
Рекомендации как следует инвестировать во время кризиса
На протяжении всей истории человечества нам угрожали различные кризисы. Некоторые из этих кризисов были финансовыми, например, банковский и валютный кризис, другие - экономическими, например, долговой кризис и кризис sub-prime. Но, возможно, наиболее ярко мы помним социальные кризисы, такие как нехватка продовольствия и высокий уровень безработицы, а также политические и международные кризисы, такие как нынешний конфликт между Украиной и Россией. Хотя мировые рынки в основном преодолели первоначальный шок от кризиса между Украиной и Россией, есть несколько уроков, которые мы можем извлечь из недавнего конфликта.
В этой статье вы узнаете о том, как следует планировать свои инвестиции во время кризиса, чтобы извлечь из ситуации максимум пользы. Это позволит вам не паниковать и не принимать эмоционально окрашенные инвестиционные решения, о которых вы потом будете жалеть. Мы расскажем вам обо всем этом, но сначала давайте рассмотрим подробнее, как большинство инвесторов реагируют на кризис.
Как большинство инвесторов реагируют на кризис?
Независимо от типа кризиса, всегда возникает значительный шум по поводу последних событий, и этот шум неизбежно влияет на инвесторов. Типичной реакцией инвесторов на кризис является паника и начало продажи своих инвестиций в акции, даже если они несут убытки. Это решение о продаже в панике часто бывает ошибочным, но оно происходит каждый раз из-за непреодолимого страха перед дальнейшими потерями.
Но даже если вы не будете совершать паническую продажу во время кризиса, поиск подходящих инвестиций в такие периоды может оказаться непростым делом. Некоторые проблемы, на которые следует обратить внимание при осуществлении инвестиций во время кризиса, - это высокая волатильность на рынках акций и вероятность двойной рецессии.
Текущий кризис в Украине, похоже, развивается по той же схеме. После первоначального спада на индийских фондовых рынках общий рынок значительно восстановился, однако, безусловно, существует большая неопределенность относительно будущих перспектив инвестиций, сделанных во время текущего кризиса. Чтобы лучше понять, как может развиваться текущий кризис, давайте рассмотрим влияние войны на инвестиции в акции.
Какое влияние война оказывает на рынки акций?
Война негативно влияет на большинство классов активов, секторов и отраслей. Это связано с тем, что война приводит к нарушению торговли, санкциям, росту инфляции и тарифов, а также к нехватке сырья. В совокупности эти факторы могут привести к значительному падению цен на акции многих компаний на 10-30%.
Например, во время текущего конфликта между Украиной и Россией цены на такие товары, как пшеница, растительное масло, никель, природный газ и нефть, значительно выросли. Это объясняется тем, что и Россия, и Украина экспортируют эти товары по всему миру, а текущий конфликт привел к значительным перебоям в поставках.
Из-за этого внезапного роста цен на сырьевые товары во всем мире экономика стран мира, включая Индию, пострадает как в краткосрочной, так и в средне-и долгосрочной перспективе. Но помимо дефицита сырьевых товаров и повышения производственных затрат, существует и другая причина коррекции акций во время кризиса. Она связана с восприятием инвесторов и опасениями, что на рынках акций произойдет дальнейшая коррекция.
Тем не менее, исторические данные о долгосрочных результатах деятельности рынков акций после кризиса показывают иную тенденцию.
Как вы понимаете, влияние войны или другого кризиса на рынки акций исторически было кратковременным. В течение года или двух после того, как рынки достигали рекордных минимумов, происходило значительное восстановление. Это связано с тем, что рынки акций обычно приспосабливаются к новой реальности в течение короткого времени, и вскоре после этого возобновляется рост.
Как лучше выбрать инвестиции во время кризиса?
Любой кризис, будь то экономический, геополитический или социально-экономический, предоставляет множество возможностей для роста вашего богатства. На самом деле, исторические данные показывают, что периоды кризиса часто помогают инвесторам получать сверхприбыли при условии разумного выбора инвестиций. Основной причиной этого, конечно же, является поведение инвесторов в ответ на любой кризис.
