Трудовая миграция: российский аспект. Защита социально-трудовых прав детей-мигрантов в РФ
Трудовая миграция – вид миграции, при котором целью передвижения населения является поиск и получение рабочего места. Современную трудовую миграцию в России можно разделить на две группы: внутренняя и внешняя. Если сравнить их, мы увидим серьезные отличия.
Внутренняя трудовая миграция представляет собой передвижение работников по территории одной страны. Качественный контроль этого процесса идет благодаря государственному законодательству, подзаконным актам. Безусловно, больше всего мигрантов привлекают экономические центры. Дело в том, что они способны предложить богатый рынок труда с солидной заработной платой, развитую инфраструктуру и прочие блага цивилизации. В России такими городами являются Москва и Санкт-Петербург.
Внешняя (международная) трудовая миграция – это массовый выезд граждан за пределы страны либо приезд для устройства на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.
Переезд в Россию кажется привлекательным для многих жителей постсоветского пространства. У потенциальных мигрантов сложилось мнение, что здесь они могут быть уверены в будущем, реализуют себя, обеспечат детей. По итогам исследований Россия вошла в тройку мировых лидеров по доле миграции, уступив лишь США и Германии. По мнению экспертов, причина данного феномена состоит в грамотной миграционной политике государства, основанной на привлечении рабочей силы из-за рубежа для обеспечения собственных национальных экономических интересов. Наше законодательство предъявляет к мигрантам довольно мягкие требования, если сравнивать с прочими странами. Также немаловажным являются территориальная близость и (правда, не всегда) отсутствие языкового барьера.
Дети-мигранты являются одной из наиболее уязвимых групп в современной Европе. Некоторые из них бежали от преследований или войны, другие - от нищеты и лишений. Среди них и те, кто стал жертвой торговли людьми. Под особой угрозой находятся те дети, которые отделены от своих семей и не имеют вообще - или имеют только временные - разрешения на жительство. Многие из таких детей страдают от эксплуатации и насилия. Их положение является серьезным вызовом в отношении тех гуманитарных принципов, за которые выступает человечество.
В этой области существуют международные нормы: и Конвенция ООН о правах ребенка, и Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые дают четкие ориентиры в отношении того, как следует защищать права детей-мигрантов. Парламентская Ассамблея Совета Европы также приняла рекомендации о детях-беженцах и об отделенных от семей несовершеннолетних мигрантах. Верховный комиссар по делам беженцев ООН разработал основные принципы для правительств, а также выдвинул совместный проект вместе с организацией "Спасем детей" под названием "Программа помощи разлученным детям в Европе".
Согласно российскому законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет. Закон не сделает послаблений и, например, для студентов-первокурсников, которым еще не исполнилось 18 лет. Порядок и условия осуществления трудовой деятельности несовершеннолетними лицами определен в ст. 63 Трудового кодекса.
Таким лицам разрешено выполнение исключительно легкого труда, который не приносит ущерб их здоровью, получению образования, нравственному развитию.
По методологии МОТ, наиболее глубоко исследовавшей труд детей в различных странах мира, в том числе наихудшие формы детского труда, можно выделить несколько категорий детей-мигрантов:
- дети, мигрирующие с родителями, родственниками;
- дети, мигрирующие независимо от родителей, самостоятельно;
- дети, брошенные родителями мигрантами на родине;
- дети, брошенные родителями мигрантами в месте, куда они переехали.
В этой связи неэффективными представляются одинаковые варианты работы с различными категориями детей-мигрантов из-за разной степени их уязвимости. Необходимо понять разницу между такими детьми, если мы хотим узнать, как защищать детей, находящихся в группе риска.
Невозможно одной лишь бедностью в странах исхода объяснить миграцию детей и подростков в Россию и их работу здесь, с риском трудовой эксплуатации. Еще в начале двухтысячных годов, дети массово были вовлечены в мытьё машин, раздачу рекламы, попрошайничество, а в настоящее время количество детей работающих на улице снизилось, но зато появились тяжелые формы детского труда, в угрожающих масштабах выросла торговля детьми, продажа их в рабство.
Ключевым фактором в процессе борьбы с трудовой эксплуатацией детей-мигрантов можно назвать отсутствие развития политики в этой сфере России по отношению к СССР, где достаточно успешно и на протяжении всего периода своего осуществления предотвращалась массовая эксплуатация труда детей. Прошлый опыт в новых условиях в РФ стоит расширять, чтобы избежать массовой эксплуатации детей, остановка в развитии политики в будущем опасна негативными эффектами.
В рамках накопленного опыта противодействия детскому труду мигрантов, можно выстраивать новую стратегию по отношению к прибытию в Россию семейных мигрантов и приёма детей-мигрантов для обучения в специальных средних учебных заведениях (ссузы), учитывая, что перспективы демографического развития России потребуют нового миграционного притока рабочей силы. При этом именно приток молодых мигрантов из бывших республик СССР, имеющих близкую к России культурную среду, остаётся перспективным, в сравнении с миграцией из стран дальнего зарубежья (например, Китая или Индии).
Необходимо выработать понимание, что для ребёнка важнее получить образование, что в итоге принесёт для семьи большую экономическую выгоду, так как в будущем именно квалификация позволит рассчитывать на высокий заработок.
