
О моем отце, ветеране войны, выдающемся конструкторе, настоящем труженике и прекрасном человеке
Студенческие и военные годы
Начну краткое повествование о моем отце с того момента, когда он поступил в Ленинградский политехнический институт (ЛПИ). Учился он с большим интересом, даже вдохновением. Но вот грянула Великая Отечественная война – и отец ушел добровольцем на фронт, отучившись в институте всего три года. В первых же боях полегло большинство ополченцев, но отец остался жив. Его, тяжелораненого, подобрали фашисты и отправили в лагерь для военнопленных. Там его выходил пленный советский врач, с которым он впоследствии поддерживал связь вплоть до конца своей жизни.
Оправившись от последствий ранений, отец пытался бежать из плена. Вторая попытка оказалась удачной, и он вместе с напарником нашли партизанский отряд. Благодаря владению немецким языком отец участвовал в разведывательных рейдах в тылу врага, переодевшись в немецкую офицерскую форму. В послевоенные годы он рассказывал много своих историй о партизанских буднях и примечательных событиях. В 1944 году фронт продвинулся на запад, и бойцы партизанских отрядов влились в ряды действующей армии.
После войны отец восстановился в ЛПИ и окончил его в 1948 году, защитив дипломный проект докового крана грузоподъемностью 16 тонн, его аналог в дальнейшем производился на заводе Подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова.
На этот завод отец был распределен вместе с одногруппником Сергеем Андреевичем Васьковым, ставшим впоследствии его надежным заместителем. Оба они закончили кафедру «Подъемно-транспортные машины» ЛПИ, начав учебу до войны и продолжив ее после фронтового перерыва. На кафедре в те годы преподавали известные специалисты в области подъемно-транспортных машин и металлоконструкций Н. П. Виноградов, А. И. Дукельский, М. М. Гохберг, В. П. Семенов и другие, обеспечившие высокий уровень подготовки молодых специалистов.
Основные этапы работы отца на заводе
1948 год – инженер-конструктор бюро портальных кранов (БПК).
1950 год – старший инженер БПК.
1952 год – ведущий инженер-конструктор, руководитель группы БПК.
1954 год – заместитель главного конструктора завода.
1960–1981 год – главный конструктор завода ПТО им. Кирова, головного завода Минтяжмаша по нестандартной продукции подъемно-транспортного машиностроения. За годы работы в этой должности отец создал мощный и сплоченный коллектив, в котором работало около 250 конструкторов и других специалистов, объединенных в 10 структурных подразделений.
В те годы отдел главного конструктора занимал два этажа 4-этажного здания инженерного корпуса рядом с метро «Балтийская», где ныне, после банкротства предприятия с высокопрофессиональным коллективом, сделан очередной бизнес-центр, а вместо нескольких цехов бывшего краностроительного завода возведен гипермаркет «Лента» с парковкой.
Основные вехи работы отца на заводе
1950 год. Длительная командировка на монтаж и наладку оборудования на Цимлянский гидроузел – «стройку НКВД». Руководство бригадой заключенных-«мокрушников», с которыми были установлены нормальные взаимоотношения и решены поставленные задачи.
1958 год. На заводе были разработаны и изготовлены механизмы уникальных двухконсольных кранов для Братской ГЭС общим вылетом 100 метров и высотой подъема 180 метров.
Коллега и товарищ отца В. Н. Яворчук, участвовавший в наладке и сдаче этих кранов заказчику, рассказывал о сомнениях руководства стройки (а ее возглавлял член ЦК КПСС, величина в те времена) в работоспособности и прочности кранов, в связи с чем были проведены дополнительные, ужесточенные динамические испытания. По просьбе заводчан крановщик поднял максимально допустимый груз на максимальном вылете и на максимальной скорости, что в обычной практике недопустимо. В результате 50-метровая стрела превратилась из прямой в синусоиду с двумя волнами, после чего постепенно приняла исходное положение. Несложно себе представить состояние крановщика.
1960 год. Спроектирован и изготовлен шахтный кран грузоподъемностью 60 тонн с высотой подъёма 500 метров.
1963 год. Двухмесячная командировка на Севастопольский морской завод (Севморзавод), руководство монтажом первого советского самоходного плавучего крана. В дальнейшем было выпущено еще 53 таких крана. После окончания работ и сдачи объекта отец нырнул ласточкой со стрелы в Черное море, восхитив своим поступком многочисленных сдатчиков (на фотографии запечатлен этот уникальный прыжок).
1965 год. Создание и активное участие в сдаче в эксплуатацию 250-тонного плавучего крана-катамарана «Кер-Оглы», предназначенного для установки нефтяных вышек в Каспийском море.
