Сергей Богомолов
Сергей Богомолов Подписчиков: 174
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 252.3к

Новая Англия и Виргиния: первые очаги либеральной цивилизации

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Новая Англия и Виргиния: первые очаги либеральной цивилизации

В апреле 1831 года молодой французский аристократ Алексис де Токвиль и его друг Гюстав де Бомон отправились в Соединенные Штаты Америки. После бурных перипетий очередной французской революции они просто напросто хотели переждать смутное время за океаном. Как обычно бывает, последствия оказались довольно неожиданными. Книга де Токвиля "О демократии в Америке" стала классикой мировой либеральной мысли и до сих пор помогает понять множество нюансов англосаксонской (и европейской) цивилизации.

Демократия в понимании де Токвиля - это сложно настроенный инструмент, на котором нужно долго учиться играть. Те, кто впервые без подготовки садится за клавиши и вместо красивой мелодии издают бессмысленный сумбур, должны винить не инструмент, а самих себя.

Де Токвиль и де Бомон в определенном смысле повторили открытие Колумба. Великий мореплаватель открыл новый континент, а французские юристы - новое демократическое общество и государство. Де Токвиля поразили два основных принципа, ставшие краеугольными камнями американской демократии - свобода и равенство. Через Атлантику отправлялись самые разные люди, но на новой земле они оказывались в абсолютно одинаковых условиях, получая необозримое поле для реализации своих способностей. Дальше все зависело исключительно от их трудолюбия и талантов.

С самого начала на восточном побережье Северной Америки возникли два типа колоний, пошедшие двумя различными путями.

В 1607 г. в Виргинии, высадились беспутные молодые люди из аристократических семей, которых родители отправили за океан, чтобы спасти от картежных долгов, криминальных авантюр, а в дальнейшем от тюрьмы и виселицы. Их спутниками были люди без денежных средств и без полезных профессий, банкроты, развратники и лица, осужденные за уголовные преступления. Эта колония стала прообразом "колонии бесчестья" - Австралии, в которую через полтора столетия будут ссылать каторжников. На новых континентах они должны были приложить все усилия, чтобы выжить любой ценой. Ограничения европейской цивилизации исчезли, и в итоге эти буйные колонисты со скверной репутацией начали войны с индейскими племенами, контрабандную торговлю с испанскими колониями и прочие неблаговидные дела. Затем они открыли возможность выращивать на местной почве табак.

В 1620 г. голландский корабль, вошедший в устье реки Джеймс, привез первые 20 африканских рабов. Англосаксы увидели в этом перст судьбы. Африканцы на табачных плантациях с белыми надсмотрщиками и создали Виргинию, "колонию, основанную на дыме". Вслед за табачными плантациями возникли хлопковые. Так возник рабовладельческий Юг, который был разрушен после Гражданской войны 1861-1865 гг.

В ходе Английской буржуазной революции и Гражданской войны 1640-1649 гг., в Северной Америке появились совсем другие люди. Первые колонии Новой Англии были основаны в 1620 г. радикальными пуританами, ставшими пилигримами (паломниками). В предреволюционной Англии они разочаровались в цивилизации Старого Света и решили создать новое идеальное общество (Град на холме, как гласил Ветхий завет) с чистого листа. Жесткие протестанты клеймили аристократическую и монархическую Европу, погрязшую в грехе и корыстолюбии. Ренессанс разрушил основы христианской морали. Реформация и последовавшая за ней Тридцатилетняя война залили весь континент кровью, продемонстрировав чудовищные зверства, беспринципные интриги, все семь смертных грехов человечества.

Но пилигримы (как изображено на картине) захватили не только Библию, но и множество научных трактатов. Североамериканские колонии должны были унаследовать все идейное наследие Старого Света, очистив его от пороков. Многие колонисты оставили на родине богатые поместья и привилегированный аристократический статус.

В Новом Свете они превратились в рядовых граждан, равных перед Богом. Это был новый Исход, который требовал от этих "сыновей Иакова" жесткой морали, самодисциплины и трудолюбия. Но они оказались не в Земле Обетованной, в которую Моисей привел свой избранный народ, а в суровом, мрачном и негостеприимной краю со снежными зимами, покрытым густыми лесами.

"Отцы-основатели" Новой Англии прекрасно понимали, что абсолютная свобода, вседозволенность и безответственность быстро приведет их к гибели. Они хорошо знали аксиому Томаса Гоббса: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Политическая свобода возможна только в правовых рамках. В 1620 г., высадившись на берег Гудзонова залива, пилигримы подписали хартию о создании самоуправляющегося гражданского общества, в котором все законы подтверждались волей Провидения. В Новой Англии не рос хлопок, и северные штаты вступили на путь индустриального развития.

В этом и заключается секрет англосаксонской демократии, который всегда плохо понимали в других странах. Все англосаксы - это индивидуалисты, но для достижения любой цели они создавали коллективы, заключали договора, выбирали лидера и устанавливали правила командной игры. Англосаксонская демократия всегда была средним путем между деспотизмом и анархией. Но это далеко не единственный ее секрет.

Понравилась публикация?
14 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Американцы: правила командной игры

Каждое общество - это взаимосвязь индивидуальной свободы и ограничивающих нормативов морали и права. Стабильное развитие возможно при их сбалансированности. Если доминирует индивид, тогда