«Экстремальные ситуации в природной среде»
Управление образования Киселевского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»
(МАУ ДО ДДЮТЭ)
«Экстремальные ситуации в природной среде»
(конспект занятия)
Составитель:
Лыченкова Татьяна Анатольевна
педагог дополнительного
образования МАУ ДО ДДЮТЭ
Пояснительная записка
Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций формирует активную жизненную позицию у подрастающего поколения, являясь одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Все еще велико число детей пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем и т.д. Действенной системой мер, противостоящих угрозе возникновения экстремальных ситуаций, является обучение детей и подростков элементарным навыкам и умениям обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты от чрезвычайных ситуаций, овладения всем комплексом личностных компетенций, требующихся профессионалу – спасателю.
Актуальность занятия продиктована необходимостью социальной адаптации подростков в современном мире, стимулируемой возрастанием позитивной групповой динамики, что создает оптимальные условия для сплочения профессионально ориентированного детского коллектива и раскрытия личностного потенциала каждого участника объединения.
Данная разработка может быть реализована на занятиях по спортивному туризму педагогами дополнительного образования, педагогами – организаторами на профильных сменах в летний период.
В разработке представлен конспект занятия, реализуемого в рамках деятельности объединения «Юные спасатели».
Тема: «Экстремальные ситуации в природной среде»
Цель: отработка навыка работы в команде.
Задачи:
• развивать навыки работы в группе;
• развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
• закрепить навыки по оказанию первой доврачебной помощи и по спасательным работам;
• воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
При проведении данного занятия используются кейс технологии и практический метод.
Оборудование: манекен Гоша, страховочные системы, каски, аптечка, карабины, веревка 15 м, 20 м, 40 м, носилки летние, волокуши зимние, спасательная косынка, трек, жумар, спальник, туристический коврик, карточки с заданием.
Ход занятия
этапы занятия содержание примечание
-Добрый день! Сегодня наше занятие будет построено в виде игры.
-Мы будем работать в отряде спасателей.
Наша группа - это отряд спасателей МЧС на дежурстве. Я буду выполнять роль диспетчера и принимать вызова. На столе находится необходимое снаряжение, мед. аптечка, волокуши зимние, косынка, инструменты.
-Во время занятия каждый из вас будет капитаном спасательного отряда. Капитан будет принимать решение какое снаряжение необходимо брать для решения проблемной ситуации и как будут действовать остальные участники команды. Для выполнения каждой ситуации будет дано контрольное время. Если группа забыла взять какое-то снаряжение, то может вернуться за ним, но за каждый возврат будет добавляться штрафное время – 1 минута. Если группа не уложилась в контрольное время, то наказан будет капитан группы. Какое наказание вы узнаете позже.
Прежде чем мы начнем перед вами плакат с инструкциями, которые необходимо строго выполнять.
• Работаем строго в касках;
• Соблюдаем ТБ при работе со снаряжением;
• Четко громко проговариваем каждое действие;
• Бережно относиться к пострадавшему
Внимание! Срочный вызов! Капитаном команды будет Данил. Получите задание
Карточка 1
Задание: На вертикальном скальном участке завис человек. Самостоятельно спуститься не может, т.к. сильно обморозил руки. Вашей команде необходимо организовать спасение пострадавшего, оказать ему первую доврачебную помощь и доставить его до ближайшего населенного пункта.
Контрольное время – 5 мин.
Штраф за превышение КВ – капитан бежит 10 кругов по спортзалу.
(обсуждение правильности выполнения задания)
Внимание! Срочный вызов! Капитаном команды будет Женя. Получите задание
Карточка 2
Задание:
Мужчина в тайге ногой попал в капкан. Самостоятельно справиться не может. Вашей команде необходимо организовать спасение, оказать первую доврачебную помощь переправить его до населенного пункта по навесной переправе.
Контрольное время – 7 мин.
Штраф за превышение КВ – капитан бежит 10 кругов по спортзалу.
(обсуждение правильности выполнения задания)
Внимание! Срочный вызов! Капитаном команды будет Семен. Получите задание
Карточка 3
Задание:
Группа ребят поехали на природу. Два друга сделали из ветки и лески лук и решили пострелять из него в мишень. Неожиданно у одного из них сорвалась тетива, и стрела попала мальчику в бедро. Она пробила штанину и воткнулась глубоко в ногу. Штанина слегка пропиталась кровью.
Контрольное время – 5 мин.
Штраф за превышение КВ – капитан бежит 10 кругов по спортзалу.
(обсуждение правильности выполнения задания)
Внимание! Срочный вызов! Капитанами команды будут Полина и Маша. Получите задание
Карточка 4
Задание:
В деревне мальчик катался на лошади, но сигнал автомобиля напугал лошадь, и она поднялась на дыбы. Ребенок упал на землю, подозрение, что у него перелом ключицы и повреждение колена. Ваша задача оказать первую доврачебную помощь, доставить до ближайшего мед. пункта.
Контрольное время – 5 мин.
Штраф за превышение КВ – капитан бежит 10 кругов по спортзалу.
(обсуждение правильности выполнения задания)
Внимание! Срочный вызов! Капитаном команды будет Саша. Получите задание
Карточка 5
Задание: Неопытный турист забрался на вершину горы. Случайно у него веревки упали вниз, а сам он повредил предплечье. Ваша задача оказать первую доврачебную помощь и спустить пострадавшего.
Контрольное время – 5 мин.
Штраф за превышение КВ – капитан бежит 10 кругов по спортзалу.
(обсуждение правильности выполнения задания)
-Огромное спасибо за работу.
-Ответьте на вопрос для чего мы выполняли все задания?
-Что вам помогло справиться с заданиями?
-Скажите как по вашему мнению тяжело быть спасателем?
(если команда не побежит за капитаном, то руководитель сам показывает пример для команды)