
Малоизвестная история шампанского
В то время как женщинам было запрещено владеть бизнесом во Франции 19-го века, три вдовы, которые были освобождены от этого правила, создали одну из самых прославленных империй Шампани.
На окраине северо-восточного французского города Реймс извилистые дороги сходятся возле закрытого замка. Автомобили выстроились на кольцевой развязке, окруженной раскидистыми полями. Воздух неподвижен, и он спокоен. Настоящее действие происходит почти в 20 метрах под землей.
Через этот подземный мир проходит более 200 км подвалов с миллионами бутылок шампанского, выстилающих меловые каменные стены, без этикеток и помеченных туристами словами «Я был здесь» в пыли, покрывающей их. Одни вверх ногами, в цепях, светятся в тусклом свете подвалов на фоне тоннелей, которые, казалось бы, ведут в никуда. Другие сложены в небольших пещерах, охраняемых коваными воротами. Это эпицентр мирового рынка шампанского.
А исторически в пещерах правили вдовы.
Некоторые из самых больших инноваций шампанского произошли благодаря изобретательности нескольких женщин. В 19 веке Кодекс Наполеона запрещал женщинам владеть бизнесом во Франции без разрешения мужа или отца. Однако вдовы были освобождены от этого правила, что создало лазейку для Барбе-Николь Клико-Понсарден, Луизы Поммери и Лили Боллинджер — среди прочих — превратить виноградники в империи и в конечном итоге преобразовать индустрию шампанского, навсегда изменив способы его производства и продажи.
В 1798 году Барб-Николь Понсарден вышла замуж за Франсуа Клико, который в то время руководил небольшим текстильным и винным бизнесом своей семьи, первоначально называвшимся Clicquot-Muiron et Fils в Реймсе. Это обернулось финансовой катастрофой. Когда Клико умерла в 1805 году, оставив ее вдовой в возрасте 27 лет, она сделала нетрадиционный выбор, чтобы возглавить компанию.
«Это было очень необычное решение для женщины ее класса», — сказала Тилар Маццео, историк культуры и автор книги « Вдова Клико» . «Для нее было бы крайне непривычно иметь дело, потому что ей это было не нужно… Она могла бы провести свою жизнь в гостиных и в качестве светской хозяйки».
Отчаянно нуждаясь в деньгах для бизнеса, она попросила у тестя сумму, эквивалентную на сегодняшний день примерно 835 000 евро.
«Удивительно, но ее свекор сказал да, — объяснил Маццео, — что, как мне всегда кажется, должно говорить что-то действительно важное о том, кем он ее считал и на что, по его мнению, она была способна как женщина без опыта работы».
«Вдова» придавала напитку определенную респектабельность.
С самого начала Барбе-Николь использовала свой статус вдовы как маркетинговый инструмент, что дало положительные результаты. Дом шампанского стал называться Veuve Clicquot-Ponsardin — французское слово veuve переводится как «вдова».
«Название «veuve» предполагало определенный вид респектабельности напитка… некоторые из этих напитков стали ассоциироваться с развратом и дикими вечеринками при королевских дворах древности», — объясняет Коллин М. Гай, автор книги «Когда шампанское стало французским: вино и вино» . Создание национальной идентичности и заведующий кафедрой искусств и гуманитарных наук Университета Дюка Куньшаня в Цзянсу, Китай.
Маркировка «veuve» на бутылке привела к влиянию, и другие производители шампанского, такие как Veuve Binet и Veuve Loche, вскоре последовали их примеру.
«Компании, в которых не было вдовы во главе семьи, создавали бы нестандартные бренды, например, небрендовые бренды, чтобы попытаться уловить эту тенденцию», — сказал Гай.
Несмотря на то, что Барб-Николь завершила четырехлетнее обучение у местного винодела, чтобы лучше понять, как развивать бизнес, в начале 19 века он снова оказался на грани краха. Она получила еще 835 000 евро от своего тестя, чтобы спасти его. Однако сделать это во время наполеоновских войн в континентальной Европе было непросто, поскольку закрытие границ затрудняло перемещение товаров.
