
Как электрические тук-туки могут стать «виртуальной электростанцией» для этой страны
Улицы Дакки заполнены постоянным шумом. Среди хора гудков и звона колоколов, рева машин и грохота рикш вы можете услышать электрический гул городских трехколесных открытых такси, называемых тук-туками, когда они плетутся в пробках.
Среди хаоса один бангладешский стартап нашел возможность. SOLshare планирует использовать примерно 2,5 миллиона электрических тук-туков в стране и превратить их в «виртуальную электростанцию».
«Когда (тук-туки) возвращаются в гараж в конце ночи, они возвращаются с 30% заряда батарей», — говорит Сальма Ислам, руководитель проектов, сбора средств и коммуникаций в SOLshare. «Если бы они могли передать это обратно в сеть, когда спрос действительно высок, это было бы потрясающе».
SOLshare точно знает, сколько электроэнергии осталось в этих тук-туках, потому что она работала с местными автомастерскими над заменой их обычных свинцово-кислотных батарей на интеллектуальные литий-ионные батареи. Они оснащены цифровым чипом SOLshare, который собирает данные о производительности батареи, местоположении и уровне заряда.
Стартап утверждает, что оставшаяся электроэнергия в этих батареях может обеспечить до 20% энергии страны, когда спрос на нее самый высокий. Транспортные средства будут перезаряжаться в течение ночи, когда спрос в сети самый низкий.
Мухаммад Делвар Хоссейн (справа) — водитель тук-тука в Дакке. Он начал использовать умную батарею год назад.
SOLshare надеется, что этот мобильный источник питания поможет стабилизировать энергосистему Бангладеш и обеспечить экономическое развитие страны.
«Спрос постоянно растет, потому что население тоже растет, и по мере улучшения условий жизни людей растут и их потребности в энергии», — говорит Ислам.
Яркая идея.
SOLshare запустила свою пилотную программу для электромобилей под названием SOLmobility в 2021 году. Она сотрудничала с 15 гаражами тук-туков, чтобы обновить батареи около 40 автомобилей и начала собирать данные о пробеге и действиях трехколесных транспортных средств.
По словам Ислама, умные батареи потребляют на 40% меньше энергии, чем свинцово-кислотные. Кроме того, литий-ионные аккумуляторы заряжаются всего за шесть часов, что примерно вдвое меньше, чем свинцово-кислотные аккумуляторы, и они легче и эффективнее. Хотя они дороже, более чем в два раза дороже свинцово-кислотных аккумуляторов, они служат в пять раз дольше, говорит Ислам.
Мухаммад Делвар Хоссейн, который более десяти лет водил тук-тук в пригороде Дакки Тонги, в прошлом году начал использовать умную батарею SOLshare. Он говорит, что это увеличило его ежемесячный заработок на 50%, потому что он может совершать больше поездок без подзарядки, и он чувствует, что его здоровье улучшилось, потому что он больше не вдыхает токсичные пары, выделяемые свинцово-кислотным аккумулятором.
Свет в темноте.
Амбиции SOLshare выходят далеко за рамки тук-тук – она хочет трансформировать весь энергетический сектор Бангладеш с помощью нескольких направлений.
В 2015 году компания начала строить одноранговые микросети на солнечных батареях, которые позволяют домохозяйствам без солнечных панелей покупать избыточную энергию у других в сообществе, используя систему мобильных пополнений с оплатой по мере использования. На сегодняшний день установлено 118 микросетей по всей стране. На данный момент стартап привлек 6 миллионов долларов.
По словам Ислама, компания также устанавливает системы солнечных батарей для домов и коммерческих зданий, и у нее в стадии разработки находится установка мощностью 27 мегаватт.
По словам Ислама, увеличение солнечной энергии может помочь стране снизить зависимость от ископаемого топлива, а эти микросети могут даже возвращать избыточную энергию в национальную сеть.
Инновации SOLshare появились в решающий момент для энергетического сектора страны.
«Прошлым летом у нас были массовые сбои в энергосистеме… это всем открыло глаза», — говорит Ислам.
По всей стране домохозяйства сталкивались с частыми сбросами нагрузки, практикой принудительных отключений электроэнергии, которая снижает нагрузку на сеть и предотвращает полное отключение электроэнергии. Затем, в октябре 2022 года, в Бангладеш произошло крупнейшее за восемь лет отключение электроэнергии, когда национальная сеть вышла из строя и погрузила во тьму 96 миллионов человек.
По данным Всемирного банка, в Бангладеш действует крупнейшая в мире программа автономной солнечной энергетики. Домашние солнечные системы, которые можно увидеть здесь, на крышах Дакки, снабжают электроэнергией отдельные домохозяйства.
Несмотря на то, что Бангладеш является домом для крупнейшей в мире программы автономной солнечной энергетики, быстрый рост Бангладеш и растущий спрос на электроэнергию означают, что возобновляемые источники энергии составляют всего 3,5% его энергии.
Низинная страна также является одной из наиболее уязвимых к изменению климата стран в мире и очень восприимчива к наводнениям, засухам и штормам, поэтому жизненно важно найти устойчивый способ удовлетворить ее растущий спрос на энергию.
«Я думаю, что они немного опередили свое время», — говорит Соня Башир Кабир, основатель бангладешской венчурной компании SBK Tech Ventures и один из первых инвесторов SOLshare. Она считает, что следующие пять лет откроют для компании много возможностей.
«Правительство взяло на себя очень серьезные полномочия по изучению климата, что помогает, потому что это означает, что политика будет благоприятной», — говорит она.
Ускорение революции в области возобновляемых источников энергии.
Бангладеш — не единственная страна, пытающаяся удовлетворить спрос на энергию: перебои с поставками нефти и газа в течение 2022 года вызвали глобальный энергетический кризис. Это привело к революции в области возобновляемых источников энергии: солнечная и ветровая энергия в прошлом году росла на 30% быстрее, чем ожидалось, и многие надеются, что это ускорит расширение сектора зеленой энергии.
SOLshare установила свою первую одноранговую солнечную микросеть в 2015 году, и сейчас их 118 по всей стране.
SOLshare продолжает модернизировать больше тук-туков, а также работает с производителями аккумуляторов над установкой своего цифрового чипа непосредственно в аккумулятор.
Ислам надеется, что благодаря своим различным проектам компания станет «крупнейшим поставщиком виртуальных коммунальных услуг в Азии» — модель, которая может сыграть «огромную роль» в других странах с большим парком электрических трехколесных транспортных средств, таких как Таиланд и Индия, говорит она. .
«Мы используем как можно больше децентрализованных возобновляемых источников, а не полагаемся только на центральную энергосистему», — говорит Ислам. «На наш взгляд, если мы можем сделать это прямо здесь, в Бангладеш, вы можете сделать это где угодно».