Как итальянский велоспорт все еще находится в тени Марко Пантани
Шестнадцать лет спустя после смерти Марко Пантани и более 20 лет с тех пор, как он был в своем великолепии, Питер Коссинс изучил свою тень на итальянском велоспорте, который находится в состоянии неуклонного упадка
Эта функция первоначально появилась в выпуске Cycling Weekly от 21 мая 2020 года (открывается в новой вкладке), специальном выпуске итальянских гонок. Мы воспроизводим его здесь в день, когда Марко Пантани исполнилось бы 52 года.
С одной стороны двери яркий золотистый свет, создаваемый Фаусто Коппи, Джино Бартали, Феличе Джимонди и многими другими легендами итальянского велосипедного спорта, чьи подвиги запечатлены на зернистых черно-белых снимках. С другой стороны, намного темнее, мрак усиливается тенью в форме носферату, отбрасываемой фигурой в дверном проеме, эльфином, банданой, прикрывающей его лысую макушку, большими серьгами, свисающими с каждого уха, очень похожими на его альтер-эго, ‘Пирата’.
Именно такую картину обычно рисуют, анализируя судьбу итальянского велоспорта после смерти в День Святого Валентина в 2004 году Марко Пантани. Когда он был в расцвете сил в середине 1990-х, итальянский велоспорт все еще находился на волне популярности, которая несла его с первых лет 20-го века. В 1998 году, когда Пантани одержал победу на первом этапе Джиро-тура, не менее 13 итальянских команд выстроились в ряд на корса Роза, в то время как полдюжины итальянцев, представляющих шесть разных команд, финишировали в топ-10.
Перенесемся на 21 год вперед, к последнему выпуску Джиро, и сравнение станет очевидным: всего три итальянские команды на стартовой линии, каждая из которых присутствует благодаря приглашению wild-card от организатора гонки RCS, и только один итальянский финишер в топ-10, почти неизбежно Винченцо Нибали, нациябесспорный знаменосец за последнее десятилетие. Тем не менее, несмотря на победы во всех трех Гранд-турах, а также в обоих итальянских однодневных соревнованиях, сицилиец не смог вызвать такого же интереса и энтузиазма, как Пантани, который стал мифической фигурой, прославленной за подвиги, о которых помнят мемориалы на подъемах, где он блистал ярче всего.
“Мы должны спросить себя, почему мы все еще говорим о нем”, - размышлял бывший журналист La Gazzetta dello Sport Марко Пастонези после публикации его книги Pantani era un Dio (Пантани был Богом). “Мы все еще говорим о нем, потому что он был последним, кто вызвал настоящие эмоции. О нем все еще говорят, потому что он был физически уродливым, маленьким, безволосым и неуклюжим на велосипеде, и он выиграл. Один против всех. О нем все еще говорят, потому что за свою карьеру у него было много травм и аварий, и он всегда возвращался, и как победитель. До того момента, когда он, наконец, не смог подняться”.
Этот анализ может показаться преувеличенным, но Пастонези - один из самых проницательных наблюдателей итальянской велосипедной сцены, и он перекликается с другими журналистами. “Когда вы едете в Италию, садитесь в такси или заходите в отель, и вас спрашивают, почему вы там, когда вы говорите, что приехали на велогонку, они быстро упоминают Пантани, но на самом деле ничего не знают об этом. Они скажут: ”Да, я любил Пантани... " Для непрофессионалов, что касается велоспорта, это почти как если бы часы остановились в спорте с Пантани ", - говорит писатель и подкастер Даниэль Фрибе.
Широко распространено мнение, что эта остановка произошла не по случаю смерти Пантани в возрасте 34 лет в День Святого Валентина 2004 года, когда его нашли в гостиничном номере Римини от передозировки кокаина, вызвавшей отек легких и головного мозга, а пятью годами ранее, когда он был вынужден покинуть Джиро после повышенное количество эритроцитов всего через два дня после успешной защиты своего титула.