Но к 1814 году Барб-Николь знала, что у нее заканчиваются варианты. Столкнувшись с банкротством, она обратилась к новому рынку: России. В то время как граница России все еще была закрыта к концу наполеоновских войн, она решила провести блокаду.
«Она пошла на эту огромную авантюру, зная, что если она сможет представить свой продукт в России раньше Жана-Реми Моэта, который был ее заклятым соперником, она сможет захватить некоторую долю рынка», — сказал Маццео. «В противном случае, как только граница будет официально открыта, шампанское Moët должно было прибыть, и Moët по-прежнему оставался бы доминирующим игроком на этом очень важном российском экспортном рынке».
Итак, Барб-Николь переправила через границу тысячи бутылок. Риск был высок, так как был конец сезона и жара могла испортить шампанское. А если их поймают, бутылки конфискуют, что приведет к еще большему финансовому краху. К счастью, шампанское прибыло в идеальном состоянии и покорило рынок.
«За 90 дней она превратилась из неизвестного игрока [в России] в «Вдову», — сказал Маццео.
Вместе со спросом возникла необходимость в быстром увеличении производства. Процесс удаления мертвых дрожжевых клеток со дна бутылок — необходимый шаг в производстве шампанского после процесса старения и брожения — был утомительным и пагубным для качества. Но у Барб-Николь была идея получше.
«По сути, она сказала своим виноделам: «Отнесите мой кухонный стол в подвал — я хочу, чтобы вы проткнули в нем несколько дырок, и давайте просто перевернем эти [бутылки] вверх дном. Дрожжи? Дрожжи осядут в горлышке бутылки, мы сможем вытолкнуть их, это будет быстрее, не так ли?», — рассказал Маццео. «Все говорили: «Нет, нет, мы не можем так поступить». Но они уступили.
Это сработало. Этот метод стал известен как «загадывание» (проделывание отверстий в чем-либо) и до сих пор является важной частью процесса изготовления шампанского.
Второй вдовой, совершившей революцию в отрасли, была Луиза Поммери. Родившийся в 1819 году, Поммери вышел на сцену шампанского ближе к концу жизни Клико. Когда она была маленькой, мать отправила ее учиться в Англию — необычный ход, который впоследствии сыграл ей на руку.
«Ее не просто научили шить», — сказал принц Ален де Полиньяк, праправнук Луизы Поммери. «[Ее мать] дала ей образование, необычное для буржуазной девушки того времени».
После учебы она вышла замуж за Александра Поммери, который в 1856 году стал партнером Нарцисса Грено, чтобы построить свой существующий дом шампанского, создав Pommery et Greno. В 1858 году Александр умер. Для Луизы Поммери следующий ход был ясен. Через восемь дней после его смерти она вступила во владение.
«Судьба налетела, и мадам Поммери была готова», — сказал де Полиньяк. «У нее на руках был 15-летний сын и младенец, и вместо того, чтобы вернуться в дом своей матери, она решила завладеть [шампанским домом]».
В то время как Клико мог захватить Россию, Поммери был полон решимости завладеть английским рынком.
В то время шампанское было болезненно сладким — в некоторых бутылках было до 300 г остаточного сахара по сравнению с более типичными 12 или около того граммами сегодня — и его подавали со льдом, что-то вроде слаши. Таким образом, англичанам, у которых обычно была более сухая палитра, она не пришлась по вкусу. Но Поммери чувствовала, что может приготовить шампанское, которое их зацепит.
Ее шампанское брют появилось на рынке в 1874 году. Стиль был отчетливо сухим, свежим и живым. Он был идеально сбалансирован с беззаботным носом, нежным, но напористым.
«Идея заключалась в том, чтобы сделать вино более изысканным, с более тонким ассамбляжем, гораздо более длительным временем выдержки в пещере…», — сказал де Полиньяк. «Это произвело фурор на английском рынке, потому что именно этого они и ждали».
