Сталинское кино и мода
В советских фильмах 30-40 х годов главные герои и героини одеты незаметно и неброско. Почему это так?
Чем можно объяснить тот факт, что одежда в фильмах сталинского времени для нас «не видна»? Что это – свойство довоенной моды или особенность нашего современного зрения? Давайте посмотрим на фильмы второй половины 30-х и первой половины 40-х годов с точки зрения смыслов, которые одежда получает в кино. Именно в этот период, который еще называют «сталинским», главным кинематографическим жанром становится комедия, а на правительственном уровне выдвигается лозунг «Поучать, развлекая». То есть при помощи веселого кинематографа планировалось внедрять в массы ценности и идеалы нового социалистического общества. Важно отметить, что данная миссия в советских фильмах была отведена женским персонажам. Но в отличие от модных журналов, которые воспроизводили образы утонченных красавиц, кинематограф 30-х годов оказывается закрытым для моды. Одежда в этих фильмах выглядит невыразительно и по-будничному. Можно говорить о том, что значение приобретает сама незаметность – она становится знаком простоты и неиспорченности персонажа, его положительно воспринимаемой невыделенности из коллектива. Именно этой знаковой незаметностью одежды обладают персонажи-протагонисты самых известных фильмов Григория Александрова и Ивана Пырьева.
Комплименты? Исключено!
С чем же связано отсутствие модных людей? В большинстве фильмов, интересующего нас периода, бросаются в глаза отсутствие сюжетов, связанных с модой и одеждой; сюжеты не связаны с подарками; о моде не говорят; нарядным женщинам не делают комплиментов; почти ни в одной картине не фигурируют магазины. Дарение, тем более дарение вещей, в фильмах встречается крайне редко. Только в двух случаях дарение подарков является элементом сюжета: подаренные туфли в фильме «Машенька» и купленное платье в картине «Близнецы», и в обоих случаях подарки выступают как компенсация в благодарность за проявленное самопожертвование. Разговоры о внешности, одежде, комплименты вообще исключены из «сталинского кино».
Шпионы и театралы: модники кинокартин
Где же мы можем встретить красивых и нарядных персонажей? Только в тех случаях, когда нарядность оправдана сюжетом. Чаще всего эти сюжеты связаны с театром или персонажами-актерами (например, в фильме «Музыкальная история»). Умение носить вещи воспринимается в таком случае наравне с поставленным голосом и выдающимися актерскими данными. Одежда, допускающая сложные фасоны, обильный декор, шляпы, меха, перчатки, в таком случае воспринимается, как знак профессионализма (например, Людмила Целиковская в фильме «Воздушный извозчик»). Карнавалы, концерты, балы также допускали выразительные образы.
Как бы смешно не звучало, но персонажи-шпионы тоже должны были носить экстравагантную одежду, чтобы сформулировать противоположность советского человека и иностранца. Шпион должен был восприниматься как некто совершенно иной, отличающийся манерами, походкой, обликом в целом. В фильме «Ошибка инженера Кочина», на фоне невзрачной униформы и мешковатой повседневной одежды людей в глаза бросается полосатый пиджак вражеского резидента.
Зачастую отечественные «модники» выступали как комические злодеи, которые в попытках выглядеть элегантно, доказывали отсутствие вкуса и культурного навыка (например, маникюрщица из фильма «Сердца четырех»). Это не враги народа - отрицательные второстепенные персонажи призваны оттенить эталонную нормативность главных героев.
Когда восприятие поменялось?
В конце 40-х годов для поднятия военного духа, солдатам на фронте нужно было видеть и слышать красивых актрис, которые выступали знаками счастливой довоенной жизни. Красивая одежда начала восприниматься как сохранение привлекательности в тяжелых условиях военного времени. Именно поэтому тенденция снимать фильмы о сцене продолжалась до первых послевоенных лет. А вместе с тем легализовались романтические фильмы, которые ранее воспринимались как «безыдейные».

Хорошее было кино. И мода...
Фильмы были что надо!...