Возвращать ли в школу уроки труда
В Государственную Думу внесен законопроект об обязательном трудовом воспитании. Этот документ позволяет студентке участвовать в родах с согласия студентки или его родителей. До сих пор действует юридический запрет: «Никакого привлечения без согласия».
Сейчас речь идет о профессиях, полезных для общества, не факт, что дети заменят квалифицированных работников — уборщиц или садовников. Именно так думают некоторые родители. В первую очередь это относится к традиционным обязанностям в классе, столовой или раздевалке, субботниках.
Также обсуждалось возвращение трудовых классов в школы. Корреспондент «РГ» узнал о мнениях руководителей школ, учителей и родителей со всей страны.
для изменения-Мы занимаемся этим в школе давно и с большим успехом. Ежегодно родители соглашаются на то, чтобы их дети участвовали в родах», — рассказал директор. — Да, есть несогласные, но их очень мало. Их дети вообще не участвуют в работе. Работа разделена на три направления: дежурство в столовой (дети моют посуду, убирают со столов), дежурство по школе и дежурство по классам. Летом также есть сменная работа - дети работают неделю в нашей большой школе. Они выращивают цветы - пионы, розы, ипомея и ухаживать за ними.
Сергей Маньков, директор «Ресурсного центра городских детских оздоровительно-оздоровительных организаций» Новосибирского городского университета, вспоминал об опыте работы в Советском Союзе: «В Советском Союзе ученики всегда помогали убирать территорию школы, мыли классы, парты. Трудовой класс. Надо вернуть. Просто прививает человеку хорошие качества-трудолюбие и уважение к чужому труду. Когда сам выносишь мусор, подбираешь фантики или бутылки, никогда сам их не бросаешь. "
Мама возьмет?
Юлия Сотникова, жительница Краснодара, мать двоих дочерей, соглашается, что прошлый опыт — это хорошая практика: дети учатся ценить себя и труд родителей.
Вера Бердникова, директор школы №1 поселка Борское Самарской области, довольна инициативой депутатов по трудовому воспитанию
-Когда с нас берут 150 рублей в месяц за уборщицу, это просто создает потребительский настрой. А потом все это распространяется в семье, — говорит Юлия. - Зачем наводить порядок на кухне, мамочка уберёт! Так что я вижу только положительную сторону трудового воспитания. В прошлом году наша школа участвовала в природоохранном проекте «Зеленая школа» - под руководством куратора учащиеся собирали семена растений или выкапывали всходы для посадки в школьном парке. И знаете, многие детишки даже не умеют держать лопату, ухаживать за рассадой. Так что участие в акции для моей старшей дочери было захватывающим событием.
Не так давно в Красноярске ситуация доходила до абсурда: буквально «на каждый чих» учителя должны были получать письменное разрешение от родителей.
-Например, семиклассники после школы должны выделить несколько часов на уборку и украшение класса к Новому году - В дневнике должна быть запись, что родители не против, - сказала учитель географии и биологии Анны Брониковой. - Я очень надеюсь, что эта практика уйдет в прошлое. Лекция вместо работы
Таково мнение отца восьмиклассника Александра Онтужева, инженера из Кемерово: "Обычно в деревне к ручному труду привыкают с ранних лет. Городские подростки склонны к этому. Ничего о нем не известно. О чем-то большем". серьезно. Грустно...".
Надежда Фролова, учитель Агвальской гимназии из Дагестана, заявила, что обеими руками поддерживает введение трудового воспитания.
«Детей надо учить работать», — утверждала учительница. - Хотя бы ввести обязанности и обязательства. В конце концов, сегодняшний рабочий класс называется «Технология» и является теоретическим. У нас есть мальчики и девочки, которые учатся вместе в одном классе, и у нас есть уроки для них. Нет практики. Никто не учится готовить, шить, пилить, строгать. На мой взгляд, практика имеет решающее значение, такое общество, состоящее исключительно из потребителей, не будет расти.
защита от перегиба
Беслан Беков, директор школы №1 города Сунза Республики Ингушетия, также в целом выступает за принятие такого закона.