Пантани назвал свое исключение в тот день на Мадонна-ди-Кампильо “заговором” и пророчески заявил: “У меня было много несчастий, но на этот раз я не поправлюсь”. По словам журналиста L'Equipe Филиппа Брюнеля, автора книги “Жизнь и смерть Марко Пантани”, спор лишил альпиниста индивидуальности, которую он создал, чтобы скрыть свою ненависть к себе: "Он чувствовал, что его избегали, покинули все те, кто его любил". Результатпо словам Брюнеля, Пантани “больше не знал, кем быть. У него были проблемы с кокаином. Он часто бывал в очень опасном мире наркоторговцев. Именно город Римини убил Пантани своими ядами, наркотиками, малавитой, как говорят в Италии. Он оказался посередине, в своем одиночестве ”
ЧЕЛОВЕК, ЛЕГЕНДА
Последовала устойчивая мифологизация Пантани. В его родном городе и на подъемах, где он разбил своих соперников по гонкам, были установлены памятники, его могила стала местом паломничества, о нем написаны песни, стихи и множество книг. Некоторые подтвердили официальный вердикт о самоубийстве, другие, в том числе Брунеля, рекламировали возможность того, что он был убит, как сообщается, по приказу Каморры, неаполитанской преступной организации.
Пантани называют последним чемпионом старой школы, гонщиком, который участвовал в гонках на инстинктах и импровизации, который ненавидел технологии, использование которых распространилось по всему спорту, хотя в то же время его "готовил" тот, кто был на переднем крае.
Этот последний момент, предполагает Фрибе, является одним из самых важных, когда речь заходит о понимании того, почему велоспорт в Италии так далеко ушел от своего пика, вдохновленного Пантани. “Несмотря на то, что итальянцы относились к допингу весьма неоднозначно и до сих пор относятся к нему в определенной степени, он их оттолкнул. Для непрофессиональной телезрители стало довольно трудно понять, что происходит, понять разговоры о гематокрите и других уровнях. Многие фанаты хотели простого повествования, но их глаза остекленели. Атака Пантани в горах и избиение всех желающих были очень простым сюжетом, который мог поддержать каждый ”, - говорит он.
Поскольку взаимные обвинения в связи с делом Фестины и Мадонны ди Кампильо продолжали преследовать велогонки в Италии и за ее пределами, на первый план вышли другие виды спорта. Это произошло не только в Италии, но и было очень заметно в двух других крупных велосипедных странах - Франции и Испании. В каждом из них футбол всегда был на первом месте, но велоспорт был среди тех, кто находился на следующем уровне ниже, сражаясь с Формулой 1 в сознании фанатов. Однако ситуация изменилась, поскольку появились новые спортивные иконы в теннисе, баскетболе, гандболе и, особенно в Италии, Moto GP.
“Несмотря на то, что у них было много других очень хороших гонщиков, не было никого, кто был бы способен выиграть Тур де Франс, или кто обладал бы очарованием или харизмой Пантани”, - говорит Фрибе. “В то же время в Moto GP было много очень харизматичных и успешных гонщиков, в том числе Валентино Росси, Марко Меландри, Лорис Капиросси и Макс Бьяджи. Росси, в частности, имел все возможности для того, чтобы взять на себя роль Крысолова, которую Пантани сделал своей собственной, появившись в роли павшей звезды Пантани ”.
Марко Пантани на Тур де Франс в 2000 году
С их растрепанными волосами, привлекательной внешностью, яркостью и бескомпромиссным отношением они больше походили на звезд музыки и телевидения, которыми интересовалось молодое поколение, и, как результат, они привлекли много новых поклонников к своему виду спорта, привлекая спонсоров, стремящихся нажимать на горячие кнопки, чтобы добиться успеха. Охватить нужную аудиторию, чтобы продвигать и продавать свою продукцию.
Бывший профессионал Данило Ди Лука, победитель Джиро, запятнанный, как и Пантани, допингом, и который сейчас возглавляет собственный бизнес по производству велосипедов, считает, что этот фактор имеет решающее значение. “Экономический кризис в стране привел к отсутствию потенциальных спонсоров Мирового тура”, - сказал он в недавнем интервью.
