
Когда Китай сбил самолет-шпион U2 в разгар холодной войны
Сеул, Южная Корея
Си-Эн-Эн
—
Когда недавно над Соединенными Штатами был замечен китайский высотный аэростат, подозреваемый в шпионаже, ВВС США отреагировали на это, отправив в полет свой собственный разведывательный самолет U-2.
Именно самолет-разведчик времен холодной войны, сделавший фотографии с высоким разрешением - не говоря уже о селфи своего пилота, – как сообщается, убедил Вашингтон в том, что китайский аэростат собирал разведданные, а не, как продолжает настаивать Пекин, изучал погоду.
При этом самолет сыграл ключевую роль в событии, которое привело к резкому росту напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира и привлекло международное внимание к методам, которые правительства двух стран используют для слежки друг за другом.
До сих пор основное внимание средств массовой информации было сосредоточено на воздушном шаре – в частности, на том, как судно, считающееся пережитком ушедшей эпохи шпионажа, могло оставаться актуальным в учебнике современного шпиона. Тем не менее, для многих военных историков гораздо более красноречивым является участие другого символа ушедшего времени - U-2.
U-2 имеет долгую и легендарную историю, когда дело доходит до шпионских баталий между США и Китаем. В 1960-х и 1970-х годах по меньшей мере пять из них были сбиты во время выполнения разведывательных миссий над Китаем.
Об этих потерях сообщалось не так широко, как можно было бы ожидать, – и на то есть веские причины. Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое отвечало за все американские U-2 на момент сбития самолетов, никогда официально не объясняло, что они там делали.
Загадочности добавляло то, что самолетами управляли не американские пилоты и не под флагом США, а пилоты из Тайваня, которые, в поразительной параллели с сегодняшней сагой о воздушных шарах, утверждали, что участвуют в инициативе по исследованию погоды.