«Если дети привыкнут к работе, они и сами станут лучше», — отметил директор. - но я "против" излишеств. Детей нельзя заставлять работать. Нам нужна золотая середина. Например, в школах больших городов, где дети ходят работать? Стол будет вымыт, вот и все. Но в такой сельской школе, как наша, всегда есть чем занять детей. Территория около трех гектаров и персонал не всегда может справиться с уборкой двора.
Педагог на пенсии Светлана Гудова из Перми. Он не видит необходимости в законах о труде: «Раньше не было закона об этом. Эти люди работают сами по себе, без всякого принуждения».
-Сейчас, к счастью, есть такое понятие, как волонтерство. Школьники добровольно соглашаются на определенную работу. Им нравится организовывать и делать что-то самостоятельно. Так что, на мой взгляд, никакого специального закона сейчас не нужно. Дети сами с удовольствием что-то делают, чем-то помогают. Главное не делать его обязательным, а использовать добровольный принцип - пенсионеры точно.
Урок, а не лишняя ноша
Пермяк Александр Седых, отец двоих школьников, считает, что детей надо приучать к работе с раннего возраста: "В наше время мы сами убираем классы после уроков и дежурим. Сейчас это делают некоторые клининговые компании, уборщицы. Я думаю, что это должно быть Детское участие в труде, это уж точно не для того, чтобы посадить их на станки и позволить им делать то, что они могут.
сила.
Депутат Госдумы Исаев: Закон о трудовом воспитании вступит в силу с нового учебного года
Юрий Стариков, директор петербургской школы № 106, вспоминает, как раньше был организован общественно полезный производительный труд: часть бесплатного, часть платного (деньги передавались в школьный фонд).
-а главное - в другом. Когда дело доходит до прав детей, мы иногда впадаем в крайности: ребенок бросает бумажку - уборщица должна ее подобрать, пачкает что-то в классе и убирает сама по просьбе учителя - эксплуатация детского труда, - комментирует Юрий Стариков. - сторожить! Увы, как мы видели, так воспитывалось не первое поколение.
Что касается трудовых или технических курсов, то, по словам Юрия Старикова, это такой же предмет, как курсы математики и физкультуры. Важно, чтобы не было перегрузок. Они и так перегружены школьной программой, и даже самое лучшее поведение станет лишь дополнительной обузой.
бабушка возражала
А вот петербуржка и бабушка двоих внуков Галина Зайкова скептически относится к законопроекту: «Автору законопроекта известно, что есть определенные правила гигиены, по каким нормам надо убираться? Нужно ли открывать классы уборки для детей? Ведь в таком случае ответственность будет нести директор, а штраф все равно ляжет на школу».
Елена Зорина, мать двоих детей из Санкт-Петербурга, также против того, чтобы ее дети убирали в школе: «С моим опытом в советских школах я, кажется, должна сказать: воскресение — это нормально, это даже не плохо. Но лично я категорически не хочу, чтобы мои дети убирали класс после школы. У них есть дополнительные уроки и они дают много уроков. Я категорически против работы вне школы. Пусть они сажают цветы и деревья перед школой, конечно. Но пойти куда-нибудь в бизнес-место, где делать работу, где навыки не пригодятся в будущем - нет.
Ольга Безручко, мама восьмиклассника из Ростова-на-Дону, считает инициативу необходимой и правильной: "Здесь очень сложно исключить формальные методы. ВАЖНО. Дети должны быть активно вовлечены в процесс. Думаю, это было бы идеально подходит для организации волонтерского труда через раннюю профориентацию и центр трудоустройства. Насколько я понимаю, такое уже есть. Моя дочь, ученица 8 класса, отнеслась с большим энтузиазмом к предложению поработать в рамках летней трудовой практики. При желании эти люди можно возделывать городские клумбы, работать в офисах и помогать пожилым людям. За эту «зарплату» досуг будет насыщен полезными (для нее Саид может быть веселыми) занятиями. Бонусом будет возможность познакомиться с новыми людьми среди своих сверстников. Естественно, она поймет, что ей больше интересно, и, может быть, сразу срежет какой-то профиль активности».