Все ошибаются. Как сказать, что вы сожалеете? Легко принести плохое извинение. Как извиниться правильно?
Если вы не можете вспомнить, когда в последний раз извинялись: поздравляю, вы совершенны - или, по крайней мере, считаете себя таковым. Для остальных извинения - это обычная, хотя и трудная часть жизни.
Среди самых ранних уроков, преподаваемых детям, - искусство извиняться, но эти навыки, которые не всегда корректно переносятся во взрослую жизнь. Взаимоотношения – это сложный процесс, и обе стороны часто несут определенную долю вины.
Как известно, хорошие извинения даются с трудом, отчасти из-за врожденного сопротивления тому, чтобы их вообще приносить. Люди не решаются извиниться, потому что ошибочно полагают, что это влияет на восприятие их посторонними людьми.
Некоторые считают, что извиниться - значит признать свое поражение и тем самым понизить свой социальный статус; другие думают, что это портит их репутацию. Напротив, успешное извинение может сблизить людей и улучшить положение извиняющегося в обществе.
Существует ряд других психологических барьеров, мешающих людям извиняться. Главным из них является желание видеть себя хорошим человеком - и чтобы другие тоже считали вас морально справедливым. Когда кто-то на вас обижается, обычно вы переходите в режим самозащиты и обманываете себя, считая, что не сделали ничего плохого. Очень часто люди не извиняются просто потому, что включаются процессы самозащиты и придумывают всевозможные причины, почему они не должны извиняться. Они перекладывают вину на другого человека, придумывают оправдания, пересматривают все ситуационные факторы, которые заставили их вести себя так, как они поступили. Еще одним препятствием для извинения может быть отсутствие сочувствия или заботы об отношениях с обиженной стороной.
Эффективное извинение сводится к нескольким простым шагам, которые можно легко повторить и адаптировать к различным ситуациям, от случайного столкновения с незнакомцем в переполненном баре до оскорбления всего жизненного выбора вашего лучшего друга. Однако ключ к успешному извинению лежит не в следовании формуле: это настоящая искренность.
Шесть (с половиной) компонентов хорошего извинения
По мнению Марджори Ингалл и Сьюзен Маккарти, авторов книги "Sorry, Sorry, Sorry: The Case for Good Apologies", успешные извинения состоят из шести (с половиной) компонентов:
1. Сказать, что вам жаль или что вы извиняетесь. Действительно используйте слова "мне жаль" или "я извиняюсь".
2. Назовите или укажите проступок, за который вы извиняетесь.
3. Покажите, что вы понимаете, почему ваши действия были вредными и обидными, и какое влияние они оказали на другого человека.
4. Не оправдывайтесь, но предложите объяснение, если это необходимо.
5. Скажите, что вы делаете это для того, чтобы подобная ситуация не повторилась.
6. Предложите исправить то, что сломано - будь то покупка новой лампы для вашей тети, которую вы сбили со стола на День благодарения, или предложение проводить больше времени с другом, который чувствует себя обделенным вниманием.
6,5. Выслушать человека или людей (этот шаг работает независимо от того, извиняетесь ли вы перед одним человеком или группой), которых вы обидели. Речь идет об их переживаниях и эмоциях, а не о ваших.
Даже если вы не уверены, почему кто-то на вас сердится, но знаете, что он сердится, извинитесь за то, что можете. Это может звучать так: "Я вижу, что вы на меня обижены, и мне очень жаль, что я вас обидел". Частичные извинения также применимы к ситуациям, когда вас просят извиниться, даже если вы считаете, что ваши действия были оправданы.
Объяснение того, почему вы поступили именно так, как поступили, может добавить важный контекст. Согласно исследованиям, жертвы правонарушений часто воспринимают проступок как целенаправленный, несправедливый и преднамеренный. С другой стороны, правонарушители склонны считать свои действия спровоцированными и оправданными. Незащищенный рассказ о своих мотивах может помочь человеку, перед которым вы извиняетесь, понять, что вы не действовали злонамеренно.
Чего не следует делать, когда извиняешься
Есть несколько признаков плохого извинения. Желательно избегать таких выражений, как "Извините, если..." ("Извините, если вы обиделись"), "Извините, но..." ("Извините, но я имел полное право накричать") и "Извините, что вы..." ("Мне жаль, что вы восприняли это неправильно"). Не используйте такие слова, как "очевидно" и "прискорбно".
Любое заявление, возлагающее вину на получателя, является плохим извинением. Это нормально, что мы хотим указать на то, как они обидели и нас, потому что часто в таких случаях не все чисто с точки зрения того, кто кого обидел. Если вам кажется, что перед вами тоже должны извиниться, оставьте это для отдельного разговора.
Извиняясь, вы признаете, что ваши слова и действия причинили боль - поэтому не стоит преуменьшать боль другого человека, чтобы потешить свое самолюбие.
Когда и как извиняться:
Важнее, чем время и способ извинения, его искренность. Если вы еще не готовы сказать "простите", вы можете извиниться несколько раз: один раз, чтобы избавиться от неловкости, а затем, когда вы действительно почувствуете раскаяние.
Не беспокойтесь о том, где именно в разговоре прозвучит извинение - сосредоточьтесь на искренности и сочувствии. Одно из часто цитируемых исследований показало, что когда извинения приносятся после того, как обиженная сторона имеет возможность поделиться своими чувствами, они оказываются более эффективными. Одно из исследований показало, что начало разговора с извинения может стать толчком к более глубокой беседе. Всякий раз, когда вы извиняетесь, будьте готовы к любому диапазону эмоций, а также к тому, что вам придется слушать (или к тому, что другой человек полностью отключится).
Как правило, самые искренние извинения приносятся лицом к лицу или по телефону. Другой человек может слышать ваш голос, тон и читать язык тела. Текстовые извинения можно использовать, если вы обычно таким образом общаетесь с человеком, которого обидели. Сообщения в социальных сетях могут быть эффективным способом извиниться перед человеком из вашего прошлого, с которым вы не общаетесь и не видитесь лично. Массовых извинений в социальных сетях следует избегать любой ценой.
Гораздо полезнее обратиться своим человеческим голосом к друзьям, которым вы действительно причинили вред, и сказать: "Мне жаль, я люблю тебя, я скучаю по тебе. Мы можем поговорить об этом?"
Когда не стоит извиняться:
Ситуации, требующие извинений, кажутся бесконечными. Есть множество способов наломать дров, разозлить или обидеть людей, но есть и несколько обстоятельств, когда ничего не нужно менять.
Никогда не извиняйтесь за то, что вы существуете, занимаете место и живете своей подлинной сущностью. Это та версия аутентичности, к которой стоит стремиться.
"Извиняться за то, что вы делаете или говорите, вполне уместно", - говорит Маккарти. "Вы не должны извиняться за то, кто вы есть".
А вы давно просили прощения у близких людей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты