Китайские вкладчики спрятали 2,6 триллиона долларов в прошлом году
Даже для знаменитой скромной нации китайский народ много сэкономил в прошлом году. Застряв дома из-за ограничений Covid, они увезли рекордные $2,6 трлн.
Теперь, когда жизнь возвращается в нормальное русло, большие надежды возлагаются на то, что потребители будут тратить деньги с удвоенной силой, обеспечивая столь необходимый импульс для второй по величине экономики в мире, влияние которой будет ощущаться во всем мире.
Сбережения домохозяйств в банках выросли на рекордный максимум в 17,84 трлн юаней ($2,6 трлн) в 2022 году, что на 80% больше, чем в 2021 году, по данным Народного банка Китая. Это более трети от общего дохода домохозяйств. До пандемии люди экономили около пятой части своих доходов.
С отменой контроля над пандемией китайские покупатели, похоже, наслаждались своей свободой тратить. Бронирование отелей, билеты в кино и продажи ресторанов резко возросли во время недавнего праздничного сезона.
Пробуждение китайского потребителя станет «захватывающей историей» для глобальных инвесторов в 2023 году, сказали Света Рамачандран и Цзянь Ши Кортези, инвестиционные директора GAM Investments, глобальной фирмы по управлению активами, базирующейся в Цюрихе.
«Китайские потребители в настоящее время собираются вновь открыться с сильными балансами домашних хозяйств», - сказали они, добавив, что китайские компании, подверженные дискреционным расходам, и глобальные люксовые бренды могут значительно выиграть от этой тенденции.

По данным министерства культуры и туризма, более 300 миллионов путешественников потратили в общей сложности 56 миллиардов долларов на семидневный праздник Лунного Нового года до 27 января, что на 30% больше, чем год назад. По данным Государственного налогового управления, продажи от предприятий, ориентированных на потребителя, были на 12% выше, чем до пандемического уровня 2019 года.
Бронирование отелей выросло более чем в 10 раз в некоторых из самых горячих туристических достопримечательностей, таких как города Сиань и Лоян, по данным онлайн-туристического агентства Tongcheng Travel. Музей терракотовой армии в Сиане был настолько переполнен, что посетители жаловались в социальных сетях, что они могут видеть только головы других людей, а не статуи.
Рестораны сообщили о более высоких продажах, чем до пандемии, и не были готовы к повышенному спросу, согласно национальному опросу, опубликованному Китайской ассоциацией кухни на прошлой неделе. Более трети респондентов заявили, что они были «чрезвычайно» недоукомплектованы во время отпуска.
Кассовые сборы Китая выросли до более чем 1,5 миллиарда долларов в прошлом месяце, что является лучшим январем за всю историю наблюдений, по данным Управления кино Китая. Это в основном благодаря экстраординарной праздничной неделе, когда кинозрители заплатили 129 миллионов посещений кинотеатров.

Большие надежды
Восстановление потребления уже подняло китайскую экономику.
На прошлой неделе индекс менеджеров по закупкам услуг (PMI) Caixin/S&P Global, который отслеживает активность в секторе услуг, в январе впервые за пять месяцев вырос. Это в основном потому, что путешествия и потребительские расходы восстановились.
Индекс, который в основном охватывает малые частные предприятия, отражает результаты более раннего правительственного опроса PMI. Данные добавили доказательств быстрого восстановления экономической активности, считают аналитики.
Большие надежды
Восстановление потребления уже подняло китайскую экономику.
На прошлой неделе индекс менеджеров по закупкам услуг (PMI) Caixin/S&P Global, который отслеживает активность в секторе услуг, в январе впервые за пять месяцев вырос. Это в основном потому, что путешествия и потребительские расходы восстановились.
Индекс, который в основном охватывает малые частные предприятия, отражает результаты более раннего правительственного опроса PMI. Данные добавили доказательств быстрого восстановления экономической активности, считают аналитики.
Один отстающий
Однако есть один заметный отстающий в потреблении.
Продажи недвижимости 100 крупнейшими застройщиками Китая упали на 32% в январе, согласно данным, собранным China Real Estate Information, исследовательской фирмой по недвижимости. В 30 крупнейших городах страны продажи недвижимости составили всего 60% от уровня 2022 года.
Китайские домохозяйства неохотно покупают дома уже более года, поскольку Covid сдерживает, падение цен на жилье и рост безработицы обескураживают потенциальных покупателей. Ипотечные протесты, которые вспыхнули в десятках городов в прошлом году, еще больше подорвали доверие покупателей.
Несмотря на шквал стимулирующих мер, спад не показал никаких признаков улучшения. К декабрю цены на новое жилье упали на 16 месяцев подряд, согласно последним правительственным статистическим данным.
Поскольку на недвижимость приходится 70% благосостояния домохозяйств в Китае, «расходы на месть» будут ограничены, говорят аналитики.
«Индустрия недвижимости остается самым большим тормозом для экономики Китая», - сказал Раймонд Юнг, главный экономист по Большому Китаю в ANZ Research, добавив, что высокий уровень безработицы среди молодежи и дефляция цен на активы будут сдерживать восстановление потребления в Китае.
Не так, как США
BNP Paribas говорит, что «расходы на месть» в Китае должны произойти, хотя они будут в меньших масштабах, чем в западных экономиках, таких как в Соединенных Штатах.
«Снятие ограничений Covid должно развязать отложенный спрос, и мы ожидаем, что самым большим драйвером восстановления в 2023 году станет потребление», — считают аналитики.
Они ожидают, что рост потребления домашних хозяйств восстановится до 9,5% в 2023 году с примерно 3% в 2022 году, что приведет к ежегодному росту ВВП более чем на 5%.
Аналитики Morgan Stanley ожидают увидеть некоторые «реваншистские расходы» в основном от домохозяйств со стабильными доходами.
К этим домохозяйствам относятся работники экспортного сектора, редкого светлого пятна в китайской экономике в годы пандемии, владельцы бизнеса со стабильными доходами или те, кто живет за счет выплат от активов.
«Мы видим мини-отскок уже в первом квартале 2023 года», — сказали они, добавив, что восстановление потребления может ускориться во второй половине этого года, но все равно будет ниже уровня до Covid.
Они ожидают, что рост потребления домашних хозяйств восстановится до 8,5% в 2023 году, способствуя экономическому росту за весь год на 5,7%.