Александр Григорьевич
Александр Григорьевич Подписчиков: 1342
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг

О моем отце, ветеране войны, выдающемся конструкторе, настоящем труженике и прекрасном человеке

336 дочитываний
55 комментариев
Эта публикация уже заработала 16,58 рублей за дочитывания
Зарабатывать


О моем отце, ветеране войны, выдающемся конструкторе, настоящем труженике и прекрасном человеке

Студенческие и военные годы

Начну краткое повествование о моем отце с того момента, когда он поступил в Ленинградский политехнический институт (ЛПИ). Учился он с большим интересом, даже вдохновением. Но вот грянула Великая Отечественная война – и отец ушел добровольцем на фронт, отучившись в институте всего три года. В первых же боях полегло большинство ополченцев, но отец остался жив. Его, тяжелораненого, подобрали фашисты и отправили в лагерь для военнопленных. Там его выходил пленный советский врач, с которым он впоследствии поддерживал связь вплоть до конца своей жизни.

Оправившись от последствий ранений, отец пытался бежать из плена. Вторая попытка оказалась удачной, и он вместе с напарником нашли партизанский отряд. Благодаря владению немецким языком отец участвовал в разведывательных рейдах в тылу врага, переодевшись в немецкую офицерскую форму. В послевоенные годы он рассказывал много своих историй о партизанских буднях и примечательных событиях. В 1944 году фронт продвинулся на запад, и бойцы партизанских отрядов влились в ряды действующей армии.

После войны отец восстановился в ЛПИ и окончил его в 1948 году, защитив дипломный проект докового крана грузоподъемностью 16 тонн, его аналог в дальнейшем производился на заводе Подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова.

На этот завод отец был распределен вместе с одногруппником Сергеем Андреевичем Васьковым, ставшим впоследствии его надежным заместителем. Оба они закончили кафедру «Подъемно-транспортные машины» ЛПИ, начав учебу до войны и продолжив ее после фронтового перерыва. На кафедре в те годы преподавали известные специалисты в области подъемно-транспортных машин и металлоконструкций Н. П. Виноградов, А. И. Дукельский, М. М. Гохберг, В. П. Семенов и другие, обеспечившие высокий уровень подготовки молодых специалистов.

Основные этапы работы отца на заводе

1948 год – инженер-конструктор бюро портальных кранов (БПК).

1950 год – старший инженер БПК.

1952 год – ведущий инженер-конструктор, руководитель группы БПК.

1954 год – заместитель главного конструктора завода.

1960–1981 год – главный конструктор завода ПТО им. Кирова, головного завода Минтяжмаша по нестандартной продукции подъемно-транспортного машиностроения. За годы работы в этой должности отец создал мощный и сплоченный коллектив, в котором работало около 250 конструкторов и других специалистов, объединенных в 10 структурных подразделений.

В те годы отдел главного конструктора занимал два этажа 4-этажного здания инженерного корпуса рядом с метро «Балтийская», где ныне, после банкротства предприятия с высокопрофессиональным коллективом, сделан очередной бизнес-центр, а вместо нескольких цехов бывшего краностроительного завода возведен гипермаркет «Лента» с парковкой.

Основные вехи работы отца на заводе

1950 год. Длительная командировка на монтаж и наладку оборудования на Цимлянский гидроузел – «стройку НКВД». Руководство бригадой заключенных-«мокрушников», с которыми были установлены нормальные взаимоотношения и решены поставленные задачи.

1958 год. На заводе были разработаны и изготовлены механизмы уникальных двухконсольных кранов для Братской ГЭС общим вылетом 100 метров и высотой подъема 180 метров.

Коллега и товарищ отца В. Н. Яворчук, участвовавший в наладке и сдаче этих кранов заказчику, рассказывал о сомнениях руководства стройки (а ее возглавлял член ЦК КПСС, величина в те времена) в работоспособности и прочности кранов, в связи с чем были проведены дополнительные, ужесточенные динамические испытания. По просьбе заводчан крановщик поднял максимально допустимый груз на максимальном вылете и на максимальной скорости, что в обычной практике недопустимо. В результате 50-метровая стрела превратилась из прямой в синусоиду с двумя волнами, после чего постепенно приняла исходное положение. Несложно себе представить состояние крановщика.

1960 год. Спроектирован и изготовлен шахтный кран грузоподъемностью 60 тонн с высотой подъёма 500 метров.

1963 год. Двухмесячная командировка на Севастопольский морской завод (Севморзавод), руководство монтажом первого советского самоходного плавучего крана. В дальнейшем было выпущено еще 53 таких крана. После окончания работ и сдачи объекта отец нырнул ласточкой со стрелы в Черное море, восхитив своим поступком многочисленных сдатчиков (на фотографии запечатлен этот уникальный прыжок).

1965 год. Создание и активное участие в сдаче в эксплуатацию 250-тонного плавучего крана-катамарана «Кер-Оглы», предназначенного для установки нефтяных вышек в Каспийском море.

О моем отце, ветеране войны, выдающемся конструкторе, настоящем труженике и прекрасном человеке

1965 год. Разработка и изготовление кабель-крана пролетом 1100 метров для строительства Красноярской ГЭС. Высота опор крана – более 100 метров. Кран был предназначен для заполнения бетоном тела плотины.

С помощью этого крана в 1972 году, за 4 года до окончания строительства судоподъемника, через плотину были перенесены разные суда, в том числе 35-тонные «Метеоры».

1966 год. Сконструирован и изготовлен первый портальный кран грузоподъемностью 80 тонн. К его проектированию был привлечен ВНИИ технической эстетики, благодаря чему эти краны получились действительно красивыми.

1967 год. Создан новый тип грейферно-бункерного перегружателя грузоподъемностью 16 тонн.