Как правило, в начале кризиса инвесторы решают переместить свои инвестиции в сектора, отрасли и классы активов, которые считаются "безопасными". К ним относятся технологии, коммунальные услуги, основные потребительские товары и золото. Хотя такие инвестиции могут в некоторой степени помочь контролировать потери портфеля, нет никакой гарантии, что эти инвестиции помогут создать богатство в долгосрочной перспективе.
Несколько более умных инвесторов могут выбрать другой вариант - короткую продажу акций или индексных фьючерсов. Продавец коротких позиций способен заработать на падении цен на акции или просадке индексов. Проще говоря, короткие продавцы берут акции, которые им еще не принадлежат, и продают их в расчете на то, что позже эти акции можно будет купить по более низкой цене. Однако операции короткой продажи не так просты, как покупка и погашение паев ПИФа, поэтому эта техника извлечения выгоды из падения рынков подходит не всем инвесторам.
Как вести себя во время просадки рынка?
Во время спада на рынках акций вы можете инвестировать в высококачественные акции, которые доступны по дешевой оценке. Чтобы выбрать лучшие высококачественные акции в период кризиса, необходимо учитывать следующие ключевые критерии:
1. Инвестируйте в компании, которые предоставляют товары и услуги первой необходимости
В кризисные периоды, как правило, хорошей идеей является выбор акций компаний, предоставляющих товары и услуги первой необходимости. Это связано с тем, что сектора, которые занимаются товарами первой необходимости и товарами повседневного спроса, такими как мыло, молоко, лекарства, рис и т.д., обычно лучше работают в периоды кризиса. В случае с другими товарами или услугами у людей может быть возможность отложить покупку, но это не так, когда речь идет о предметах первой необходимости или товарах повседневного спроса.
Аналогичным образом, вам следует избегать компаний, работающих в сегментах дискреционного потребления, таких как ювелирные изделия, автомобили, гостиничный бизнес и развлечения, путешествия и т.д. Во время кризиса акции этих компаний могут быть доступны с большой скидкой, но таким компаниям, как правило, требуется больше времени для восстановления и процветания после кризиса.
2. Найдите компании, которые контролируют собственную цепочку поставок
Во время войны следует ожидать перебоев в цепочке поставок. Поэтому вполне естественно, что многие компании сталкиваются с нехваткой сырья, что сказывается на производстве. В таких обстоятельствах компании, которые управляют собственной цепочкой поставок, имеют значительное преимущество.
Это связано с тем, что компании, имеющие прямых дистрибьюторов, обычно способны нормализовать свою цепочку поставок быстрее, чем компании, использующие оптовиков. Аналогичным образом, компании, которые самостоятельно управляют каналами B2C, такими как шоу-румы, диагностические лаборатории и т.д., имеют больше возможностей для более быстрого восстановления, чем компании, которые полагаются на третьих лиц.
3. Выбирайте компании, которые поддерживают своих заинтересованных сторон
Еще одним фактором, который необходимо учитывать при инвестировании в период кризиса, является то, как компания управляет интересами своих заинтересованных сторон. Если компания способна предоставить дополнительный кредит или ссуду на пополнение оборотных средств своим поставщикам, продавцам и дистрибьюторам во время кризиса, это признак того, что финансовые показатели компании устойчивы.
Сильный баланс указывает на то, что компания имеет больше шансов пережить кризис, чем ее финансово слабые коллеги. Более того, если во время кризиса число участников рынка сократится, компании с сильным балансом могут значительно увеличить свою долю на рынке к моменту окончания кризиса.
4. Компании, способные увеличить долю рынка
Как правило, период кризиса почти всегда приводит к переходу доли рынка от неорганизованных к организованным игрокам. По сути, сильные компании становятся сильнее в результате кризиса, а слабые компании становятся слабее и могут даже прекратить свое существование.
Таким образом, вам следует инвестировать в компанию, которая принадлежит к сектору с высоким спросом и способна заполнить брешь в цепочке поставок. Такая компания сможет захватить большую долю рынка и стать брендом премиум-класса, увеличив расходы на рекламу в кризисные периоды.
Примерами отраслей, к которым могут относиться такие компании, являются производство электронного оборудования, цепочки поставок и логистика, текстиль, обувь, упакованные продукты питания и т.д.