Обзор монстра: «Чудо» и «горько-сладкий»
Николас Барбер 18 мая 2023 г.
Продолжение Хирокадзу Корээды Брокера - это «мелько наблюдаемая, глубоко сострадательная хроника неопрятной современной жизни», - пишет Николас Барбер.

Есть ли в мировом кинематографе кто-нибудь похожий на Хирокадзу Корээда? Год за годом японский сценарист-режиссер продолжает снимать ироничные, гуманные, тихо душераздирающие комедийные драмы, и каждая из них доставляет удовольствие.
Он получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале «Магазинные воришки» в 2018 году, но, на самом деле, вы могли воткнуть булавку в большую часть последних 25 лет, и вы попали бы в корейский фильм, заслуживающий того или иного приза. . В том числе «Монстр» по сценарию Юдзи Сакамото, премьера которого состоялась в Каннах во вторник.
Первое, что нужно сказать о «Монстре», это то, что это не фильм о монстрах, но сложно определить, что это за фильм. Может быть, точнее будет сказать, что это три фильма, в трех разных жанрах, один за другим, которые исследуют одни и те же события с трех разных точек зрения. Первая треть знакомит с Саори (Сакура Андо), овдовевшей работницей прачечной, которая живет в маленьком японском прибрежном городке и имеет очаровательно веселые отношения со своим сыном Минато (Соя Курокава). Но Минато начал вести себя странно: он подстригает свои длинные волосы кухонными ножницами и выпрыгивает из машины, которую она ведет. Возможно, его поведение связано с тем, что он был расстроен смертью отца, но Саори узнает, что он подвергается оскорблениям и нападению со стороны одного из его учителей, сомнительного мистера Хори (Эйта Нагаяма).
Этот отрывок представляет собой замечательный отрезок, который уравновешивает крайнюю жуткость с беспорядком и цветом обычной жизни и работает как кафкианский комментарий о том, как трудно может быть знать, через что проходят ваши дети, и как разочаровывает попытка. Получить прямые ответы от авторитетных лиц.
Но затем «Монстр» перематывает назад и снова охватывает тот же период, на этот раз как сатирическую черную комедию об институциональной трусости и социальных сетях, а затем в третий раз представляет его как горько-сладкую историю об издевательствах и хрупкой юношеской дружбе. Каждая третья часть заполняет все больше кусочков головоломки, добавляет многослойность персонажам и заставляет зрителя переоценить, кто на самом деле является «монстром» из названия.
Трогательность усиливается протяжной фортепианной музыкой Рюичи Сакамото, который умер в марте и которому посвящен фильм.
Этот тип нелинейного фильма всегда может быть хитрым упражнением — способом для создателей фильма показать, насколько они изобретательны в сокрытии и раскрытии информации, так что сцены, которые мы видели раньше, внезапно обретают неожиданное новое значение.
И на этом уровне Monster является триумфом: Корээда и Сакамото полностью контролируют структуру, настолько сложную, что у вас кружится голова. Но они выходят за рамки простой игры, делая миры персонажей такими богатыми и индивидуальными, и они объединяют три части вместе, чтобы сформировать меланхолический тезис о том, насколько мы все разделены и как легко и трагично мы можем неправильно понять друг друга. Эта острота усиливается протяжной фортепианной музыкой Рюичи Сакамото, который умер в марте и которому посвящен фильм.
С другой стороны, у «Монстра» есть еще один типичный аспект фильмов этого типа: он утомляет. Просто когда вы вкладываетесь в одну сюжетную линию, вы должны обратить свое внимание на другую, и к тому времени, когда вы пройдете половину третьего куска, вы вполне можете молиться, чтобы не было четвертого.
Преднамеренный темп и иногда запутанное повествование делают « Монстра»
менее захватывающим, чем некоторые работы Кореэды, и с меньшей вероятностью выиграют призы. Но все же это чудо: тщательно прослеживаемая, глубоко сострадательная хроника неопрятной современной жизни. Другими словами, это фильм Хирокадзу Корээда.