Burning Man - другой мир на нашей планете
В ночь на день летнего солнцестояния 1986 года Ларри Харви и его приятель притащили на Бейкер-Бич в Сан-Франциско деревянную конструкцию, изготовленную по заказу, и сожгли ее. Несколько человек на пляже собрались вокруг костра, и Харви был так глубоко тронут общим духом товарищества в тот вечер, что решил повторить это в следующем году. Так родился Burning Man.

К четвертой годовщине толпа стала такой большой, а чучело таким большим (40 футов в высоту), что полиция... закрыла мероприятие. Не смутившись, Харви и команда богемных анархистов из Сан-Франциско под названием "Общество какофонистов" направились в пустыню Блэк-Рок к северу от Рино, штат Невада. На огромном пространстве пустыни они мчались на автомобилях с головокружительной скоростью, стреляли из дробовиков с задних сидений движущихся пикапов и — как кульминация их похода — участвовали в церемониальном сожжении чучела, которое дало всей феерии название: Burning Man.
В последующие годы Burning Man стал феноменом, поскольку тысячи, а затем и десятки тысяч людей собрались на мероприятие. Возмутительные визуальные эффекты Burning Man привлекли внимание средств массовой информации: участники были одеты в диковинные костюмы или бегали голышом, клеймя Burning Man как вакханалию в бесплодных землях.

Однако к середине 1990-х годов произошло еще кое-что, чего не заметили средства массовой информации. Мероприятие стало не просто вакханалией и обнаженкой, оно положило начало развитию культуры, основанной на видении Харви. Культура поощряла радикальные инициативы, сочетая неограниченную индивидуальную свободу с общим чувством коллективной социальной ответственности. Харви разработал 10 принципов, которыми будет руководствоваться событие, не как догма, а как описание того, как все работает — своего рода философский сборник пьес, вокруг которого объединилась чужеземная культура. Эти принципы объединяли сцену дикой природы и шерсти, придавали ей архитектуру и служили ограждением, чтобы не дать “гражданам” Блэк-Рок-Сити скатиться с обрыва.
В отличие от своих предшественников в середине 19-го века, эпохи, когда люди были коллективно заряжены энергией благодаря движениям тысячелетия, Burning Man вдохновлял последователей, не становясь религией. Харви считал себя не пророком, а социальным инженером. Его любимым мыслителем был Уильям Джеймс, и он воспринял идеи прагматизма в действии. В результате изложение 10 принципов привело к экспериментам, а не к жесткости.

Тем не менее, была одна ключевая идея, которой Харви придерживался и вокруг которой вращался Burning Man: гуманизм. “Душа” - это слово, которое он часто использовал, чтобы отметить врожденные человеческие чувства, которые, как он опасался, были подавлены неолиберальным капитализмом потребления. Через Burning Man он поделился своей уверенностью в том, что если бы врожденная “человечность” людей восторжествовала, мир стал бы лучше. Он чувствовал, что его роль состоит в том, чтобы создать контекст, в котором больше людей могли бы поделиться определенной версией человеческого опыта.
Многие из присутствующих разделяют гуманизм Харви, и этот дух год за годом возвращает их в пустыню. Но есть и другие Burners, как часто называют участников, которые наслаждаются свободой мероприятия, но отдают предпочтение технологиям, а не душе. По мере того как масштаб мероприятия рос, а сама технологическая индустрия становилась все более влиятельной в культуре США, технологически ориентированные горелки оказывают все большее влияние на культуру.
Связи между технологической индустрией и Burning Man очень глубоки. Мероприятие в пустыне продемонстрировало совместный подход к работе, который скопировала индустрия. Процесс, который в отрасли сейчас называют “равным производством на основе общего доступа”, был одним из первых повторений в Burning Man. В сцене, где “все участвуют, никто не наблюдает”, творчество проявляется в изобилии. Любой, у кого есть нужные материалы, может внести свой вклад в решение проблемы, независимо от ранга, звания или положения в иерархии.

Креативность, гуманизм и идеалы коллективной социальной ответственности Burning Man понравились инженерам и инвесторам, которые стремились создавать новые технологии и новые способы видения мира. Действительно, гуманизм Burning Man вдохновил первые дни Силиконовой долины и помог инженерам выстроить свою работу так, чтобы сделать мир лучше и более открытым. Но по мере того, как технологическая индустрия становилась все более влиятельной в обществе США, ее гуманистические импульсы уступили место другому мировоззрению.
Несмотря на все то, что Google черпал из гуманизма и идеала Burning Man, его инженеры также внедрили другие инновации, такие как искусственный интеллект, управляемый алгоритмами, - возможно, противоположность тому, что Харви сосредоточил на “душе”.
Сам Харви был глубоко обеспокоен растущим культом технологий. Последней темой Burning Man, которую он выпустил в 2018 году, была “Я, робот”, призыв к его сообществу задуматься о последствиях добровольной передачи своих душ машинам с искусственным интеллектом. “Есть люди, которые хотят иметь чипы в своих головах, - жаловался он мне в нашем последнем разговоре, ” ты можешь себе это представить?”
По мере того как ежегодное мероприятие в пустыне становилось все более масштабным, привлекая десятки тысяч людей, в том числе чрезвычайно богатых звезд технологий, которые могли финансировать дорогостоящие эксклюзивные лагеря в Блэк-Роке, оно стало центром власти, местом общения и знакомства. Критика Харви неолиберализма, капитализма и потребительской культуры отступила по мере подъема технологического утопизма.
