Akogo: создание фортепиано для большого пальца, чтобы сохранить культуру Teso
Акого — один из самых популярных музыкальных инструментов в Уганде. Он принадлежит Итесо, который спроектировал его много веков назад.
На пианино традиционно играют на священных церемониях, таких как рождение близнецов, свадьба или похороны.
Окопа Кокас готовит акого с 15 лет.
77-летний фермер, занимающийся натуральным хозяйством, подрабатывал заказами музыкальных групп, но сегодня исчезновение уникального звука пробуждает в нем желание сохранить то, что воплощает культуру Teso.
«Я хочу научить детей детей этого поколения, чтобы, когда они вырастут, они могли найти акого и узнать, что это культура, на которой мы выросли. И они также могут спросить о различных частях инструмента».
Если не считать мегатрадиционных мероприятий, могучий акого в основном лежит в ларцах в музеях.
«У нас в городе есть дети Тесо, которые даже не знают акого. Так что, когда они посетят музей Сороти, они найдут их здесь сохранившимися и смогут увидеть», — говорит Питер Натсами, экскурсовод музея Сороти.
С появлением компьютеризированного музыкального производства мелодии акого можно секвенировать.
И, в мешанине диких жанров, сложно заинтересовать это поколение акого звучания.
«Придет время, когда Бог заберет меня только для того, чтобы обнаружить, что никто не знает о нашей культуре, и она мертва. Поэтому я призываю детей, которым интересно, приходить и учиться».
Делать акого было утомительно в то время, когда его нужно было выгибать из ствола.
Теперь, при наличии материалов, на изготовление уходит всего несколько часов.
Кокас продает заработанное по 5 долларов, однако для него дело не в деньгах. Это стремление сохранить культуру Teso, сохранив звук, который постепенно исчезает.
Разия Атман, репортер для Africanews, Сороти, Уганда.