1965 год. Разработка и изготовление кабель-крана пролетом 1100 метров для строительства Красноярской ГЭС. Высота опор крана – более 100 метров. Кран был предназначен для заполнения бетоном тела плотины.
С помощью этого крана в 1972 году, за 4 года до окончания строительства судоподъемника, через плотину были перенесены разные суда, в том числе 35-тонные «Метеоры».
1966 год. Сконструирован и изготовлен первый портальный кран грузоподъемностью 80 тонн. К его проектированию был привлечен ВНИИ технической эстетики, благодаря чему эти краны получились действительно красивыми.
1967 год. Создан новый тип грейферно-бункерного перегружателя грузоподъемностью 16 тонн.
1973 год. Спроектирован уникальный кольцевой кран для обслуживания строящейся на Криворожском металлургическом комбинате крупнейшей в мире доменной печи объёмом 5000 кубометров.
1978 год. Разработка и начало серийного производства инерционно-разгрузочной машины (ИРМ-8), обеспечивающей быструю механизированную разгрузку сыпучих грузов (зерна, картофеля и т.п.) из вагонов, исключающую ручной труд.
1978–1979 годы. Разработка и изготовление уникальных лебедок для Саяно-Шушенской ГЭС. Грузовые лебедки предназначались для кранов КБГС-1000 (краны башенные гидротехнического строительства).
За активное участие в создании Саяно-Шушенской ГЭС отец был награжден знаком «Участник строительства Саяно-Шушенской ГЭС», а его имя было выбито на гранитной стеле среди почетных строителей. На заводе отца в шутку и с уважением называли ГЕС (по заглавным буквам имени, отчества и фамилии).
1979 год. Отец по поручению Главка был координатором работ ряда предприятий по созданию наземных комплексов по обслуживанию советского многоразового челнока «Буран».
1980 год. 5 апреля отец получил несколько десятков телеграмм и многочисленные поздравления по случаю своего 60-летия.
1980 год. Заводом выпущен 10000-й кран. Для Ленинградского морского порта изготовлен первый отечественный контейнерный перегружатель. Завершено проектирование грейферно-бункерного перегружателя производительностью 800 т/час.
1980 год. Коллектив заводчан выдвинут на Государственную премию 1981 года «за разработку конструкций, освоение серийного производства и внедрение в эксплуатацию портальных кранов, обеспечивших прогрессивные методы механизации работ».
1981 год. Отец уходит с должности главного конструктора руководителем группы, и при этом периодически продолжает замещать и главного конструктора, и главного инженера. Одновременно он продолжает координировать «бурановский» проект и часто ездит в командировки по стране.
1983 год. Отец в 63-летнем возрасте вынужден по состоянию здоровья уйти на заслуженный отдых. Сказались военные ранения и напряженная работа на ответственных должностях.
До конца 80-х годов отец часто посещал родной завод и свой конструкторский коллектив. Со временем встречи с коллегами переместились на квартиру, дома отмечали 70, 75, 80 и 81 год рождения.
В 2006 году отец ушел в дальний путь. Проводить его пришло очень много бывших коллег, в их сердцах о нем остались только светлые воспоминания.
Светлая память созидателю, сколько хорошего сделано в Советское время!
Благодарю вас, Евгений! Действительно, много полезного сделано было в то время, причем намного сложнее привычных "галош", как об этом времени выразился известный персонаж.
Гордимся тем великим поколением, которое из руин подняли страну и сделали ее мощной сверхдержавой. И для людей все было сделано с заботой: бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатное жилье. Спасибо Вам за прекрасную статью, за память!
Весьма признателен вам, Ольга Николаевна! Давайте будем ценить то, что было создано старшим поколением!
Спасибо за рассказ, о вашем отце. Было очень интересно.
Благодарю вас, Федор!
поддерживаю
Спасибо, Николай Николаевич!
Не стесняйтесь назвать фамилию отца. Это важно.
Сушанский Григорий Ефимович.
Это правильно, Александр Григорьевич. Мне фамилия, как оказывается, ничего не говорит, но к его богатой трудовой деятельности отношусь с огромным уважением. Спасибо за статью. Успехов Вам и здоровья!
Благодарю вас за добрые слова!
СПАСИБО!! Чаще надо писать о людях труда, о их вкладе, а не обсуждать всякую чепуху!! И сейчас есть достойные люди, но о них молчат.
Благодарю вас, Вера Геннадьевна, и согласен с вашим мнением о том, что писать надо больше о людях достойных!
Да, были люди в наше время!!!!
Спасибо, Людмила!
Интересная история и жизнь. Человек нашёл себя в своём деле грузоподъёмных механизмов.
Да, отец нашел свое призвание и гордился тем, что всю трудовую жизнь проработал на одном предприятии.
да, таких сейчас не найти