Какие модели сделали "Москвич" легендарным автомобилем?

В конце 2022 года, более 20 лет спустя, в России было возобновлено производство автомобилей "Москвич", название которых буквально означает "москвич". Какие советские модели заслужили этой марке репутацию надежного, мощного и экономичного автомобиля как у себя дома, так и за рубежом?
В 1972 году британский автогонщик Тони Ланфранчи выиграл гоночные серии Castrol и Britax за рулем "Москвича 412". В соответствии с правилами, автомобиль стоимостью менее 600 фунтов стерлингов попал в последнюю, четвертую группу (разделение было основано на стоимости автомобиля, а не на его технических характеристиках). Высокий результат Тони в своей категории позволил ему и "Москвичу" обойти главных соперников - BMW 2002 Tii и Ford Capri 3000 GT - и одержать окончательную победу.

Объявление о победе.
Архивное фото
Благодаря этому достижению модель "412" в свое время стала одной из самых популярных в СССР, а также высоко ценилась за рубежом.
Благодаря оптимальному сочетанию надежности, мощности и экономичности "Москвич" стал флагманом советской автомобильной промышленности еще в 1960-х годах, и вскоре после этого более половины его годового выпуска экспортировалось за границу.

Москвич 412, Тони Ланфранчи / Джон Маккеррелл RAC Rally1972/
Legion Media
Впоследствии "Москвич" обогнал "Жигули" и "Волгу" в рейтинге популярных советских автомобилей, потеряв лидирующие позиции, а в 2001 году, когда с конвейера сошел последний автомобиль, казалось, что марка полностью ушла в прошлое. С 1998 по 2022 год московский завод "Москвич" производил автомобили Renault и Nissan, а с 2012 года компания полностью перешла в собственность Renault.

Москвич 412, Тони Ланфранчи, победитель чемпионатов Castrol Group 1 и Britax по салонам 1972 года/
Legion Media
В мае 2022 года заводу вернули название "Москвич" и передали в собственность города. В то же время было объявлено, что одноименный автомобиль будет перезапущен, и не только в версии с двигателем внутреннего сгорания, но и с электродвигателем. Новые модели на данный момент являются копиями китайского переднеприводного кроссовера JAC JS4 (он же Sehol ‘E40X’), который выпускается с 2018 года и продается не только в Китае, но и в Бразилии, Египте и Ливии.
Ниже представлены легендарные модели "Москвича", которые в какой-то момент стали сенсацией советского автопрома.
1. Москвич "400" — первый советский серийный автомобиль, "родившийся" в Германии

Москвич, 1955 год.
Ragge Strand/Национальный архив Норвегии (CC BY-SA 4.0)/Sputnik
Самый первый "Москвич" выпускался с 1946 по 1954 год. Он во многом повторял немецкий Opel "Kadett K38’, который производился в Германии в 1937-1940 годах. По мнению советских исследователей, чертежи и мастер-модели были воссозданы в Германии смешанными командами немецких и советских инженеров. Позже был разработан ряд его модификаций - фургон, пикап и даже лимузин с откидным верхом. Автомобиль прошел приемочные испытания только в 1949 году, в разгар серийного производства.

КИМ-50.
В.Хоменко/Sputnik
Московский автомобильный завод начал свою работу в 1930 году с производства американских "Фордов": сначала это были оригиналы, изготовленные из "родных" комплектующих, затем, начиная с 1933 года, завод собирал советские лицензионные копии "ГАЗ-А" и "ГАЗ-АА". Модель, появившаяся после них - "КИМ-10-50" - копировала Ford Prefect.
2. Москвич "407" — экспортный успех советского автопрома

Москвич 407.
David Sholomovich/Sputnik
Автомобиль был улучшением более раннего Москвича ‘402’. За весь период с 1958 по 1963 год было выпущено 359 980 автомобилей, из которых 120 903 были экспортированы. Несколько лет подряд более половины выпускаемой продукции уходило за границу.
Автомобили, предназначенные для западных покупателей, имели двухцветную окраску кузова, изысканный экстерьер и более дорогой интерьер; у некоторых был руль с правой стороны. Автомобили пользовались спросом во Франции, Бельгии, Скандинавии, Финляндии и Великобритании. В то же время в Европе "Москвичи" собирались бельгийской компанией Scaldia и продавались под ее брендом "Scaldia Essence".

