8 800 505-92-64
Автор публикации
НИАН На сайте
Россия, г. Санкт-Петербург
Рейтинг
5,0

Госдума утвердила уголовную ответственность за хулиганство на транспорте

просмотров: 223  |  комментариев: 4

Государственная дума России в третьем чтении одобрила закон об уголовной ответственности за хулиганство на транспорте, сообщает Интерфакс. Документ предусматривает наказание за грубые нарушения порядка на любом транспорте общего пользования.

Так, ответственность за противоправные действия на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте будет наступать в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Если хулиганство совершено группой граждан — срок увеличивается до 7 лет. В случае же использования взрывных устройств нарушителю грозит до 8 лет заключения.

Документ также дополняет УК новой статьей, которая вводит ответственность за «агрессивные и опасные действия в отношении всех видов транспорта». Имеется в виду так называемый «зацепинг» и такие виды хулиганства, как бросание в поезд камней или ослепление пилотов самолетов с помощью лазерных лучей. За такое поведение можно будет отныне получить до двух лет колонии.

9111.ru
Интересна ли Вам публикация?
5,00

Общественная опасность преступлений, совершаемых на транспорте, заключается в том, что нарушается не только общественный порядок, но и безопасность движения самого транспорта. Однако, необходимо учитывать, что хулиганство, совершаемое на воздушном транспорте (либо морском) гораздо более общественно-опасно, чем, например, на железнодорожном, где правила безопасности позволяют во-время остановить поезд.

Диспозиция ст. 213 УК РФ определяет хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, если совершено с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия или /и/ по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -

наказывается лишением свободы до 5 лет

То есть сейчас, необходимо наличие данных двух квалифицирующих признаков для определения состава хулиганство.

Если их нет - то имеется состав мелкого хулиганства - административно-наказуемого деяния, заключается в нарушении общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, ст. 20.1 КоАП РФ

Законопроект ставит целью перевести так называемое "мелкое хулиганство" на транспорте в разряд уголовно-наказуемого деяния, поскольку оно совершается на транспорте, а значит представляет собой наибольшую общественную опасность.

Комментировать
0

Проблема необходимости выделения хулиганства на транспорте в отдельную норму Уголовного кодекса РФ обсуждалась достаточно давно. Толчком к этому, как мне кажется, послужили случаи, которые неоднократно происходили в самолетах, когда граждане, изрядно употребив алкогольных напитков, хотели то сойти, то полететь куда-то куда им хочется, то объяснить экипажу или пассажирам, что на самом деле главным на воздушном судне является вовсе не капитан, а, непосредственно "употребивший". На практике же возникали проблемы с квалификацией подобных случаев, поскольку, норм, учитывающих данные конкретные обстоятельства не было предусмотрено.

По всей видимости, законодатель решил на фоне случаев с авиатранспортом "обобщить" весь транспорт и предусмотреть общую ответственность за хулиганство. Что в общем-то является правильным.

Что касается "зацепинга", то думаю, что уголовная ответственность за это - слишком строгая мера. Ведь, по сути, то что делают зацеперы - их проблемы. Основную угрозу они представляют сами себе, а не транспорту и не тем кто едет в этом транспорте. Ответственности за попытку самоубийства для самоубийцы законом не предусматривается. Такая же логика должна быть и с "зацепингом". Уголовной ответственности за него не должно быть.

Комментировать
0

Принятый закон (Законопроект № 572517-5 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части установления ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств)) предусматривает введение в ст. 213 УК РФ нового квалифицирующего признака:

Цитата:
на железнодорожном, морском, внутреннем водном

или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования

Т.е. по этому закону хулиганство на транспорте уголовно наказуемо, раньше за такие действия при отсутствии других признаков ст. 213 УК РФ (применения оружия и предметов, используемых в качестве оружия, наличие мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) была только административная ответственность по ст. 20.1 КоАП РФ. По ч.1 ст. 213 УК РФ возможно лишение свободы до 5 лет. По ч.2 ст. 213 до 7 лет, а по ч.3 ст. 213 УК РФ - до 8 лет.

Также законодатель вводит новый состав в УК РФ - ст. 267.1 УК РФ (Совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств). Это преступление может влечь лишение свободы до 2 лет.

Хулиганство на транспорте представляет повышенную общественную опасность, т.к. средства транспорта - источники общественной опасности. Помещение транспортных средств замкнутое, ограничено по площади, что при совершении хулиганства создает повышенную угрозу причинения вреда пассажирам, имуществу, может угрожать безопасности дорожного движения. Поэтому усиление за это ответственности, криминализация таких действий обоснованно.

Комментировать
0

Я не соглашусь со своими коллегами в том плане, что так называемый "зацепинг" не представляет собой общественной опасности. Владимир Валентинович Калашников, в частности, забыл о том, что все средства транспорта представляют собой источник повышенной опасности, и, в соответствии со статьей 1079 ГК РФ, в случае смерти "зацепера" или получения им травмы он сам либо заинтересованные лица будут вправе требовать возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности. То есть, владельцы транспортных средств оказываются "без вины виноватыми". Судебная практика в данном случае далеко не на стороне владельцев транспортных средств.

Введение же уголовной ответственности за "зацепинг" будет означать освобождение владельца источника повышенной опасности от возмещения вреда на основании положений части 1 статьи 1079 ГК РФ, устанавливающих обязанность доказывания умысла потерпевшего. Именно таким доказательством будет приговор суда.

Комментировать
0
Поделитесь этой статьёй: