразу определит, откуда была взята та или другая картинка. Если продавец заимствовал фото у другого магазина, то может быть такой вариант событий, что реального товара у него просто нет, а перед вами обычная «пустышка».
Цены и конкуренты
Большинство магазинов проводят различные акции, промоакции, скидка на товары может достигать до 50%, но обычно практикуют небольшие скидки от 5 до 20%.
Не ведитесь на сознательно заниженную стоимость товаров, как правило, подобные товары являются некачественными либо их просто нет. Вы заплатите за товар, а вам придёт заказ с чем-то другим, например могут сунуть в заказ, посылку всякую ерунду.
Стоимость товаров должна быть примерно на уровне среднего рынка, отличается от конкурентов не намного, «потолок туда-сюда 10–15%». Ну здесь уже у каждого продавца свои аппетиты и предпочтения, у кого накрутки, у кого наоборот более дешёвые цены.
Если увидите на сайте магазина счётчик со спецпредложением, не торопитесь покупать. Информацию ещё надо проверить. Обычно делают красочные страницы с акциями по времени типа «сегодня осталось столько то товаров, акция ограниченная, торопитесь».
Изучите цены сперва на товар, и если стоимость товара вполне реальная, можно брать.
Но если, допустим, нашли парфюм от "Диор", который стоит в реальности от 5000 руб., а вам предлагают всего за 999 руб. – здесь стоит призадуматься. Но ну станет продавец продавать по заведомо низкой цене себе в убыток, у продавца цель получить свой доход с учётом своей наценки, иначе весь бизнес теряет свой смысл. Также советую проверить сам товар, задать вопросы продавцу, особенно про происхождение товара.
Например, взять тот же "Диор", его обычно производят во Франции, стоит на товаре штрихкод, а если вам говорят, что произведен в ОАЭ или любой другой стране, то лучше откажитесь от такого товара, это дешёвая подделка или контрафакт.
Примеров масса, также с джинсами от Wrangler: производство в США закрыто, но сейчас их шьют в Мексике, товар отличный и мало чем отличается от американского аналога, делают на качество по лицензии от производителя. А вот если вам подсовывают производства из Турции или Бангладеш – не стоит брать такой товар, очень низкого и сомнительного качества, то есть быстро рвутся и изнашиваются. Ну здесь каждый поступает по своим критериям, потребностям и финансам.
Статус магазина
Необходимо определить также и статус продавца для предъявления претензий, в случае проблем с товаром его доставкой либо возвратом.
Следует проверить действительность организации, которая представляет магазин. Если продавец не является юрлицом, а окажется обычным физлицом, то здесь будут конечно определённые трудности:
доказать предпринимательскую деятельность сложно, применить нормы ЗЗПП на практике против физлица невозможно, это гражданско-правовые отношения и проблемы решаются через суд (ст. 131–132 ГПК РФ). Будьте осторожны с физлицами, у них «семь пятниц на неделе» и условия могут постоянно меняться, в отличии же от предпринимателей.
До приобретения товара, потратьте своё время и найдите реквизиты магазина, определите кто перед Вами:
ИП или ООО. Обязательно должна быть информация на сайте магазина с указанием данных продавца, а именно: номера ИНН, ОГРН, ОГРНИП, полный адрес местоположения магазина или хотя бы указан юридический адрес.
Добросовестный продавец без проблем предоставит Вам всю необходимую информацию.
Получив базовую информацию о продавце, не торопитесь ничего покупать. Иногда мошенники прикрываются наименованиями юрлиц либо такой организации вообще не существует просто.
В интернете полно площадок по проверке контрагентов, основная такая на портале ФНС – «Прозрачный бизнес», где можно скачать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Убедитесь по выписке, что код ОКВЭД организации соответствует деятельности магазина, обычно основной код указывается один, а далее перечислены дополнительные коды, разрешающие ведение деятельности.
Стоит проверить состояние организации: существует или нет сейчас, обычно указывается, прекращена деятельность или нет.
Проверьте адрес организации, директора и учредителей.
Если приобретаете товар собственной работы у самозанятого лица, его деятельность можно проверить через сайт НПД ФНС.
Также можете проверить продавца через портал ФССП, а именно «Банк данных исполнительных производств»:
определите наличие или отсутствие долгов и исполнительных производств. Если много долгов здесь, то это говорит о недобросовестности и о проблемах при сотрудничестве с таким лицом.
Если копать ещё глубже, можете проверить и арбитраж и судебные дела, это для продвинутых уже пользователей, кто умеет искать информацию в сети.
Общение с клиентами
При общении с продавцом, то есть при непосредственном с ним контакте можно определить, добросовестный он, будет нарушать Ваши права или нет.
Перед покупкой, попробуйте задать продавцу те или иные вопросы, хотя бы поинтересоваться в плане возврата товара, его обмена, уточнить моменты доставки и способы оплаты. Обратите внимание на сам ответ, как всё соответствует действительности, проведите небольшой анализ.
Вот если магазин заявляет, что после приобретения или заказа товара от него отказаться нельзя, 100% это мошенник либо недобросовестный продавец, здесь грубое нарушение закона и Ваших прав (ст. 18, 25, 26.1 ЗЗПП). Особенно, если будут пугать судом, если вдруг откажитесь например от получения товара на почте либо когда к Вам приедет куръер.
P.S.
Чаще всего люди покупают товары в:
1. в офлайн-магазинах (розничные магазины);
2. в интернет-магазинах (например, М-Видео);
3. на маркетплейсах и различных площадках (например, Ozon);
4. в социальных сетях (например, VK, инстаграм);
4. на площадках частных объявлений (например, Авито).
Будьте всегда осторожны при выборе магазина / продавца, изучите его, получите основную информацию, не поленитесь и просмотрите отзывы, сличите цены, не гонитесь за дешевизной и акциями, не давайте себя обмануть, 80% случаев мошенничества это обычная тупость самих покупателей. Не обижайтесь, но это факт. Никто не читает ни оферт, не договоров и описаний, не глядя оплачивают сразу и только потом со временем начинают разбираться, писать жалобы и прочее.
Ну а если попали, рекомендую самостоятельно не решать вопрос. Сперва надо грамотно написать письменную претензию продавцу, подождать письменный ответ и далее идти уже в суд с иском. Обращайтесь только к специалистам, у которых имеется реальная практика работы, здесь также будьте аккуратны, не все юристы также добросовестные, некоторые загибают свой прайс до предела, другие же берут деньги, но ничерта не работают и и пропадают, в моём городе наберётся с десяток таких юридических контор, а про отзывы про них просто молчу.
Не торопитесь никогда, свои действия обдумывайте каждый раз, Ваш вопрос решить можно, но на это уйдёт некоторое время и Ваши деньги, ведь услуги хорошего специалиста стоят денег. Надеюсь, что смог на что-то открыть глаза, дать ту или иную информацию.
Если Вам понравилась публикация, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь. Спасибо!
Статья была Вам полезной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Актуальная информация. Покупок в интернете с каждым годом становится все больше, поэтому и законодательство в данной сфере необходимо постоянно совершенствовать
Спасибо за интересный комментарий.
Очень полезная статья! Я постоянный интернет-покупатель!
Да все мы покупатели: это удобно и быстро.
Огромное спасибо за полезную информацию, да , всё верно написали. Надо изучать выбранный магазин, прежде чем заказывать. У меня только проверенные магазины. Озон, например. Но я привыкла к джуму, на нем всё дешевле
Спасибо за Ваш комментарий.
Спасибо Вам за интересную публикацию.
Признателен за интерес
спасибо