Катастрофическая попытка Авраама Линкольна заставить чернокожих покинуть США.

В середине апреля 1863 года сотни афроамериканцев, надеясь на лучшую жизнь, взошли на борт судна "Океанский рейнджер" в форте Монро в штате Вирджиния. Корабль отплыл от страны, находящейся в глубоких муках Гражданской войны, направляясь к острову Оле-а-Ваш, небольшому острову площадью около 20 квадратных миль у юго-западного побережья Гаити.
Бернард Кок, предприниматель и хлопковый плантатор из Флориды, пообещал примерно 450 недавно освобожденным чернокожим эмигрантам на борту, что в обмен на работу на хлопковой плантации они получат жилье, медицинское обслуживание, школьное образование, а по окончании четырехлетнего контракта - 16 акров земли и зарплату.
"Разумный негр может вступить в жизнь, полную свободы и независимости, сознавая, что он заработал средства к существованию и в то же время приучил себя к обязанностям, удовольствиям и потребностям свободного труда", - писал Кок в своем предложении.
Однако к концу плавания в мае этого года около двух десятков чернокожих пассажиров умерли от оспы. Те, кто высадился на берег, нашли свою жизнь еще хуже, чем та, которую они покинули. Вместо обещанных домов их заставили спать на грязи в маленьких хижинах, сделанных из пальмы и кустарника. Кок был деспотичен в своих требованиях к работе. Голод свирепствовал, недоедание укоренилось, планы восстания приобрели форму.
Чиновник правительства США, посетивший остров, нашел поселенцев "со слезами, несчастьем и печалью на каждом лице".
У этой катастрофической миссии - задуманной как первая часть грандиозного плана колонизации, в рамках которого на острове должны были поселиться 5 000 чернокожих - был очень влиятельный сторонник: Авраам Линкольн.
16-й президент согласился на условия договора с Коком 31 декабря 1862 года - накануне провозглашения конца рабства для примерно 3 миллионов чернокожих мужчин, женщин и детей.
Проект острова Оль-а-Ваш, наряду с другими колонизационными планами, которые так и не были реализованы в Центральной и Южной Америке и европейской Вест-Индии, усложняет устойчивый образ Линкольна как Великого эмансипатора, спасителя афроамериканцев и одного из самых почитаемых президентов в истории США.
Американцы настолько почитают Линкольна, что часто ставят его выше своего времени - периода, когда он и подавляющее большинство других белых американцев придерживались глубоко расистских убеждений и верили в колонизацию черных, говорит Себастьян Н. Пейдж, британский историк и автор нашумевшей книги "Черное переселение и американская гражданская война".

Многие известные американские историки утверждают, что публичная поддержка Линкольном колонизации была направлена в первую очередь на то, чтобы задобрить белых избирателей-расистов, выступавших против эмансипации, или что период после прокламации об эмансипации стал поворотным пунктом в его мышлении, когда афроамериканцы начали сражаться и умирать за страну.
Но Пейдж придерживается противоположной точки зрения. По словам Пейджа, его исследование обнаружило записи о планах колонизации в 1864 году, которые Линкольн "не афишировал, скорее, намеренно, и которые историки упустили из виду", что подрывает представление о том, что поддержка президента была в первую очередь публичным актом для расистской белой аудитории.
Взятые вместе, эти планы, по его мнению, "полностью уничтожают идею о том, что колонизация была для Авраама Линкольна чем-то иным, кроме как искренней и пожизненной".
'Превосходная позиция'
С самого начала своей политической карьеры в законодательном собрании штата Иллинойс в 1830-х и 1840-х годах Линкольн публично выступал против порабощения афроамериканцев. В 1837 году он подписал протест к резолюции штата против отмены рабства, заявив, что "институт рабства основан на несправедливости и плохой политике".
В то время Линкольн не был аболиционистом, предоставив штатам самим решать, искоренять ли рабство. Как и почти все европейские американцы того времени, президент считал белых высшим обществом.
"Между белой и черной расами существует физическое различие, которое, как я полагаю, навсегда запретит двум расам жить вместе на условиях социального и политического равенства", - заявил он в 1858 году в одном из знаменитых дебатов со Стивеном Дугласом, когда тот безуспешно боролся за место в Сенате США. "И поскольку они не могут так жить, пока они остаются вместе, должно существовать положение высшего и низшего, и я, как и любой другой человек, выступаю за то, чтобы высшее положение было закреплено за белой расой".
И все же Линкольн исповедовал веру в то, что чернокожие люди должны иметь право жить в мире и пользоваться плодами собственного труда. Он также предвидел насилие белой толпы в случае освобождения чернокожих.
В связи с этим возникает практический вопрос: Если рабство несправедливо, а свобода несостоятельна, что Соединенные Штаты должны делать со всеми своими чернокожими?
"Он отчаялся в перспективах мирного расового сосуществования, особенно если произойдет эмансипация афроамериканцев", - сказал Пейдж.
В своем недоумении Линкольн был в хорошей компании. Многие члены Американского колонизационного общества, основанного в 1816 году, разделяли его убеждения, утверждая, что эмиграция отвечает интересам чернокожего населения.
В этом почти наверняка присутствовала большая доза самообмана.