Шампанский туризм возник под видом вдов. В то время как большинство производителей шампанского строили замки после того, как добились успеха в бизнесе, Поммери поступил наоборот, построив поместье как средство привлечения успеха.
В середине 20 века на сцену вышла Лили Боллинджер.
Она стала владельцем шампанского дома Bollinger в 1941 году, когда скончался Жак Боллинджер, ее муж и владелец бренда. В то время права женщин на владение бизнесом все еще были ограничены (только в 1965 году женщинам были предоставлены полные права на работу, банковское дело и управление активами без разрешения), хотя вдовы все еще могли обходить правила.
«Она решила взять на себя управление — она могла бы продать бизнес», — объяснил ее внучатый племянник Этьен Бизо.
Боллинджер привез ее шампанское в США. В течение трех месяцев она в одиночку путешествовала по стране, возя свои вина. Согласно официальной истории, Боллинджер приобрела такую популярность, что в 1961 году чикагская американская газета назвала ее «первой леди Франции».
Несколькими годами позже Боллинджер выпустила винтажное шампанское RD (недавно извергнутое), метод, который она изобрела, выдерживая бутылку с осадком, мертвыми дрожжами и кожурой винограда в течение длительных периодов времени, а затем удаляя осадок из бутылки с помощью рука. Шампанское по-прежнему остается одним из самых желанных кюве бренда.
«Я думаю, что в вдовах необычно то, что они [не] вступают в повторный брак», — объяснил Гай. «В каком-то смысле я думаю, что они этого не сделали, потому что, вступи они в повторный брак, им пришлось бы передать часть бизнеса своим мужьям… Они потеряли бы свой юридический статус, так что в некотором смысле это был способ сохранить свою независимость».
Независимость и творчество трех вдов проложили путь для будущих поколений женщин, а их инновации увековечены в стеклянных бутылках.
«Эта группа женщин действительно что-то изменила — они были пионерами, которые были очень вовлечены в ключевые моменты [изготовления шампанского], и это значение до сих пор представлено», — сказала Мелани Тарлан, винодел в двенадцатом поколении и член La Transmission . Femmes en Champagne — ассоциация производителей шампанского, возглавляемая женщинами. Она делает шампанское без дозировки (с низким содержанием сахара), отмечая, что Поммери была первой, кто применил технику, которую она использует до сих пор.
Важную роль в развитии региона Шампань сыграли близость к Парижу и несколько важных исторических событий. Именно в столице Шампани, Реймсе, в 496 году первый король франков Хлодвиг и его войско обратились в христианство. И да, для обряда использовалось местное вино. Затем в 816 году в Реймсе короновался Людовик Благочестивый, а после его примеру последовали еще 35 королей. Этот факт помог приобрести местному вину праздничный флер и королевский статус.
Виноделие Шампани развивалось, как и во многих других регионах, благодаря монастырям, которые выращивали виноград для священных обрядов и собственных нужд. Что интересно, в средние века вина Шампани были тихими. Более того, игристость считалась дефектом вина.
Пресловутые пузырьки появлялись совершенно случайно. Дело в том, что зачастую брожение в погребе останавливалось из-за низких температур (дрожжи могут работать лишь при определенной температуре). Так как в Средневековье знания о вине были крайне скудными, виноделы думали, что вино готово, разливали по бочкам и отправляли покупателям. Попав в теплое место, вино снова начинало бродить. Как известно, в процессе брожения выделяется углекислый газ, который при условии закрытой бочки не мог выйти, а растворялся в вине. Так вино и становилось игристым.
Спасибо автору за тему. С интересом прочла.
Возможно, что и Вам интересны публикации юридической направленности. В таком случае предлагаю к прочтению
Ежемесячное пособие на ребёнка получает один из супругов. Можно ли переоформить выплаты на другого? Вопрос- ответ www.9111.ru