Ралли Москва-Севастополь-Москва. Москвич 402.
Валентин Хухлаев/russiainphoto.ru
Автомобиль мог развивать скорость до 115 км / ч, и это позволило ему достаточно хорошо выступить в своем первом автопробеге "1000 озер" в Финляндии. Автомобили "Москвич" дебютировали там почти как обычные автомобили, не предназначенные для соревнований по скоростным видам спорта, но все они добрались до финиша без серьезных повреждений.
Позже дизайнеры разработали спортивный Москвич "407" - купе с двигателем мощностью 70 л.с., который регулярно принимал участие в различных международных гонках - автогонках "Акрополис" и "Монте-Карло", а также в ралли Лондон-Сидней и Париж-Сидней и занимал призовые места. Это стало еще одной причиной роста числа импортных заказов.
3. Москвич ‘408’ — самый стильный советский седан

Москвич 408 в Москве.
Валентин Хухлаев/russiainphoto.ru
Автомобиль с плавными линиями кузова, плавниками на корме, удлиненными фарами и 13-дюймовыми колесными дисками (первыми в истории советского автопрома) пользовался большой популярностью как в СССР, так и в западных странах.
Его технические характеристики, а именно двигатель мощностью до 60,5 л.с. и разгон до 129 км / ч, также способствовали популярности Москвича "408" за рубежом. Каждый год до конца 1960-х годов более половины выпускаемой продукции отправлялось на экспорт.
В Скандинавии автомобиль продавался под названием Москвич ‘Carat’, во Франции - Москвич ‘Elite 1360’, в Великобритании (существовала специальная праворульная версия) - Москвич ‘408’, в Германии - Moskwitsch, в Финляндии - Москвич ‘Elite’ (с двумя фарами) и ‘Elite de Luxe’ (с четырьмя фарами). В Болгарии автомобили собирались из комплектующих советского производства под названием Rila ‘1400’. В Бельгии сборкой занималась компания Scaldia-Volga, которая продавала различные версии Москвича под названиями Scaldia ‘408’, Scaldia ‘1360’, Scaldia ‘1400’, Scaldia ‘1433’ (трехдверный универсал), Scaldia ‘1426’ (пятидверныйуниверсал) или Скальдия ‘Элита’. Некоторые бельгийские автомобили оснащались европейскими дизельными двигателями.

Москвич во французском Кале во время ралли Лондон-Сидней.
Спутник
Интересно, что в СССР модель "408" стоила 5000 рублей (или 1900 фунтов стерлингов), в то время как в Великобритании она стоила около 650 фунтов стерлингов.
Автомобиль выпускался с 1964 по 1975 год на двух заводах - в Москве и Ижевске.
4. Москвич "412" - мощный и безопасный чемпион по ралли

Ралли Лондон-Мексика.
Мощность двигателя этой улучшенной версии Москвича ‘408’ составляла 75 л.с., а максимальная скорость составляла 145 км / ч. В своем классе - небольшой автомобиль 2-й группы с объемом двигателя до 1499 куб.см - он стал рекордсменом по мощности. Кроме того, Москвич "412IE" стал первым автомобилем в СССР, оснащенным ремнями безопасности еще в 1969 году. Он также оснащался двухконтурной тормозной системой и бамперными клыками для защиты этой части автомобиля. Считается, что Москвич "412IE" был первым советским автомобилем, в котором вопросам пассивной безопасности уделялось серьезное внимание. Начиная с 1969 года, он стал флагманской моделью Московского автомобильного завода и стал известен как прочный и проходимый автомобиль. И, конечно же, у него также была гоночная версия для участия в автопробегах.
Его собирали в Москве с 1967 по 1976 год и в Ижевске с 1967 по 1997 год, где он выпускался под независимой маркой Иж "2125". По современным оценкам, "Москвичи" ижевского производства отличались от столичных более надежной сборкой, но более грубым интерьером.

Fortepan (CC BY-SA 3.0)
Автомобили из обоих городов были отправлены за границу. Модель также собиралась в Финляндии и Болгарии, в то время как на болгарском рынке она появилась под названием Rila. Отверточная сборка также производилась в Бельгии на заводе Scaldia-Volga, который продавал автомобиль как Moskvich Scaldia 1500. Бельгийские "Москвичи" отличались от советских дизайном интерьера. Кроме того, его можно было дополнительно оснастить дизельным двигателем.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты