Возможно, Интернет не разрушает мозг вашего подростка
Опрос, проведенный в 2012 году среди учителей США, показал, что 87 процентов из них считают, что Интернет создает рассеянное поколение. Но действительно ли виноват цифровой мир?
Сейчас мы так много времени проводим в Интернете, что кажется, будто он должен как-то изменить наш мозг. Люди говорят, что они стали более рассеянными, менее терпеливыми. Особую озабоченность вызывает влияние Интернета на подростков. Опрос, проведенный в 2012 году среди учителей США, показал, что 87 процентов из них считают, что Интернет порождает рассеянное поколение.
Какова реальность?
Кэтрин Миллс из Института когнитивной нейронауки в Лондоне только что опубликовала в авторитетном журнале Trends in Cognitive Sciences новую статью с открытым доступом на тему влияния Интернета на мозг подростков. Докторант, изучающий развитие мозга в подростковом возрасте, Миллс проанализировала соответствующую литературу и пришла к выводу, что "в настоящее время нет никаких доказательств того, что использование Интернета оказывает или не оказывает глубокое влияние на развитие мозга".
Любой когнитивный нейробиолог скажет вам, что ваш мозг адаптируется ко всему, что вы делаете, поэтому да, если мы будем заниматься новыми видами деятельности, например, больше пользоваться Интернетом, мозг изменится в ответ. Многие коммерсанты, такие как исследователь болезни Альцгеймера Сьюзен Гринфилд (в настоящее время она рекламирует свою новую книгу Mind Change: How Digital Technologies Are Leaving Their Mark On Our Brains), утверждают, что большинство изменений в мозге, связанных с Интернетом, скорее всего, к худшему, но это предположения, не подтвержденные исследованиями.
Почему это сложная тема
Отчасти сложность обсуждения последствий использования Интернета заключается в том, что существует множество способов использования Интернета, и существует множество способов его влияния - от того, как мы ведем наши отношения, как мы думаем, до того, как устроен наш мозг. Несмотря на опасения, распространяемые многими комментаторами, существует большое количество исследований, свидетельствующих о положительном психологическом эффекте использования Интернета для подростков. Например, исследование 2009 года показало, что общение в Интернете повышает самооценку подростков после того, как они почувствовали себя социально изолированными. Есть также данные о том, что умеренное использование Интернета подростками и молодежью сопровождается более активным участием в физических занятиях и спортивных секциях, а не менее. Есть некоторые ограниченные исследования того, как использование Интернета может изменить наше мышление (например, как мы используем нашу память), но это не относится к подросткам, и большинство исследований в этой области посвящено более общей теме "многозадачности СМИ" (которая может иметь как положительные, так и отрицательные последствия), а не конкретно использованию Интернета.
А как насчет физического воздействия на мозг?
В этой статье блога давайте вернем наше внимание (если наши современные умы смогут это выдержать) именно к физическим изменениям мозга, вызванным использованием Интернета. Существуют ли вообще какие-либо доказательства того, что серфинг в Интернете может наносить вред мозгу подростков в физическом смысле? Миллс объясняет, что исследований очень мало. Те, что существуют, в основном основаны на подростках, которых называют зависимыми от Интернета (что само по себе является проблематичным понятием) или компульсивными игроками в онлайн-игры. Например, в исследовании 2013 года сообщалось о снижении связности в мозге подростков с интернет-зависимостью; в другой работе, опубликованной в том же году, были обнаружены различия между подростками с зависимостью от онлайн-игр и контрольной группой в отношении толщины коры головного мозга. Следует отметить три важных момента: как отмечает Миллс, большинство подростков (95,6 процента по одной из европейских оценок) не являются интернет-зависимыми; кроме того, в этих исследованиях использовалась небольшая выборка, и они были корреляционными - возможно, подростки с определенным профилем мозга привлекаются к более активному использованию интернета и играм, а не эти виды деятельности влияют на их мозг.
Взгляд в будущее
В этой области много шумихи и дезинформации. На самом деле один из мифов о мозге, который я развенчиваю в своей предстоящей книге, называется "Google сделает вас глупым, сумасшедшим или и тем, и другим". Забегая вперед, Миллс делает вывод, что нам нужно больше исследований, особенно сложных методик, учитывающих сложность использования Интернета и отслеживающих пользователей в течение долгого времени. Она заканчивает на оптимистичной ноте: "Даже если использование Интернета влияет на развивающийся мозг в подростковом возрасте, - говорит она, - мы не должны забывать, что мозг взрослых по-прежнему способен к функциональным изменениям". Другими словами, даже если мерзкий Интернет украл ваш подростковый мозг, вы, надеюсь, сможете вернуть его обратно!
