«Жить в России не страшнее, чем в любой другой стране…»
Домашний арест» Алексея Германа-младшего, премьера которого состоялась на 74-м Каннском кинофестивале, только что открылся в российских кинотеатрах.
По сравнению с более ранними многоплановыми фильмами режиссера — от суровых драм типа «Последний поезд» и «Гарпастум» до масштабного полнометражного «Под электрическими облаками» — «Домашний арест» достаточно прост и понятен. Действие происходит почти полностью в одной квартире, где-то в российской глубинке, и представляет собой историю немолодого академика Давида (Мераб Нинидзе), профессора русской литературы и знатока Серебряного века, которого ложно обвиняют в о хищении средств, предназначенных для финансирования международной научной конференции. На самом деле он только что нарисовал карикатуру на мэра, занимающегося сексом со страусом.
Российскому зрителю можно было бы напомнить о подобных инцидентах, от обвинения в хищениях, предъявленного режиссеру Кириллу Серебренникову, который провел 18 месяцев под домашним арестом, до десятков случаев домашнего ареста политических активистов, не говоря уже о миллионах людей, находящихся в изоляторе или в тюрьме. карантин из-за Ковида. Цитата из «Мух» Жана-Поля Сартра, открывающая фильм, кажется столь же подходящей для ситуации Давида, как и для нас, переживших пандемию, карантин и домашний арест: «Жизнь начинается по ту сторону отчаяния».
Алексей Герман-младший, отец которого был известным советским кинорежиссером, а мать — сценаристом, всегда питал особую симпатию к интеллектуалам, противостоящим взглядам масс. По мере развития сюжета люди, которые хотят заставить его замолчать, становятся более агрессивными. Поначалу они лишь устраивают псевдодемонстрации перед домом Дэвида. Позже они врываются в его квартиру, избивают его, пытаясь перерезать горло — все это приводит к неожиданному финалу .