1973 год. Спроектирован уникальный кольцевой кран для обслуживания строящейся на Криворожском металлургическом комбинате крупнейшей в мире доменной печи объёмом 5000 кубометров.

1978 год. Разработка и начало серийного производства инерционно-разгрузочной машины (ИРМ-8), обеспечивающей быструю механизированную разгрузку сыпучих грузов (зерна, картофеля и т.п.) из вагонов, исключающую ручной труд.

1978–1979 годы. Разработка и изготовление уникальных лебедок для Саяно-Шушенской ГЭС. Грузовые лебедки предназначались для кранов КБГС-1000 (краны башенные гидротехнического строительства).

За активное участие в создании Саяно-Шушенской ГЭС отец был награжден знаком «Участник строительства Саяно-Шушенской ГЭС», а его имя было выбито на гранитной стеле среди почетных строителей. На заводе отца в шутку и с уважением называли ГЕС (по заглавным буквам имени, отчества и фамилии).

О моем отце, ветеране войны, выдающемся конструкторе, настоящем труженике и прекрасном человеке

1979 год. Отец по поручению Главка был координатором работ ряда предприятий по созданию наземных комплексов по обслуживанию советского многоразового челнока «Буран».

О моем отце, ветеране войны, выдающемся конструкторе, настоящем труженике и прекрасном человеке


1980 год. 5 апреля отец получил несколько десятков телеграмм и многочисленные поздравления по случаю своего 60-летия.

1980 год. Заводом выпущен 10000-й кран. Для Ленинградского морского порта изготовлен первый отечественный контейнерный перегружатель. Завершено проектирование грейферно-бункерного перегружателя производительностью 800 т/час.

1980 год. Коллектив заводчан выдвинут на Государственную премию 1981 года «за разработку конструкций, освоение серийного производства и внедрение в эксплуатацию портальных кранов, обеспечивших прогрессивные методы механизации работ».

1981 год. Отец уходит с должности главного конструктора руководителем группы, и при этом периодически продолжает замещать и главного конструктора, и главного инженера. Одновременно он продолжает координировать «бурановский» проект и часто ездит в командировки по стране.

1983 год. Отец в 63-летнем возрасте вынужден по состоянию здоровья уйти на заслуженный отдых. Сказались военные ранения и напряженная работа на ответственных должностях.

До конца 80-х годов отец часто посещал родной завод и свой конструкторский коллектив. Со временем встречи с коллегами переместились на квартиру, дома отмечали 70, 75, 80 и 81 год рождения.

В 2006 году отец ушел в дальний путь. Проводить его пришло очень много бывших коллег, в их сердцах о нем остались только светлые воспоминания.

55 комментариев
Понравилась публикация?
79 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 55
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Светлая память созидателю, сколько хорошего сделано в Советское время!

+18 / 0
Ответить

Благодарю вас, Евгений! Действительно, много полезного сделано было в то время, причем намного сложнее привычных "галош", как об этом времени выразился известный персонаж.

+13 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com

Гордимся тем великим поколением, которое из руин подняли страну и сделали ее мощной сверхдержавой. И для людей все было сделано с заботой: бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатное жилье. Спасибо Вам за прекрасную статью, за память!

+12 / 0
Ответить

Весьма признателен вам, Ольга Николаевна! Давайте будем ценить то, что было создано старшим поколением!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Спасибо за рассказ, о вашем отце. Было очень интересно.

+8 / 0
Ответить

Благодарю вас, Федор!

+3 / 0
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

поддерживаю

0
Ответить

Спасибо, Николай Николаевич!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Не стесняйтесь назвать фамилию отца. Это важно.

+8 / 0
Ответить

Сушанский Григорий Ефимович.

+15 / 0
Ответить

Это правильно, Александр Григорьевич. Мне фамилия, как оказывается, ничего не говорит, но к его богатой трудовой деятельности отношусь с огромным уважением. Спасибо за статью. Успехов Вам и здоровья!

+9 / 0
Ответить

Благодарю вас за добрые слова!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

СПАСИБО!! Чаще надо писать о людях труда, о их вкладе, а не обсуждать всякую чепуху!! И сейчас есть достойные люди, но о них молчат.

+3 / 0
Ответить

Благодарю вас, Вера Геннадьевна, и согласен с вашим мнением о том, что писать надо больше о людях достойных!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Да, были люди в наше время!!!!

+1 / 0
Ответить

Спасибо, Людмила!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)

Интересная история и жизнь. Человек нашёл себя в своём деле грузоподъёмных механизмов.

+5 / 0
Ответить

Да, отец нашел свое призвание и гордился тем, что всю трудовую жизнь проработал на одном предприятии.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

да, таких сейчас не найти

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (55)

С Днём Победы, друзья!🌷

Сегодня особенный день - 9 Мая. День памяти, гордости и огромной благодарности. Хочется просто остановиться, выдохнуть и вспомнить, какой ценой нам досталась эта мирная жизнь. Наши бабушки, дедушки,...

Памятный Смоленск

Многие видели в Смоленске памятник Александру Твардовскому и его литературному герою, Василию Тёркину? Душевный памятник. Будто встретились на привале поэт и его герой, разговорились... Так вот,...

Sd.Kfz. 10: Универсальный полугусеничный тягач.

В истории Второй мировой войны немецкая военная техника занимает особое место. Среди множества образцов бронетехники и транспортных средств выделяется полугусеничный тягач Sd.Kfz. 10 (Sonderkraftfahrzeug 10)

Танк Тип 3 "Чи-Ну" (1943): последний средний танк Императорской Японии.

К 1943 году Японская империя оказалась в сложном положении. Война на Тихом океане шла неудачно, а техническое отставание японской бронетехники от американских и советских машин становилось все более очевидным.