
Теперь только государство сможет проводить судебную экспертизу по ряду экономических преступлений.
Расследование некоторых финансовых преступлений является исключительной компетенцией государства
Дела, связанные с природными ресурсами, а также коррупцией, экстремизмом и налоговыми преступлениями, будут переданы в ведение экспертов, работающих от имени государства. Это нововведение широко обсуждается в юридическом сообществе, которое утверждает, что оно может привести к ухудшению качества и монополизации экспертизы. С другой стороны, Министерство юстиции утверждает, что это сделает решение суда более объективным, так как будет сложнее подкупить экспертов, работающих от имени государства.
Министерство юстиции разработало поправки, касающиеся некоторых категорий судебно-медицинских экспертиз, которые могут проводиться только государственными судебно-медицинскими учреждениями. Многие юристы утверждают, что эта реформа негативно скажется на правах предпринимателей и значительно затянет процесс.
Поэтому в документе говорится о передаче этих дел государственным экспертам:
Уголовные дела, связанные с преступлениями с элементами экстремизма и терроризма,
дела, связанные с признанием ограниченной дееспособности, недееспособности и некомпетентности,
уголовные дела, связанные с неуплатой налогов, присвоением или растратой бюджетных и природных ресурсов.
В делах о коррупции и налоговых преступлениях эксперты, работающие на государство, будут иметь исключительное право на проведение налоговой, финансовой и аналитической экспертизы.
Пояснения даны в пояснительной записке, подготовленной Министерством юстиции. В документе утверждается, что негосударственные эксперты, включая наиболее уважаемых ученых-гуманитариев, не имеют необходимых профессиональных навыков и подготовки в таких узких областях, как экспертиза экстремистских материалов. Традиционная лингвистика исходит из того, что каждое понятие имеет множество коннотаций, что затрудняет выработку единого методологического подхода. Все это приводит к появлению противоречивых оценок, которые политически интерпретируются независимыми и государственными экспертами.
Что касается экономических статей, то, по мнению Министерства юстиции, осужденные по этим статьям могут сотрудничать с экспертами, которые будут занижать ущерб, причиненный, например, преступлениями, связанными с природными ресурсами.
В настоящее время государство уже имеет исключительное право на проведение некоторых экспертиз. К ним относятся судебно-психологическая, взрывотехническая, баллистическая и судебно-психиатрическая экспертизы. Кроме того, только государственные эксперты уполномочены проводить тесты на психотропные и токсичные вещества.
Ограничение и предвзятость по отношению к обвинению
Адвокаты говорят, что хотя эксперт - это всего лишь один элемент из многих, именно он часто является решающим фактором в деле. Когда на независимый процесс накладываются ограничения, обвиняемый лишается возможности просить о замене эксперта или использовать экспертов в определенной области судебного процесса.
Экспертам, работающим от имени государства, часто приходится одновременно заниматься большим количеством дел. Таким образом, страдает право на завершение дела в разумные сроки. Сегодня существует гораздо больше организаций независимых судебных экспертов. Поэтому они могут проводить необходимые процедуры с должным вниманием к деталям.
Однако и сегодня во многих случаях следственный судья не принимает ходатайства негосударственных экспертов о предоставлении экспертного заключения. Эксперты-юристы утверждают, что такие запросы принимаются только из-за чрезмерной загруженности государственных органов. В настоящее время адвокатам приходится отстаивать точку зрения, что если в конкретном деле нет государственного эксперта с необходимыми знаниями, то следует использовать негосударственного эксперта.
Кроме того, многие юристы опасаются, что наличие только государственных экспертов, пишущих заключения по экономическим статьям, значительно усилит уклон в публичном праве, которое всегда носит ярко выраженный категоричный характер. Организационную, финансовую и административную независимость государственных органов, включая прокуратуру и следственную комиссию, от властей трудно оспорить. Это поставило бы обвиняемого в уязвимое положение