Плачущие операторы и мороз: Как снимался фаворит сезона наград "На западном фронте тишина". Обновлено 20 февраля 2023 года

Автор Томас Пейдж, CNN
Эта история содержит спойлеры к фильму "Все тихо на западном фронте". Во время войны солдаты ищут утешения везде, где могут его найти. В фильме режиссера Эдварда Бергера "Все тихо на Западном фронте", снятом по роману Эриха Марии Ремарка 1928 года о Первой мировой войне, таким местом является туалет.
Пауль Боймер и Станислаус "Кэт" Катчинский, школьник и сапожник, ставшие солдатами, сидят над общей уборной в немецком лагере. Кэт неграмотен, поэтому Пауль читает ему письмо от жены. Оно милое, грустное и полное тоски. Разговор заходит о послевоенном времени и о том, как Пол и Кэт могут надеяться вернуться к той жизни, которую они знали. "Мы будем ходить, как путешественники по пейзажам прошлого", - говорит Кэт. "Я спрашиваю себя, не лучше ли мне просто посидеть с тобой у костра?". Это нежная, но разрушительная сцена - вдвойне в ретроспективе, так как в ее основе лежит вопрос, ответ на который никто из них не узнает достаточно долго. Это также любимая сцена Бергера в фильме, хотя изначально ее не было в сценарии.
Записка студии заставила режиссера и соавтора искать материал, чтобы заполнить предысторию своих персонажей. Бергер обратился к онлайн-архиву, содержащему тысячи писем, отправленных на поля сражений Первой мировой войны и с них. Одно из них бросилось в глаза. "Я подумал: "Вау", - вспоминает он, - "Язык был прекрасен". В нем содержались подробности о том, что жена посылала своему мужу на фронт, о деньгах, которые он отправлял обратно, о людях, которых они знали дома - элементы, которые Бергер использовал в своем повествовании, включая посылку с колбасой, квашеной капустой и эссенцией хингфонга (принятой за нервы). "Не падайте духом в пути", - гласит версия фильма.

Феликс Краммер (слева) и Альбрехт Шух (справа) в роли Пауля и Кэт, двух немецких солдат, в кадре из любимой сцены режиссера Эдварда Бергера в фильме "На Западном фронте все спокойно". Кредит: Netflix. В течение четырех часов на пронизывающем холоде на съемках под Прагой Феликс Краммер в роли Пауля и Альбрехт Шух в роли Кэт разыгрывали сцену в брюках по щиколотку. "Мы держали кадр, где эти двое сидят на унитазе, я думаю, две с половиной минуты", - говорит Бергер.
"Феликс читает это письмо, как будто видит его в первый раз... а Альбрехт, как он слушает, это такая радость. Он дает себе волю, этим эмоциям и тоске по дому. Но с другой стороны (он) думает, что потерял его; он никогда не сможет вернуться".
Поле битвы как Рубикон жестоко реализовано в фильме Бергера. В нем присутствует продолжительное насилие-физическое и психологическое - которое можно сравнить с советским антивоенным фильмом Элема Климова "Иди и смотри" (1985) и фильмом Спилберга "Спасение рядового Райана" (1998), а критика военного начальства напоминает фильм Кубрика "Тропы славы" (1957). Но, несмотря на сходство с другими кинематографами, чувства, лежащие в основе первой немецкой экранизации романа Ремарка, свежи, настаивает Бергер. "Главной причиной, побудившей нас снять этот фильм, было желание рассказать нашу историю", - говорит режиссер, обращаясь к своим немецким коллегам и к самому себе. "В этот фильм мы вложили все чувства нашего детства: стыд, вину, ответственность за историю, которую Германия принесла миру".