Он также указал на упущенные возможности со стороны тех, кто занимается спортом в Италии. “В мои годы ездой на велосипеде плохо управляли, и сегодня за это приходится расплачиваться. Мы были эталоном во всем мире, но мы не развивались и отстали ”. Другие бывшие профессионалы, в том числе знаменитый спринтер Марио Чиполлини, высказали аналогичные критические замечания и опасения, утверждая, что итальянский велоспорт не смог адаптировать более всемирную и менее узкую структуру профессионального велоспорта.
Тенденция последнего поколения итальянских болельщиков искать свои спортивные увлечения в других местах также усугубляется отсутствием инвестиций в дороги и велосипедную инфраструктуру. “Несмотря на то, что велоспорт всегда был частью итальянской жизни, правительство не оказывало никакого реального давления на него на рекреационном уровне”, - говорит Фрибе. “Результатом этого является то, что из-за увеличения трафика в традиционных велосипедных регионах, таких как Ломбардия и Тоскана, ездить стало небезопасно, в то время как дороги в Италии представляют собой абсолютную катастрофу. В Италии есть много дорог, особенно на юге, по которым вы просто не сможете проехать ”.
В совокупности эти факторы привели к тому, что итальянский велоспорт погрузился в депрессию, время от времени привлекая к себе внимание благодаря последнему подвигу Нибали, но в целом он отнесен к третьему уровню итальянского спорта, пропасть между ним и футболом и значительный отрыв от F1 и Moto GP. Как следствие, трудно представить себе молодого альпиниста, появляющегося сейчас и заставляющего
их путь в массовое спортивное сознание так же, как это сделал Пантани, когда он выиграл череду горных этапов на Джиро 1994 года и финишировал вторым на GC. Возможно, в мире после Covid-19, где рекреационный велоспорт, похоже, станет центральной частью итальянского транспортного планирования, это может произойти. Но это также потребовало бы появления гонщика, который не только покорил бы сердца tifosi, но и привлек внимание любителей кресельного спорта, Pantani для 21-го века.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ЧЕМПИОНОВ СТАРОЙ ШКОЛЫ
Одной из причин непреходящей привлекательности Марко Пантани было то, что его стиль гонок напоминал о подвигах легендарных велогонщиков, и это сравнение стало еще более уместным из-за его отношения к велосипеду. “Многое можно сказать в пользу сравнения с итальянскими легендами спорта, с такими, как Фаусто Коппи и Джино Бартали”, - говорит журналист и писатель Уильям Фотерингем, который несколько раз брал интервью у Пантани за его карьеру. “Пантани действительно участвовал в гонках совсем по-другому, и его команда была построена вокруг него одного.
Он сильно отличался от большинства своих соперников и в других отношениях. У него не было менеджера до 1999 года. До тех пор вы могли бы просто позвонить ему напрямую и договориться об интервью. Обычно он назначал вам конкретный день и время для встречи в магазине piadineria его матери. Это было все, что потребовалось ”.
Подход Пантани к гонкам еще больше усилил сравнения. По словам Джанни Муры, велокорреспондента La Repubblica с 1967 года, который умер ранее в этом году: “Как и старые гонщики, он привык участвовать в гонках инстинктивно, он не пользовался пульсометром. Когда он тренировался, он пил из фонтанов и ел хлеб и пекорино. Даже больше, чем победы, я помню ожидание их, или, точнее, атаки, которая неизбежно наступила бы на подъеме ”.
Когда Мура спросил Пантани, когда он ехал к победе на Туре Франции 1998 года, почему он ехал так быстро в горах, итальянец ответил: “Чтобы сократить мои мучения”. Это была та формулировка, которая не только подытожила философию Пантани, но и соответствовала образу, который создавали многие журналисты, когда писали о нем.
“Людям нравились такие вещи”, - говорит Даниэль Фрибе. “Я не знаю, насколько Пантани культивировал этот образ или насколько это были просто журналисты, пришедшие из того более романтического века, которые все еще плели небылицы и отчаянно пытались удержать эти старые байки о Коппи и Бартали”. Эта тенденция, добавляет он, создала впечатление, что многие разговоры о велоспорте носят черно-белый характер, что они восходят к безмятежным дням спорта, что вряд ли понравится молодым фанатам, ищущим новые сюжеты, чтобы стимулировать их страсть к спорту.