"Это не относится к Линкольну, но это всегда, всегда касается "других" белых...", - сказал Пейдж. "По сути, это большое рукоприкладство со стороны белых доброжелателей, которые, возможно, еще не разобрались со своими собственными проблемами".
За годы до вступления Линкольна в свои ряды в 1856 году Общество приступило к реализации проекта по отправке желающих чернокожих в западноафриканскую республику Либерия. Однако в течение десятилетий лишь около 15 000 человек совершили это путешествие, что выявило критическую слабость в планах колонизаторов: Афроамериканцы в подавляющем большинстве отвергли идею самодепортации.
"Их предки жили в Соединенных Штатах гораздо дольше, в то время как белые американцы в среднем, как правило, были гораздо более недавними европейскими иммигрантами", - сказал Пейдж.
Аболиционисты, как белые, так и черные, также были отбиты, считая, что массовое переселение невозможно осуществить, а бывшие порабощенные люди способны интегрироваться в американское общество на равных.
"Мы живем здесь, имеем право жить здесь и собираемся жить здесь", - писал аболиционист Фредерик Дугласс в своей газете "Северная звезда" в 1849 году.
Несмотря на сопротивление и множество непрактичных моментов, Линкольн начал свое президентство в 1861 году, твердо веря в колонизацию чернокожих.
До окончания Гражданской войны его администрация должна была обсуждать или пытаться реализовать пересекающиеся планы по отправке освобожденных афроамериканцев в Чирики, ныне провинцию Панама, а в начале 1864 года - в пункты по всей европейской Вест-Индии.
В малоизвестном эпизоде, подробно описанном в книге "Колонизация после эмансипации: Lincoln and the Movement for Black Resettlement", которую Пейдж написал в соавторстве с американским историком Филлипом В. Магнессом, Линкольн тайно встретился в Белом доме в июне 1863 года с британским представителем корпорации землевладельцев. Они обсуждали судьбу чернокожего населения, которое Линкольн только что освободил с помощью Прокламации об эмансипации.
Посыпались обещания: В обмен на их помощь в качестве сельскохозяйственных рабочих в Британском Гондурасе, ныне Белиз, афроамериканцы получат землю, дома и поддержку британского правительства в начале новой жизни.
И все же план так и не был реализован из-за опасений Великобритании по поводу дипломатических последствий в случае победы Юга в войне; из-за нового спроса на чернокожих солдат, вызванного прокламацией об эмансипации; из-за разногласий по поводу колонизации в кабинете Линкольна и т.д.
Колонизация чернокожих "была почти обречена" с самого начала, сказал Пейдж.
"Она нуждается в одновременном согласии стольких сторон", - сказал он. "Оно нужно от законодателей, если вам нужно финансирование; оно нужно от принимающего государства; и больше всего оно нужно от самих потенциальных афроамериканских эмигрантов".
Афроамериканцы, находившиеся на борту "Океанского рейнджера", показались зрителям, наблюдавшим за их отплытием на гаитянский остров Оле-а-Ваш в тот апрельский день 1863 года, очень добровольными.
Эмигранты "были описаны как дикие от восторга... Они кричали "Аминь" и кричали "Аллилуйя", - писал позднее Фредрик Бэнкрофт, выдающийся историк, родившийся в 1860 году.
Однако вскоре поселенцев стали мучить "тоска по дому и подавленность духа", - сказал в декабре 1863 года врач, побывавший на острове, Американской следственной комиссии по делам вольноотпущенников.
Остров охватила лихорадка, от которой некоторые умерли. Почва не давала урожая, и Кок наказывал своих чернокожих подопечных за то, что они не работали усерднее, лишая их еды. Вскоре рабочие остались жить за счет гниющей кукурузы и соленой свинины, привезенной из океанского путешествия. К июлю 1863 года чернокожие эмигранты изгнали испуганного Кока с острова Ол-а-Ваш, что побудило правительство Гаити к военному вмешательству.
Неудачная миссия стала мишенью для колкостей в СМИ и со стороны радикальных республиканцев, которые всегда считали колонизацию глупостью. 1 июля 1864 года Конгресс, похоже, решил прекратить финансирование колонизационных усилий.
"Я рад, что президент отказался от идеи колонизации", - написал в тот день личный секретарь Линкольна Джон Хэй, ссылаясь на фиаско на Гаити и в Чирики.
Будущие историки, не имея неопровержимых доказательств того, что думал Линкольн, сделают акцент на словах Хэя. Но к 1865 году Конгресс выделил 200 000 долларов на колонизацию, сказал Пейдж, ссылаясь на документ Джеймса Митчелла, комиссара Линкольна по вопросам эмиграции. По его словам, другие факты указывают на возможное затишье, а не на прекращение деятельности.
В то время как в Штатах бушевала Гражданская война, правительство США отправилось в плавание, чтобы спасти чернокожих, оставшихся в живых на острове Ол-а-Ваш. Наконец, в один из мартовских дней 1864 года около 300 афроамериканцев - "полуголых, босых, с голыми ногами", согласно статье в газете Richmond Whig того времени - сошли на берег с военно-морского судна Maria C. Day в Александрии, штат Вирджиния.
Как и Линкольн, они не могли знать, что станет с чернокожим населением их страны после окончания войны.